«Физическое воспитание детей раннего возраста» | Хлынина Наталья Сергеевна . Работа №243404. Номер работы: №243404
Автор: Хлынина Наталья Сергеевна
Физическое воспитание - это целостная система, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Чем больше мы заботимся о физическом воспитании ребенка именно в раннем возрасте, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком в будущем.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребёнка. В период раннего детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как в них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.
Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.
Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи.
Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.
Государственная организация образования
«Кузбасский региональный центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи»,
«Здоровье и развитие личности»,
«Отделение ранней помощи «Семья»
Реферат
На тему: «Физическое воспитание детей раннего возраста»
По курсу: «Особенности работы педагога с детьми раннего возраста»
Выполнил: Хлынина Наталья Сергеевна
Воспитатель МБ ДОУ «детский сад №256»
Проверил: Чертенкова Галина Ивановна
канд.пед.наук, доцент кафедры
ОнДПиП ЦПО НФИ КемГУ
Новокузнецкий городской округ, 2016
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1.Анатомо-физиологические особенности развития детей раннего возраста…………………………………………………………………
2. Условия нормального развития и укрепления здоровья детей……….
3. Физическое воспитание детей раннего возраста……………………….
3.1. утренняя гимнастика……………………………………………
3.2. обучение основным движениям………………………………..
3.3. общеразвивающие упражнения………………………………
3.4. подвижные игры………………………………………………
Заключение………………………………………………………………..
Список используемых источников………………………………………
Введение
Физическое воспитание - это целостная система, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Чем больше мы заботимся о физическом воспитании ребенка именно в раннем возрасте, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком в будущем.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребёнка. В период раннего детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как в них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.
Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.
Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи.
Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.
Анатомо-физиологические особенности развития детей раннего возраста
Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза, когда происходят преобразования генотипических потенций в фенотипические проявления
Под физическим развитием человека понимается комплекс морфо- функциональных свойств организма, определяющих массу, плотность, форму тела, его структурно-механические качества и уровень возрастного биологического развития индивидуума в момент обследования
При анализе физического развития детей используют следующие показатели:
1.Соматометрические: длина, вес тела, окружность грудной клетки, рост сидя, длина туловища и конечностей.
2. Стоматоскопические: форма грудной клетки, спины, ног, стопы, осанка, рельеф и упругость мускулатуры, жироотложение, эластичность кожи, окрас слизистых, половое созревание
3. Физиометрические: жизненная емкость легких, динамометрия кисти.
Признаки, характеризующие физическое развитие человека, поддаются количественному и качественному учету, поэтому физическое развитие - очень чувствительный признак состояния организма, который довольно быстро меняется под влиянием различных условий
Уровень физического развития является хорошим признаком сопротивляемости организма, приспособляемости его, в связи с чем часто может служить объективным критерием проводимых лечебно-оздоровительных мероприятий с детьми раннего возраста.
Степень физического развития позволяет в какой-то мере судить о функциональном состоянии органов и наоборот, нарушение функциональной способности органов влечет за собой изменения в физическом развитии
Признаки физического развития изменчивы. Они зависят как от унаследованных особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий.
Физическое развитие ребенка оценивается путем сравнения данных роста, массы тела, окружности грудной клетки с показателями этих же величин по стандартам для детей соответствующего пола и возраста.
В каждой стране разрабатываются сводные и оценочные таблицы физического развития детей и подростков с учетом возрастных, половых, территориальных особенностей.
В оценочных таблицах физического развития для каждого возраста и пола даются показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки. Ведущим признаком при оценке уровня физического развития детей раннего возраста является рост, который зависит от взаимодействия организма с окружающей средой.
Развитие считают пропорциональным при одинаковой оценке всех трех показателен. В противном случае признается непропорциональность с указанием отклонения
Теоретический анализ данных литературы показал, что физическое развитие детей зависит от внешнесредовых факторов, к которым относятся и педагогические воздействия, связанные с использованием физических упражнений. Это важно и необходимо потому, что весь опыт отечественного здравоохранения, все достижения мировой науки свидетельствуют о том, что пассивное отношение к охране и формированию детского здоровья, надежда на естественные процессы роста и развития ни в коей мере не оправдываются.
В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьезную опасность для здоровья ребенка.
Кроме того, данный возрастной период – это возможность формирования и проявления всевозможных аллергических реакций и хронических соматических заболеваний, в основном у часто болеющих и предрасположенных к тем или иным хроническим заболеваниям детей.
