"Физическое развитие" в соответствии с ФОП ДО" | Зайцева Лариса Дмитриевна. Работа №346339
Дошкольный возраст - это наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются осговы здоровья, правильного физического развиттия, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитаваются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД№1 СЕЛА ЮРЬЕВО-ДЕВИЧЬЕ
«Реализация образовательной области
«Физическое развитие» в соответствии с ФОП ДО»
Воспитатель: Зайцева Л.Д.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития,происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Теме здоровья всегда было уделено много внимания в педагогике. Ведь как справедливоотмечал выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
Одной из приоритетных задач Федеральной образовательной программы дошкольного образования является сохранение и укрепление физического и психического развития детей, поэтому в настоящее время главная задача, стоящая перед педагогами ДОУ, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
В современной действительности жизнь диктует нам свои условия. Все меняется, обновляется и призывает нас идти в ногу современем.
Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенкав период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Одной из задач, выделенной в ФОП ДО для детей дошкольного возраста является «расширение представлений о здоровье и его ценности, факторов на него влияющих, оздоровительном воздействии физических упражнений, туризме, как форме активного отдыха»
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено наприобщениедетей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает:
-
Формирование у ребенкавозрастосообразныхпредставлений о жизни, здоровье и физическойкультуре;
-
Становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, к овладению гигиеническим нормам и правилами;
-
Воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и волевых качеств.
Цель и задачиобразования дошкольников в области физической культуры.
Целью образования дошкольников в области физической культуры являетсяформирование здорового, жизнерадостного, физическиразвитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями.
Задачиопределяются общей целью и конкретизируются с учетом особенностей развития детей в каждом возрастном периоде. В процессе занятий физическими упражнениями решаются задачи оздоровления,обучения и воспитания детей.
Охрана жизни и укрепление здоровья детей являются первоочередными задачами дошкольного учреждения. Это обусловлено тем, что органы и функциональные системы у дошкольников еще несовершенны, слабо развиты защитные свойства организма, дети более подвержены неблагоприятным условиям внешней среды, часто болеют. Слабое развитие терморегуляции у детей дошкольного возраста вызывает необходимость повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, т. е. закаливания.
Физическое воспитание должно способствовать формированию у детей физиологических изгибов позвоночника, профилактике плоскостопия, гармоничного развития всех мышечных групп.
У детей с дошкольного возраста необходимо развивать двигательные способности, чтобы они могли овладеть жизненно важными двигательными навыками.
Большое внимание должно уделяться привитию навыков гигиены занятий физическими упражнениями. От этого во многом зависит здоровье детей.
Образовательные задачи.Вторая группа задач исторически носит название «образовательные», хотя, по сути, характеризует лишь одну сторону образования — дидактическую и направлена на процесс обучения: формирование двигательных навыков и освоение специальных знаний.
Большинство движений (ползанье, ходьба, бег; ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) используются детьми в обычной жизни, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию.
Использование прочно сформированных навыков позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой, деятельности. Двигательные навыки, сформированные у детей до семи лет, составляют фундамент длядальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спортивной деятельности.
Детям дошкольного возраста нужно сообщать доступные знания, связанные с занятиями физическими упражнениями. Дети должны знать о значении физических упражнений для укрепления здоровья. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево it др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т. д.
Воспитательные задачи.С раннего возраста у детей важно вос-питывать любовь к занятиям физическими упражнениями, интерес к спорту.
В процессе образования детей в области физической культуры имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания.
Нужно стремиться, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость.
Процесс образования дошкольников в области физических упражнений должен строиться так, чтобы одновременно решались задачи оздоровления, обучения и воспитания.Все упражнения подразделяются на четыре группы:
гимнастика, игры, спортивные упражнения, простейший туризм.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, большепоглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органови систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре.В результате упражняется терморегулирующий аппарат, организм человека приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания.
Естественные силы природы используются и как самостоятельное гигиеническое средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды, способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественныесилы природы, наиболее целесообразно сочетая их.
Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм.
Проводимая работав детских садах, способствует воспитанию положительной мотивации у дошкольников к формированию основ здорового образа жизни, занятиям физической культуры, развитию самостоятельности, достигая поставленную цель в Федеральной образовательной программе дошкольного образования.