Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Физическое воспитание дошкольников с ОВЗ: адаптированные упражнения и программы | Испирян Аида Альбертовна. Работа №349391

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам физического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматривается важность адаптированных упражнений и специализированных программ, направленных на развитие физической активности, укрепление здоровья и социальную интеграцию детей с различными физическими и ментальными ограничениями. Особое внимание уделяется разработке и применению методик, позволяющих детям с ОВЗ адаптироваться к физическим нагрузкам и овладеть основными двигательными навыками, необходимыми для дальнейшего роста и развития.

Ключевые слова: физическое воспитание, дошкольники, ОВЗ, адаптированные упражнения, развитие моторики, интеграция, здоровье, двигательная активность.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ: АДАПТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПРОГРАММЫ

 

Испирян Аида Альбертовна, воспитатель

МБДОУ Детский сад 28 «Радуга» с. Гайкодзор

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам физического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматривается важность адаптированных упражнений и специализированных программ, направленных на развитие физической активности, укрепление здоровья и социальную интеграцию детей с различными физическими и ментальными ограничениями. Особое внимание уделяется разработке и применению методик, позволяющих детям с ОВЗ адаптироваться к физическим нагрузкам и овладеть основными двигательными навыками, необходимыми для дальнейшего роста и развития.

Ключевые слова: физическое воспитание, дошкольники, ОВЗ, адаптированные упражнения, развитие моторики, интеграция, здоровье, двигательная активность.

 

Физическое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) занимает особое место в воспитательной работе и требует индивидуального подхода, адаптированных методик и учета физических возможностей детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы физического здоровья, формируются начальные двигательные навыки и развиваются такие важные качества, как сила, выносливость и координация. Адаптированные физические упражнения позволяют детям с ОВЗ не только овладеть базовыми двигательными навыками, но и значительно улучшить свое физическое состояние, что важно для их общей социализации и интеграции в коллектив.

Задача физического воспитания дошкольников с ОВЗ заключается не только в укреплении здоровья, но и в развитии уверенности в своих силах, социализации, а также в поддержании положительного эмоционального состояния. В процессе занятий с детьми с различными физическими или ментальными ограничениями воспитатели и педагоги сталкиваются с рядом задач, которые требуют специализированных знаний и навыков. Программы физического воспитания для таких детей должны быть направлены на улучшение осанки, развитие координации, стимуляцию моторики и психомоторных реакций. При этом важно учитывать особенности каждого ребенка, чтобы упражнения соответствовали его индивидуальным возможностям и уровню подготовки.

Разработка адаптированных упражнений для детей с ОВЗ требует учета различных факторов, таких как физическое и эмоциональное состояние ребенка, его готовность к физическим нагрузкам и наличие особых потребностей. Например, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо уделить внимание упражнениям на развитие гибкости, координации и укрепление мышечного корсета. Ребенок может выполнять специальные упражнения на растяжку, плавные наклоны, повороты и скручивания, которые способствуют укреплению основных групп мышц. Такие упражнения могут быть адаптированы под возможности ребенка и выполняться с поддержкой педагога или с использованием вспомогательных устройств, что позволит снизить нагрузку на опорно-двигательный аппарат и избежать травм.

Для детей с нарушениями слуха и зрения важно развивать ориентирование в пространстве, координацию и тактильную чувствительность. В этих случаях занятия по физическому воспитанию включают в себя упражнения, которые помогают детям ориентироваться в пространстве и повышать уверенность в своих возможностях. Например, упражнения с мячом и гимнастическими снарядами помогают детям развить координацию, укрепить мышцы и развить зрительно-моторную координацию. Использование ярких и контрастных цветов, привлекающих внимание, помогает детям с нарушениями зрения лучше ориентироваться на занятии и понимать структуру упражнений.

Для детей с нарушениями речи и слуха важным аспектом физического воспитания является развитие общей моторики и координации движений, что способствует улучшению навыков речи и слухового восприятия. В таких случаях рекомендуется включать в занятия упражнения с музыкальным сопровождением и четким ритмом, что помогает детям лучше контролировать свое тело, развивает чувство ритма и улучшает координацию. Педагог может проводить упражнения под музыкальное сопровождение, которое включает в себя четкие и последовательные команды. Это помогает детям привыкнуть к определенному ритму, улучшить координацию и плавность движений.

Физическое воспитание детей с ОВЗ также предусматривает развитие социального взаимодействия и навыков работы в коллективе. Специальные игры, которые требуют участия группы детей, помогают ребенку чувствовать себя частью команды, улучшают навыки общения и поддерживают позитивные эмоции. Например, упражнения, включающие игру с мячом, обручи или другие предметы, могут быть адаптированы таким образом, чтобы ребенок с ОВЗ чувствовал себя комфортно и имел возможность взаимодействовать с другими детьми. Эти игры помогают ребенку почувствовать себя уверенным, формируют чувство ответственности за других участников и прививают навыки командного взаимодействия.

Адаптированные программы физического воспитания также имеют большое значение для детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями. В этих случаях упражнения способствуют снижению тревожности, улучшению концентрации внимания и нормализации эмоционального состояния. Например, занятия с элементами йоги и дыхательной гимнастики помогают детям научиться контролировать свои эмоции, концентрироваться на своих ощущениях и расслабляться. Такие практики оказывают положительное воздействие на психическое состояние ребенка и помогают ему легче адаптироваться к социальной среде.

Адаптированные упражнения играют значимую роль в поддержке детей с нарушениями интеллекта. Упражнения на развитие координации, равновесия и ловкости способствуют улучшению восприятия, внимания и памяти. Примером могут служить упражнения с использованием резиновых лент или гимнастических мячей, которые помогают развить ловкость и координацию. Занятия физическими упражнениями также могут быть дополнены элементами сюжетных игр, где ребенок может представить себя, например, животным или героем сказки. Такие игровые формы облегчают понимание и выполнение заданий, помогают лучше усваивать информацию и делают занятия более увлекательными.

В работе с детьми с ОВЗ важно учитывать особенности их моторного и психоэмоционального развития, подбирать адаптированные упражнения и регулярно оценивать их эффективность. Программы физического воспитания с акцентом на индивидуальный подход к каждому ребенку способствуют не только физическому развитию, но и улучшению его психического состояния и социальной адаптации. Роль педагога в этом процессе трудно переоценить, так как он не только помогает ребенку развивать физические навыки, но и формирует у него уверенность в своих силах, способствует развитию положительных эмоций и улучшению общего эмоционального фона.

 

Список литературы

1. Гокова С. А. Дошкольная инклюзия: как создать комфортную среду для всех детей / С. А. Гокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 29 (528). — С. 191-194.

2. Горючев Д. В. Адаптивная физическая культура для детей с ограниченными возможностями здоровья / Д. В. Горючев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 266-268.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×