Но даже здоровый ребенок нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни.
Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении.
Необходимо знать и учитывать особенности развития ребёнка в разные периоды раннего возраста. Это позволит предъявить малышу такие требования, которые соответствовали бы его возможностям. В противном случае воспитательные приемы не будут эффективны, а могут даже повредить.
В возрасте от 1 года до 3 лет можно выделить 3 периода, из которых каждый имеет свои закономерности:
от 1 года до 1,5 лет — малыш уже может самостоятельно ходить, начинает овладевать речью, приобретает некоторые навыки;
от 1,5 до 2 лет — закрепляются достигнутые в более раннем возрасте умения;
от 2 до 3 лет — возраст бурного развития речи и умственного развития.
Таким образом, от 1 года до 3 лет у малыша практически надо развивать все основные движения. Он как будто все умеет, но действует еще неуверенно и порой неловко. Прежде всего следует обратить внимание на ходьбу. Ее необходимо совершенствовать в течение второго и даже третьего года.
Ребенок 2—3 лет должен уметь бегать. Бег порой может развиваться так же быстро, как и ходьба, но хорошо бегать он сможет еще не скоро.
Более сложны для малыша лазание и метание, где параллельно развиваются многие полезные движения, особенно кисти и пальцев, совершенствуются координация движений, ловкость, глазомер.
Не следует думать, что после того, как ребенок встал на ноги, все пойдет само собой. У детей в отличие от животных очень мало врожденных двигательных рефлексов. Подавляющее большинство двигательных навыков возникает у них в результате обучения. И обучать надо систематически и настойчиво, опираясь на уже достигнутые успехи и согласуя занятия с возрастными особенностями ребенка.
При этом важно не упустить время. Нужно помнить, что от правильного физического воспитания в этом возрастном периоде во многом зависит дальнейшее успешное развитие малыша.
Условия нормального развития и укрепления здоровья детей
Критерии здоровья ребенка
Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении.
Согласно принятой классификации здоровья, дети, посещающие дошкольное образовательное учреждение, могут относиться к разным группам здоровья: I – абсолютно здоровые, II – рискующие развитием каких-либо отклонений в состоянии здоровья или уже проявившие этот риск в виде нарушенной функции органов и тканей, но не имеющие хронических заболеваний, и III – имеющие какое-либо хроническое заболевание.
Практически здоровыми детьми врачи и педагоги считают тех, которые жизнерадостны, активны, любознательны, устойчивы к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливы и сильны, с высоким уровнем физического и умственного развития.
Педагоги получают сведения о здоровье детей от медицинских работников (поликлиники, детского сада). К сожалению, существующая до настоящего времени практика не всегда обеспечивает полноту информации о здоровье ребенка при направлении его в ДОУ. Однако опыт показал, что эта информация необходима (в доступном виде) всем участникам работы по формированию здоровья ребенка: и медсестрам, и педагогам, и родителям, и самому ребенку.
КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА:
Первый критерий здоровья - наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе (анамнез).
Второй критерий здоровья – это физическое развитие (здесь и далее – ФР) и степень его гармоничности.
Третий критерий здоровья – нервно-психическое развитие ребенка.
Родители и педагоги могут судить о состоянии здоровья ребенка по следующим ориентировочным показателям его нервно-психического развития.
Режим
Воспитание полезных навыков и привычек имеет особенно важное значение в дошкольном периоде жизни ребенка. В этом возрасте в коре больших полушарий головного мозга легко образуются новые временные нервные связи, называемые условными рефлексами, которые потом закрепляются и часто остаются на всю жизнь в виде навыков и привычек.
Приучая детей к определенному режиму, к выполнению гигиенических требований, мы создаем у них полезные для организма навыки и тем самым сохраняем их здоровье.
Твердый режим дня, установленный в соответствии с возрастными особенностями детей, — одно из существенных условий нормального физического развития ребенка.
Давно известно — каждый испытал это на себе, — что потребность в еде, сне, деятельности и отдыхе появляется в определенные часы, если человек привык есть, спать, работать в установленное время. Понятно, что пища лучше усваивается, если выделение пищеварительных соков начинается еще до того, как она попадает в рот, что сон наступит быстрее и отдых будет более полным, если в привычный час человека «клонит ко сну».
Основное требование к режиму — это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими.
