Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Физическое воспитание школьника в учебно-воспитательном процессе | Дрожин Александр Иванович. Работа №326217

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Физическая культура — часть образа жизни человека — система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на   научные  данные  о  физических   и   психических  возможностям организма,  на  специальную  материально-техническую  базу,  способствующую  их  проявлению  и  развитию.  Физическая   культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех  природных  сущностных  сил   и   морального  духа   человека В системе всестороннего совершенствования личности она составляет  важную  основу  полноценной  жизнедеятельности:   активного труда,   нормальной   семейной   жизни,   организованного   отдыха   и полноты творческого самовыражения.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическое воспитание школьника в учебно-воспитательном процессе

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель физической культуры:

Дрожин А. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Физическая культура — часть образа жизни человека — система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека В системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения. Массовость и всеобщность физической культуры обеспечивается обязательными программами физического развития дошкольников в детском саду; комплексной программой физического воспитания учащихся всех классов общеобразовательной и профессиональной школы; физической подготовкой в вузах, спортобществах, клубах и секциях здоровья; программами спортивных школ, секций, кружков, систематической зарядкой дома и на производстве. Широко используется многообразие национальных форм осуществления физической культуры» Вместе с тем, недостаточное использование в целях поднятия уровня физической культуры народа стадионов и парков, слабая инициатива в строительстве простейших спортплощадок и спортзалов, в организации спортивных, туристских и других клубов на кооперативных началах. Между тем, каждый цивилизованный человек смолоду должен заботиться о своем физическом совершенствовании, обладать знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вести здоровый образ жизни.

 

ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Физическая культура в жизни общества выполняет ряд важнейших функций. Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил людей, включая мышечную и нервную систему, психические процессы; руки и ноги; гибкость стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям. Воспитательная функция физической культуры направлена на укрепление выносливости и закалки морального духа человека. Древние говорили: «в здоровом теле — здоровый дух». Физическое здоровье обеспечивает ощущение полноты радости жизни, успех в труде и творческой деятельности. Занятие физической культурой должны быть органично связаны с высшими нравственными целями и благородными стремлениями. В этом случае закаленная воля, твердость и решительность характера, коллективистская направленность личности послужат интересам общества: борьбе с разгильдяйством, распущенностью, хулиганством, курением, наркоманией, пьянством, будут способствовать активному труду и здоровому отдыху. Образовательная функция заключается в том, чтобы ознакомить людей с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности; разнообразными видами физкультуры и спорта как средством удовлетворения физических и духовно-эстетических потребностей. Созерцание спортивной борьбы, проявлений мастерства, силы духа, красоты человеческого тела пробуждает в людях сильные чувства, доставляет эстетическое наслаждение. Однако только пассивно-созерцательное отношение к физкультуре и спорту наносит ущерб здоровью. Оздоровительно-гигиеническая функция обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих людей, в связи с дефицитом активного действия, развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма. Это делает необходимой для каждого человека ежедневную зарядку, ритмическую гимнастику, проведение физкультурных пауз на работе. Прогулки в лес, пешие или лыжные походы, катания на коньках, спортивные игры приводят организм в движение, создают хорошую основу для борьбы с такими вредными привычками, как алкоголизм, курение, безделье, беспорядочные бдения у телевизора. Тем самым физкультура и спорт выполняют и общекультурную функцию, организуют и заполняют свободное время полезными и увлекательными занятиями.

Многовековая история физической культуры породила у людей физкультурное сознание: понимание сущности физической культуры, ее жизненной необходимости, значения как естественной основы умственного, трудового, нравственного, эстетического развития. Физкультурное сознание включает в себя знания из истории, теории, практики физкультуры и спорта, способствует выработке у людей умений и навыков физкультурной и спортивно-игровой деятельности. Ему органически присущи: ощущение здоровья и чувство радости бытия; нравственная воля на преодоление внешних и внутренних препятствий; эмоционально-эстетические переживания, порождаемые красотой человеческого тела и духа. Частью физкультурного сознания является способность суждения явлениях физической культуры и спорта, идеальные представления о физическом совершенстве и красоте человеческого тела, непосредственные и опосредованные физкультурно-спортивные интересы. В ходе практических занятий у ребят развивается физкультурно-спортивное мышление; готовность совершенствовать техническое мастерство; ориентироваться во времени, пространстве и игровой ситуации; проявлять творческий подход к решению спортивно-игровых задач. Все это обеспечивает формирование у них потребностей в сохранении здоровья, в организованной физической деятельности, в нравственно-эстетическом переживании; прочно вводит физкультуру и спорт в привычный, повседневный образ жизни.