Должно быть установлено время, когда ребенок ложится спать, встает, ест, гуляет, выполняет несложные, посильные для него обязанности. Время это необходимо точно соблюдать. Бывает, что родители, «жалея» ребенка, разрешают ему то позже лечь, то не вовремя встать, то остаться дома в часы прогулки. Такие нарушения установленного распорядка не проходят бесследно: они отражаются на сне ребенка, его аппетите, общем самочувствии. Ребенок начинает к огорчению родителей, не понимающих причины его поведения, нервничать, капризничать.
Правильный режим — основа жизни ребенка, главное условие сохранения его здоровья.
Педагоги, медики и психологи, изучавшие особенности высшей нервной деятельности детей в различные возрастные периоды и установившие закономерности их физиологических процессов, разработали режимы для детей раннего возраста.
Соблюдение правильного, соответствующего возрасту ребенка режима обеспечивает нормальное функционирование организма, а от этого зависит своевременное и правильное его физическое и умственное развитие, поведение и настроение.
Малыш, который приучен к режиму, обычно активен во время бодрствования, редко капризничает, не перевозбуждается, не отказывается от еды, спокойно и быстро засыпает в положенное время, сон его крепкий и спокойный, просыпается он в хорошем настроении.
Любые нарушения режима, особенно если сокращается время сна или нарушается его периодичность, приводят к переутомлению нервной системы и даже к ее истощению. Малыш становится капризным, легковозбудимым, а иногда, наоборот, вялым, заторможенным. И то, и другое состояние неблагоприятно отражается на его состоянии здоровья. У малыша пропадает аппетит, понижается сопротивляемость к заболеваниям.
Если сон, кормления, прогулки, занятия, купание и др. изо дня в день проводятся в одно и то же время, то организм приспосабливается к такому распорядку, устанавливается так называемый стереотип поведения, и малыш всегда с удовольствием делает то, что положено.
Питание
Пища — основной источник выработки всех видов энергии в организме, необходимый материал для роста и развития его органов и систем. Необходимо учитывать, что процессы обмена веществ протекают у детей значительно интенсивнее, чем у взрослых. Дети больше двигаются и гуляют, что также вызывает значительные энергетические затраты.
В пище должны содержаться в правильном соотношении все вещества, которые входят в состав тканей человеческого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода.
Для обеспечения правильного питания необходимы 3 условия:
1) наличие в пище всех необходимых ингредиентов (белки, жиры, углеводы, микроэлементы, витамины);
2) здоровый пищеварительный тракт, а также наличие в нем всех ферментов для правильной переработки этих пищевых веществ; здоровая сердечно–сосудистая система.;
3) рациональный режим питания: это современная технология приготовления пищи (соответствующая физиологическим особенностям ребенка) и распределение пищи по калорийности в течение дня.
В ДОУ должно составляться перспективное двухнедельное меню с учетом сезонного наличия свежих овощей и фруктов, зелени.
При построении меню следует добиваться соблюдения обеспечения ежедневной потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах, при этом необходимо следить за правильным соотношением в рационе белков и жиров животного и растительного происхождения. Жиры растительного происхождения должны составлять около 25-30 % общей потребности ребенка в жирах, животные белки - не менее 50-60%
Для обеспечения ребенка необходимым количеством воды в рационе питания 5 блюд должны быть жидкими:
- молоко, кофе или чай с молоком - на завтрак;
- первое и третье блюдо - на обед;
- кефир, молоко или чай с молоком - на полдник;
- кефир, простокваша или компот - на ужин.
Для правильной организации питания большое значение имеет обстановка, в которой дети принимает пищу. Процесс кормления должен проходить спокойно, в уютной, доброжелательной обстановке. Это способствует выработке у детей положительного и отношения к процессу приема пищи.
Для обеспечения правильного питания в течение дня необходимо соблюдать преемственность в питании детей в ДОУ и дома. В выходные и праздничные дни, во время летних отпусков рекомендуется придерживаться единого режима питания. Для этого в группах следует вывешивать рекомендации для родителей по питанию детей в вечернее время и в выходные дни с учетом того, какие продукты получили дети в ДОУ.
Закаливание
Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределенных механизмов защиты и приспособления организма ко многим факторам, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и другие неблагоприятные процессы не вызывали резких изменений гомеостаза.
Гомеостаз – это постоянство внутренней среды организма (пульс, дыхание, артериальное давление и другие функциональные показатели). У закаленного человека при резких изменениях внешней среды, колебаниях температуры, не происходит серьезных нарушений в деятельности внутренних органов, т.е. он не болеет. Закаливание ребенка повышает его стрессоустойчивость, что очень важно для здоровья, для адаптации к школе и детскому саду.
Закаливать ребенка раннего возраста — это выработать у него способность противостоять охлаждению.
К сожалению, многие родители и даже некоторые медицинские работники считают, что маленьких детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а, наоборот, ослабляют его.
Эффект от закаливания у детей раннего возраста может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных правил: индивидуальный подход к ребенку, постепенность и систематичность закаливания, а также положительное отношение малыша к закаливающим процедурам.
Закаливающие процедуры могут быть разными в различные сезоны года. Летом — душ, общее обливание, воздушная ванна, зимой — обливание ног. Очень хорошо, если и в зимнее время ваш малыш ходит дома в гольфах или носках.
Приступая к закаливанию в детском саду, педагоги ставят перед собой следующие задачи:
• проведение медицинского обследования детей, (физического развития и функционального состояния детского организма), с последующей комплексной оценкой общего состояния здоровья ребенка;
• выявление показателей к проведению определенного вида закаливания, дозирование закаливающих мероприятий (группа закаливания) и выбор метода закаливания;
•определение соответствия закаливающей нагрузки функциональным возможностям ребенка;
• организация совместной работы детского сада и родителей, проводящих со своими детьми закаливающие мероприятия;
• консультации по вопросам закаливания и формирования здорового образа жизни.
Очевидно, что, если речь идет об укреплении здоровья каждого ребенка, без помощи родителей врачи и педагоги этих результатов не получат. Оценить достигнутые результаты родители могут на основе следующей информации:
если ребенок болеет не летом, а зимой, можно предположить, что это происходит потому, что мы плохо закаливаем его зимой, так как в летний период ребенок часто бывает обнаженным, ходит босиком и т. д. и все системы терморегуляции тренируются; если же ребенок болеет и летом и зимой, то по отношению к нему нужно проявить гораздо больше внимания и терпения в течение года и не надеяться, что все ваши проблемы можно разрешить сразу, одним ведром ледяной воды. Но и в этом случае при определенной настойчивости родителей и педагогов результаты обязательно будут положительные.
Физическое воспитание детей раннего возраста
3.1 Утренняя гимнастика
В процессе физического воспитания дошкольников используются разнообразные организационные формы физической культуры.
Утреннюю гимнастику можно и нужно проводить систематически уже с двух лет, так как она развивает двигательные навыки, укрепляет мышцы, создает правильную осанку, тренирует и усиливает деятельность всех органов и систем.
Утренняя гимнастика подготавливает организм ребенка к той нагрузке, которую ему предстоит испытать в течение дня.
Утренняя гимнастика является хорошим средством в профилактике нарушений осанки: ежедневное выполнение общеразвивающих упражнений укрепляет мышцы спины, брюшного пресса.
Задачи гимнастики на втором и третьем году жизни следующие:
Первая задача - научить ребенка правильно ходить. Годовалый ребенок еще теряет равновесие, ходит, часто перебирая ножками, почти бегом, чтобы не упасть, причем полноценные самостоятельные шаги у ребенка появляются после развития координации в движениях рук.
Для воспитания правильной ходьбы нужно приучать детей ходить, сближая ноги и ставя их параллельно, т.е. нужно учить детей по ограниченной по бокам поверхности. Это ходьба по скамейке, доске, дорожкам, шириной от 30-25 см. до 15-10 см.
Вторая задача – воспитывать чувство равновесия. Для этого надо учить детей ходить по ограниченной поверхности, приподнятой на определенную высоту (от 1,5-2 см в начале 2 года до 15-20 см – в конце). Принцип один: чем выше поверхность, тем она должна быть шире.
Третья задача – профилактика плоскостопия, которую мы решаем, выпуская ребенка ходить босиком по неровной поверхности (песок, гравий, трава, ворсистый ковер, массажный коврик или специальное пособие – ребристая доска, которая используется в ДОУ).
Четвертая задача – упражнения мышц спины для формирования правильной осанки. Для этого ребенку со 2 года предлагают упражнения в подлезании под… что-то (скамья, палка, веревка, обруч), лишь бы поверхность была высотой 25-30 см, так, чтобы свободно проходила голова.