Физкультурное сознание имеет свои специфические функции. Просветительная заключается в том, чтобы содействовать всеобщему движению, достижению подлинной массовости спорта, донесению до индивидуального сознания каждого человека мысли о необходимости стать участником спортивно-массовой работы, борьбы за здоровье. С просветительной тесно связана стимулирующая функция физкультурного сознания. Применение разнообразных стимулов побуждает школьников к непосредственной деятельности, помогает проявить выдержку, настойчивость, упорство, одерживать победы над собой в борьбе за свое здоровье. Необходимость в контролирующей и тормозящей функции физкультурного сознания возникает, когда увлечение высокими спортивными достижениями побуждает молодого человека игнорировать свои основные дела, обязанности и нравственно-правовые нормы. Контроль и торможение недостойного поведения достигаются не только и не столько запретами, сколько внушением ребятам мысли о благородстве и рыцарстве подлинного спортсмена, несовместимого с безнравственностью.

 

СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

 

Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью. Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием. В комплексной программе физического воспитания учащихся IXI классов общеобразовательной школы к основным задачам, вытекающим из основной цели, отнесены: укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности; воспитание высоких нравственных качеств, потребности в систематических физкультурных упражнениях; понимание необходимости физической культуры и заботы о здоровье; стремление к физическому совершенствованию; готовность к труду и защите Отечества; приобретение минимума знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, спорта, военно-прикладной деятельности; обучение двигательным навыкам и умениям, их применению в сложных ситуациях; развитие двигательных качеств. Задачей физического воспитания является также эстетическое развитие детей красотой человеческого тела, особенно в процессе гимнастических и атлетических упражнений, в игровых и состязательных ситуациях. Физкультурные и спортивные занятия помогают преодолению трудностей в период полового созревания подростков, борьбе за трезвость среди школьников, против употребления наркотиков, токсических средств и курения табака.

Физическое воспитание способствует преодолению некоторых жизненных противоречий. Ребенок, будучи от природы активнодеятельным существом, удовлетворяющим естественные потребности организма за счет движения, попадает в современной школе и семье в условия ограниченной физической подвижности, бездеятельности, пассивной созерцательности и психологических перегрузок, порождающих гиподинамию, застойные явления в организме, ожирение, патологические нервно-психические и сердечно-сосудистые изменения. Следствием недостаточного внимания к разрешению этого противоречия являются различные заболевания, нервные срывы, инфаркты, физическая слабость, нравственная апатия, нежелание трудиться, неспособность к напряженному труду, интенсивной общественной и семейной жизни.

Еще одно субъективно создаваемое и обостряемое противоречие возникает между нормальной целью физического воспитания как Средства достижения здоровья, удовлетворения потребностей в отдыхе, общении, деятельности, с одной стороны, и стремлением некоторых педагогов-тренеров, родителей использовать физкультурно-спортивные занятия часто в ущерб детям, для удовлетворения своих честолюбивых притязаний, — с другой. Они поощряют, а порой и принуждают детей заниматься спортом, лелея надежду, что из ребенка вырастет выдающийся спортсмен, участник сборной страны и международных соревнований. На почве внушенных иллюзий возникает трагическая ситуация не свершившихся стремлений и надежд. Попавшие же в избранный круг нередко развивают в себе уродливое сознание своей исключительности и вседозволенности, попадают в плен мещанства, вещизма, духовной ограниченности.

Противоречия и их отрицательные последствия преодолеваются за счет включения детей в систему всеобщего физического воспитания, использования всех механизмов и стимулов физического совершенствования. Основными механизмами физического воспитания являются: физкультурно-спортивная деятельность, система отношений в процессе этой деятельности и возникающее на ее основе духовное общение. Благодаря физкультурно-спортивной деятельности крепнут мышцы, укрепляются костная, нервная, сосудистая системы, растет сопротивляемость организма заболеваниям, оттачиваются физические способности, повышается уровень морально-психологической устойчивости. В ней проявляются закрепляются такие черты характера, как выдержка, упорство самопреодоление и самодисциплина, настойчивость и трудолюбие. Система отношений, как результата хорошо организованной физкультурно-спортивной деятельности, воспитывает нравственные качества: коллективизм, иммунитет против индивидуализма и эгоизма, самоотверженность и взаимовыручку, сдержанность скромность в победе, достоинство в поражении. Общение удовлетворяет духовную потребность в другом человеке, в освоении опыта товарищей, формирует общественное мнение, объединяет детей в полезном использовании свободного времени.