Пятая задача – воспитание координации движений. Для этого предлагают ребенку упражнения в сложной ходьбе, вхождении и схождении с одного предмета на другой, перешагивании через предметы.
Большое внимание, как и на первом году уделяется общеразвивающим упражнениям.
Проводя гимнастические упражнения с ребенком, надо придерживаться следующих правил:
- стараться включать в работу все группы мышц (спинки, животика, плечевого пояса, ручек, ножек);
- чередовать упражнения и отдых;
- менять исходное положение ребенка (стоя, сидя, лежа на животике, на спинке).
Утреннюю гимнастику следует разнообразить упражнениями с предметами: флажками, мячами, обручами, скакалками и др. Это помогает правильно и целенаправленно выполнять движения, повышает интерес к гимнастике.
Для 2—3-летнего малыша ее следует проводить в виде игры, в которую включают вводную ходьбу, несколько специальных упражнений и заключительный бег с переходом на ходьбу. При этом обязательно учитывают следующую последовательность упражнений.
Сначала делают упражнения для плечевого пояса типа дыхательных, например поднимание рук в стороны и опускание их вперед и в стороны или хлопки ладонями на уровне груди и за спиной. Это способствует выпрямлению туловища и формированию правильной осанки.
Затем идут упражнения дл. укрепления мышц спины и живота, развития гибкости позвоночника, например приседание с легким Уклоном головы вперед или наклоны корпуса вперед. При этом руки касаются голеней, затем туловище выпрямляется, Руки отводятся за спину. Оба эти упражнения дают большую нагрузку и они должны следовать за более легкими (дыхательными). Потом снова упражнение, способствующее расширению грудной клетки, например поднимание рук в стороны до уровня плеч и их опускание.
Для проведения утренней гимнастики необходимы соответствующие условия. Выполнять ее лучше в хорошо проветренном помещении, летом — при открытых окнах или на балконе, на улице.
Комплексы утренней гимнастики меняют через две недели, однако этот срок может колебаться в зависимости от их усвоения и интереса детей. Если ребенок выполняет упражнение четко и интерес к нему уменьшается, его заменяют более сложным.
Утреннюю гимнастику желательно выполнять под музыкальное сопровождение. Музыка способствует более четкому и выразительному выполнению упражнений, обусловливает их темп, вызывает жизнерадостное и бодрое настроение.
3.2 Обучение основным движениям
Развитие основных видов движений имеет свои особенности. На этом этапе обучения в связи с увеличением диапазона двигательных навыков и умений, развитием физических качеств (скорости, выносливости, быстроты и т. д.) появляется возможность более успешного овладения как упражнениями в их целостном виде, так и отдельными элементами техники движений.
Систематическое выполнение основных движений оказывает положительное влияние на всестороннее физическое развитие ребенка, улучшает работу сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляет мышцы и опорно-двигательный аппарат.
Для младших дошкольников характерны образное мышление и сравнительно небольшой двигательный опыт, поэтому показ движений для них имеет первостепенное значение. С приобретением двигательного опыта слово играет все большую роль. Ребенок усваивает основные движения быстро и правильно только в том случае, если периодически упражняется в их выполнении. В процессе обучения необходимо доводить упражнение до определенного результата, систематически прибегая к подкреплениям. Сюда относятся результаты действий детей (перепрыгнул, попал в цель и т. д.) и словесные замечания взрослого (хорошо, плохо, правильно, неправильно).
Упражнения в основных движениях подбираются с учетом анатомо-физиологических особенностей детей. Не следует предлагать детям упражнения со значительной мышечной нагрузкой, во время которых ребенок прикладывает максимальные усилия и задерживает дыхание, а также длительные висы, сгибание рук в упоре лежа, поднимание или перенесение тяжелых предметов и т. д.
Отрицательно влияют на развитие опорно-двигательного аппарата прыжки с большой высоты или на твердую опору. Это может привести к травмам связок и мышц голеностопа, к уплощению свода стопы ребенка.
Ходьба
Ежедневное упражнение ребенка в ходьбе рано формирует прочный навык в этом движении. Ходьба — составная часть каждого занятия по физической культуре. Главное требование к обучению правильной ходьбы детей — научить выполнять данное движение легко, уверенно, с правильным соотношением работы рук и ног.
На втором году жизни у детей появляется ускоренная и быстрая ходьба, причем она очень своеобразна и индивидуальна, каждый ребенок ходит в удобном ему темпе, в соответствии со своими возможностями. Поэтому нецелесообразно на занятиях по физической культуре проводить ходьбу под счет, удары бубна или под музыку — малышам она не под силу.
Детям рекомендуется ходьба с изменением темпа и направления, с переступанием через предметы, которые стоят на полу.
Дошкольникам всех возрастных групп рекомендуется ходьба с гимнастической палкой на плечах, лопатках, за спиной и перед грудью, с мешочком на голове, а также с фиксированным положением рук (руки на поясе, в стороны, за головой). Эти виды ходьбы широко применяются в утренней гимнастике. Детям также полезна ходьба с ускорением и замедлением темпа, ходьба на носках и пятках, внутренней и внешней сторонах стоп, с высоким подниманием бедра. Эти упражнения выполняются в виде имитационных упражнений: пройти, как косолапый мишка, лошадка, цапля, лисичка и т. д. Такие виды имитационной ходьбы целесообразно чередовать с обыкновенной ходьбой. Все эти упражнения способствуют развитию мышц опорно-двигательного аппарата и профилактике плоскостопия.
Бег
Характерным признаком бега, отличающим его от ходьбы, является фаза «полета» — безопорное положение тела после отталкивания ногой от земли. Работа рук при беге несколько отличается, чем при ходьбе: они согнуты в локтях и мах ими более энергичен. При беге нагрузка на мышечный аппарат и особенно на дыхательную и сердечнососудистую системы значительно больше.
Большое значение для совершенствования навыка бега у детей имеют подвижные игры с ловлей и убеганием.
Равновесие
Известно, что равновесие (его сохранение и поддержание) является постоянным и необходимым компонентом любого движения. Задержка или недостаточное развитие функции равновесия влияет на точность движений, темп, ритм. Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах.
Лазание и ползание
Ползать ребенок начинает с 5—6 месяцев. Дети раннего возраста любят ползать, и это стремление надо поддерживать, предусматривая по возможности больше разнообразных упражнений в данном виде движения (подползание, переползание) не только во время занятий, но и в момент самостоятельной игровой деятельности.
Упражнения в лазаний и ползании полезны для дошкольников. В их выполнении берут участие крупные мышечные группы (спины, живота, рук и ног. Дети дошкольного возраста довольно рано и быстро овладевают такими видами движений, как ползание по полу, пролезание в обруч, подлезание под палку (веревку, натянутую на высоте 50 см), перелезание через бревно, скамейку и т. д.
Прыжки
Прыжки способствуют укреплению мышц и связок нижних конечностей, совершенствованию координации движений, воспитанию ловкости и смелости. Однако следует помнить, что при неумелой организации прыжков (неподготовленность места приземления, несоблюдение рекомендованных требований в отношении высоты прыжка и т. д.) у детей могут возникнуть травмы и плоскостопие.
Прыжок требует согласованной работы многих мышц, сложной координации движений, что возможно лишь при соответствующем уровне двигательной подготовленности и развитии опорно-двигательного аппарата ребенка. Поэтому детей обучают определенному виду прыжков, исходя из их анатомо-физиологических возможностей и возрастных особенностей.
Дети младшего возраста прыгая в длину с места, обычно приземляются на пятки с последующим перекатом на всю ступню. Чтобы избежать резких сотрясений и травм, на место приземления кладут мягкий коврик.
Метание
Упражнения в метании предметов развивают глазомер, меткость, координацию движений, укрепляют мышцы рук и туловища. В дошкольном возрасте детей обучают метанию предметов на дальность и в цель с места.
Для детей трех-четырех лет упражнения в метании представляют значительную трудность, так как требуют координации движений, умения рассчитать силу и точность броска в зависимости от расстояния до цели и ее размещения (горизонтальное или вертикальное).
В этом возрасте рекомендуются упражнения, которые подготовляют ребенка к метанию: прокатывание, бросание и ловля мяча, шарика и других предметов одной и двумя руками из-за головы. Основная цель этих упражнений — научить ребенка энергично отталкивать или бросать предмет в заданном направлении.
3.3 Общеразвивающие упражнения
В организации физического воспитания в дошкольных учреждениях значительное место занимают общеразвивающие упражнения, так как они просты в выполнении и имеют большое значение для гармоничного развития детского организма. Общеразвивающие упражнения способствуют всестороннему развитию ребенка и обязательно должны присутствовать на каждом занятии.