Деятельность, отношения и общение в физкультурно-спортивной работе с детьми педагогически стимулируются. Главным стимулом деятельности для ребенка является стремление развить физические силы, сохранить здоровье, быть полезным и активным членом демократического общества, оказывать помощь людям благодаря приобретенным физкультурно-спортивным умениям и навыкам. С этими стимулами сочетается естественное стремлен детей к деятельности, подвижности, активности, которое лучше всего реализуется в общественно значимых формах физкультуры и спорта. В стимулировании детей к занятиям физкультурой имеет значение и то, что их результатом бывает ощущение прилива сил и бодрости, переживание физического удовольствия. Дети постепенно развивают в себе эстетическое чувство, способность наслаждаться красотой человеческого тела и созидать красоту. Переживание радости победы над внешними препятствиями и собственными слабостями рождает у школьников стремление к труду и борьбе. Горечь поражения побуждает к новым и новым попыткам добиться успеха и утвердиться в собственном и общественном мнении. Физкультурно-спортивную деятельность ребят стимулирует и здоровое честолюбие, желание быть популярным в кругу товарищей.

Содержание физического воспитания школьников определяется комплексной программой для учащихся IXI классов общеобразовательной школы. Она устанавливает единый, гигиенически обоснованный физкультурно-оздоровительный режим школы, обеспечивающий физическое развитие детей в органическом единстве с их трудовой и профессиональной подготовкой, умственным, нравственным и эстетическим воспитанием.

Физическое воспитание учащихся неразрывно связано со всеми другими видами учебно-воспитательной работы. В процессе занятий физкультурой происходит умственное воспитание, формируется тактическое мышление, вырабатывается способность принимать решениям экстремальных ситуациях. В плане трудовой подготовки школьников физкультура приучает к выдержке, настойчивости, умению довести дело до конца, помогает проявить выносливость, ловкость, сноровку, быстро приобрести умение и навык. Физкультурные занятия формируют у детей добрую волю, выдержку, справедливость, честность в борьбе, коллективизм. С их помощью достигается гармония человеческого тела и духа. Школьники развивают в себе способность эстетического восприятия красоты человеческого ума и тела, проявляющиеся в движении, борьбе, преодолении препятствий. Физическое воспитание — неотъемлемая часть и основа всестороннего развития личности.

К критериям физической воспитанности относятся соответствующие возрастным возможностям детей показатели физического развития: двигательные качества, умения и навыки, выносливость, ловкость, способность выдерживать нагрузки в беге, подтягивании, упражнениях. О физической развитости ярко свидетельствуют закаленность организма, здоровье, владение умениями и навыками, необходимыми для активного участия в спортивных играх. Показателями физической воспитанности, нравственно-физической культуры являются: систематическая физзарядка и тщательное соблюдение личной гигиены; четкая организация труда и отдыха, полезное для тела и духа проведение свободного времени, последовательное проявление нравственной принципиальности и нетерпимости к злу; развитая способность эстетического наслаждения содержанием и формой прекрасного в физической деятельности человека.

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Формирование у учащихся физической культуры и решение основных задач физического воспитания требуют использования разнообразных средств и методов физического развития учащихся. К средствам физического воспитания относятся: а) естественные силы природы: солнце, воздух и вода; б) режим питания, труда и отдыха; в) утренняя гимнастика; г) уроки физкультуры; д) разнообразные формы внеклассной спортивно-массовой работы: гимнастика, спортивные игры, туризм.

Однако педагогическая эффективность всех этих средств определяется двумя условиями: с одной стороны, комплексным их использованием, а с другой — применением всего разнообразия методов физического воспитания. Какие же из этих методов являются наиболее существенными?

В процессе физического воспитания в качестве основного метода выступают физические упражнения, или физическая тренировка. Диапазон применения физических упражнений (тренировки) исключительно широк, начиная от приучения детей к опрятности и чистоте и кончая развитием физических способностей в беге, гимнастике, тяжелой атлетике и т.д. Когда учащиеся приучаются к соблюдению режима дня, к пребыванию на солнце и свежем воздухе, к купанию и участию в различных спортивно-массовых мероприятиях, состязаниях и т.д., все это так или иначе связано с физическими упражнениями и тренировкой. Без специальных упражнений нельзя выработать ловкость, развить физическую силу, научить учащихся выполнению различных гимнастических фигур и т.п. Участие в спортивных соревнованиях, в занятиях спортивных секций и в туристических походах — это тоже не что иное, как своеобразное проявление метода физических упражнений.

Однако эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения учащихся к их выполнению. Когда ученик проявляет сознательное стремление и мобилизует волевые усилия на укреплении и совершенствовании своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет происходить более успешно. К тому же физическое воспитание, как уже отмечалось, не сводится лишь к физическому развитию и укреплению здоровья, оно охватывает также формирование у учащихся потребности в повышении своей физической культуры в целом и разумного отношения к организации труда и отдыха. Поэтому большое значение в физическом воспитании учащихся имеют методы убеждения (разъяснения) и положительного примера. Эти методы используются прежде всего в процессе организации физических упражнений (тренировок) учащихся и спортивно-массовых мероприятий в школе. С их помощью разъясняется значение физических упражнений в развитии человека, их психологические основы, а также техника их выполнения. Примеры из жизни выдающихся людей, известных спортсменов, а также лучших учащихся и самих учителей служат предметом подражания для школьников в процессе занятий физической культурой.