Детям младшего возраста вполне доступны имитационные движения, которые используются как общеразвивающие упражнения: прыгаем как зайчики, машем крылышками. Подражательные упражнения заинтересовывают, радуют ребенка, помогают ему лучше справиться с заданием, а их игровая форма вызывает у него желание повторить движение в самостоятельной деятельности
Занятия начинаются с упражнений для рук и плечевого пояса, затем следуют движения для туловища и ног, а заканчиваются, как правило, поскоками или бегом с последующей спокойной ходьбой. Общеразвивающие упражнения повторяются несколько раз.
В занятие необходимо включать упражнения, способствующие формированию правильной осанки и развивающие мышцы стопы. Применение разных исходных положений позволяет разгрузить позвоночник ребенка (особенно при положении лежа), разнообразить упражнения, чередовать работу определенных групп мышц. При подборе движений следует руководствоваться правилом — не воздействовать на одну и ту же группу мышц несколькими упражнениями подряд, что вызывает утомляемость, а распределить нагрузку и таким путем упражнять все мышцы.
Нельзя забывать и об общеразвивающие упражнения с предметами и игрушками, которые хороши тем, что требуют значительного мышечного напряжения ребенка, точнее выполняются. Эти упражнения детям не надоедают, так как при повторении их можно разнообразить: один раз дети поднимают руки вперед с платочком, другой раз держат мяч или показывают воспитателю шишки, кубики, поднимают обруч и т. д.
3.4.Подвижные игры
Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.
Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.
Воспитателям важно творчески подходить к проведению физкультурных занятий детей и при необходимости самостоятельно составлять игровые задания, содержащие такие виды движений, в которых ребенок особенно нуждается в данный момент.
В прохладную погоду целесообразно проводить игры средней и большой подвижности, так как движения ребенка ограничены из-за теплой одежды. В осенне-зимний период наиболее доступны для младших дошкольников игры, во время которых они бегают, подпрыгивают, метают и прокатывают мячи («Лошадки», «Прокати мяч» и др.).
Летом игры, в которых есть бег и прыжки, лучше всего проводить во время утренней прогулки или после полудня, когда температура воздуха снижается. Перед дневным сном игры большой подвижности во избежание перевозбуждения детей не проводятся.
На свежем воздухе можно проводить игры любой подвижности.
С детьми трех-четырех лет игры проводят на понятном и близком им материале. Дошкольников привлекает главным образом сам процесс движения: им интересно бегать, догонять, бросать предметы, искать их. Для них подбирают игры с одним-двумя основными движениями. Важно учесть и то, что в этом возрасте ребенок плохо владеет движениями: часто теряет равновесие, падает, прилагает значительные усилия во время выполнения физических упражнений. Игры для младших дошкольников подбирают простые, с обязательным чередованием движений и отдыха. Содержание их составляют посильные и интересные задания («Догони мяч», «Беги ко мне» и др.). Основными движениями в этих играх являются кратковременный бег и ходьба с последующим отдыхом.
Ходьба, бег, несложные прыжки — наиболее доступные движения для малышей. Продолжительность игры средней и большой подвижности для детей трех-четырех лет не должна превышать 6—8 минут.
Учитывая то, что зимой движения ребенка ограничены, нагрузку уменьшают или увеличивают перерывы между повторениями игры. То же самое делают летом при высокой температуре воздуха.
Игра — исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малыша постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности.
Заключение
Ранний возраст это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими.
Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.
В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.
В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений.
На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья(правильная осанка, походка), учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физической стороне своей жизни.
Детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
Огромная роль в воспитании здорового и крепкого ребенка принадлежит сотрудничеству воспитателей и родителей. Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретают опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом. Как следствие, в дальнейшем будет исключается традиционное положение дел, когда родителям отводится роль восхищенного зрителя или комментатора.
Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет им:
• преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
• относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное — не норматив, а личностные достижения каждого. Если ребенок что-то сделал лучше, чем вчера, и это осознается им, то можно радоваться его личностному росту, развитию;
• знать его сильные и слабые стороны и учитывать их. А это значит, что при поступлении в школу в самосознании ребенка не произойдет драматической смены самооценки (в детском саду был умным, а в школе — неумеха);
• проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке;
• понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, а можно лишь подавить или запугать ребенка. Если мы хотим добиться желаемого результата, необходимо, чтобы он сам захотел принять участие в работе. А для этого у взрослого с ребенком должны быть хорошие, доверительные отношения и искреннее желание участвовать в его делах, радостях и горестях.
Кроме того, совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении раннего и дошкольного детства, а затем и в начальной школе позволит повысить качество образования детей и использовать потенциальные возможности каждого ребенка.
Физическое воспитание направлено на своевременное формирование у детей двигательных навыков, умений, физических качеств: развития интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных нравственно-волевых черт личности. Для осуществления этих задач необходимы следующие условия:
- соответствующая культурная обстановка (условия жизни ребенка);
- соблюдение гигиенических правил;
- регулярное, достаточное и полноценное питание;
- устойчивый правильный режим, создающий возможности для нормальной жизни ребенка и разнообразия его активной деятельности, проведения с ним подвижных игр и занятий.
При выполнении этих условий следует соблюдать единство и согласованность оздоровительной и воспитательной работы. Ребенок не может хорошо физически развиваться, если он мало двигается или часто плачет. Оздоровительные мероприятия, такие, как обливание водой, гимнастика, оказывают положительное воздействие на здоровье ребенка в том случае, когда он охотно идет на водную процедуру, с удовольствием делает гимнастику. Правильно организованное физическое воспитание создает основу для полноценного умственного, нравственного и эстетического воспитания и выработки трудовых навыков.
Одним из средств физического воспитания детей дошкольного возраста является физическая культура. Она включает массаж и гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные развлечения, а также закаливание.
Физиологическое воздействие специальных физических упражнений, разного рода движений огромно. Движения увеличивают приток крови к мышцам и кислорода к тканям, способствуют улучшению обмена веществ, повышению реактивности организма, улучшают состав крови, являются биологическими стимуляторами роста, способствуют гармоничному развитию ребенка.
Целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического воспитания детей раннего возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.
Физические упражнения - основное специфическое средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения задач физического воспитания: содействуют осуществлению умственного, трудового, а также являются средством лечения при многих заболеваниях.
Таким образом, изучив особенности периода раннего возраста, можно сделать вывод о том, что физическое воспитание детей раннего возраста- это очень важный вопрос как и в системе педагогических наук, так и для родителей и государства, и общества в целом.
Список используемых источников
Безносиков
И.Я. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Мн.
:
« Четыре четверти» , 1998.
Бертман
Р.Е.,
Воган
В.К. Кн.1-“Развитие, питание, уход за ребёнком” Москва Мед. 1996г.
Бланин
А.А. Становление физических качеств дошкольников в зависимости от их двигательной активности и
соматотипа
. Автореферат диссертации на соискание учебной степени
кондидата
пед
. Наук. МГАФК –
Малаховка
, 2000.
Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. Москва. Просвещение, 1989.
Гребешкова
И.И. Ваш ребенок. М: Медицина 1990.
Грохольский
Г.Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. –
Мн
, 1992.
Кенеман
А.В. Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». – М: Просвещение, 1985.
Кенеман
А.В.,
Хухлаева
Д.В. Теория и методика ФВ детей дошкольного возраста: учебник – М.: Просвещение, 1987.
Михайлов В.,
Палько
А. Выбираем здоровье! Москва, Молодая гвардия 1985.
Обреимов
Н.И. “Основы анатомии, физиологии и гигиены подростков” М:
Изд
.ц
ентр
”Академия”- 2000.
Смирнов В.М. “Особенности физиологии детей”: Уч. Метод. Пособие – М.,1993.
Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я., Алферова И.Н. “Основы медицинских знаний”
Теленчи
В.И. Гигиенические основы воспитания детей. Москва, Просвещение. 1987;
Физическая культура в жизни детей дошкольного возраста (методология и методика исследования), часть 1. – М.: 1985.- 59с.
Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. Теория и методика ФВ и спорта: учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480с.
Шебеко
В.Н. и Ермак Н.Н., а так же Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. М.: ACADEMIA, 2000. – 176с.
Шебеко
В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебник для учащихся
пед
.к
олледжей
и училищ. – Мн.:
Хриповская
А.Г.. Мир детства. Москва, Педагогика, 1988.
Uchilka.ru / Предметы / Прочее / Воспитание детей раннего возраста Просвещение, 1985 Реферат
:
Воспитание детей раннего возраста