Эти методы широко используются при проведении школьных вечеров, бесед, докладов и лекций на спортивные темы, а также в процессе индивидуальной разъяснительной работы с учащимися по вопросам физического воспитания.

Один из основных — метод объяснения (словесный). Он применяется на всех этапах обучения. Объяснение должно быть понятным ученикам во всех деталях. Излагать материал надо четко и кратко, останавливаясь главным образом на ключевых вопросах, связывая их между собой. В период начального обучения объяснять надо так, чтобы ученики поняли, как надо выполнять тот или иной элемент движения, в период же углубленного разучивания — почему именно так, а не иначе.

Самые простые упражнения можно выполнять без объяснений: более сложные требуют объяснения и показа «с листа». Показ изучаемых движений — сначала в целом, потом по частям (расчлененно) и опять в целом — желательно дополнять демонстрацией иллюстративных материалов — рисунков, кинограмм, кинокольцовок.

Сложные упражнения можно разделять на части. При изучении таких упражнений используют подготовительные упражнения. Одни из них имитируют форму движений разучиваемой части упражнения, другие — характер усилий, третьи — и то, и другое в совокупности. Например, при изучении прыжка в высоту перешагиванием для ознакомления с движением маха ногой учащийся становится боком к наклоненной под углом планке и несколько раз повторяет такое упражнение: делает шаг вперед толчковой ногой, затем сильный мах другой, переносит маховую ногу через планку и переносит на нее массу тела. Чтобы прочувствовать характер усилий отталкивания, учащийся резко выпрыгивает вверх, стараясь коснуться вытянутой вверх рукой подвешенного мяча (баскетбольной корзины). Чтобы овладеть сочетанием отталкивания и маха другой ногой, учащийся выполняет эти движения с небольшого разбега, приземляясь на горку матов (высотой на уровне пояса). Однако, применяя метод расчлененного упражнения, не следует излишне дробить изучаемое двигательное действие. Следует расчленять движение на такие элементы, которые школьник может выполнить достаточно правильно уже с нескольких попыток. Желательно, чтобы конечное положение одного элемента служило началом другого. Два-три освоенных элемента соединяют в связку. Во всех элементах стараются четко зафиксировать подготовительную, основную и заключительную фазы положения тела.

Основную фазу движений не всегда можно разделить на части. Этого, например, нельзя сделать в движениях с безопорным положением (в прыжках в длину и высоту). При разучивании таких положений просто переключают внимание школьника последовательно с одного момента движения на другой, например в прыжке в высоту перешагиванием — на перенесение через планку маховой ноги, на положение туловища, на положение рук, на перенос толчковой ноги.

В процессе закрепления навыка нужно обращать внимание на устранение лишних движений, мешающих освоению рациональной техники, на уменьшение напряженности, перемещение внимания школьника с процесса овладения техникой на количественный результат.

Учитель должен контролировать процесс овладения учащимися двигательным навыком от начала до конца. Прежде всего он оценивает готовность учащихся к началу обучения с помощью тестов, контрольных упражнений на технику исполнения. Затем контролируют ход освоения навыка, и если ученик допускает серьезную ошибку, то сразу же проводит более подробный инструктаж или применяет корригирующее упражнение. Овладению пространственными и. временными параметрами, движений помогает использование ориентиров — флажков, отметок на полу, отбивания ритма хлопками и т. п.

Идеомоторный метод (продумывание, проговаривание) применяют в фазе овладения схемой движения, а также при отработке ритма (мысленный подсчет). На этапе углубленного разучивания движений стараются посредством проговаривания сосредоточить внимание на наиболее важных моментах выполнения движений, произнося вслух или про себя: «Плечи!», «Вход!», «И... раз!» и т. п.

Большое значение имеет организация своевременной помощи в выполнении движений.

Для освоения ритма движений учитель сначала воспроизводит его сам, говоря быстро или протяжно: «Раз.,, два... три...». Затем предлагает учащимся вслух повторить этот ритм, а потом уже во время выполнения упражнения и про себя.

В процессе разучивания учащиеся должны освоить и правильно употреблять спортивную терминологию: техника движений; параметры движений — пространственные, временные, силовые; перемещения линейные и угловые (в суставах), траектория, форма и направление, размах (амплитуда) движения; период, фаза, момент движения; длительность, темп; ритм; скорость, ускорение; масса, сила (интенсивность), количество движения, мощность. Если некоторые понятия школьникам еще не знакомы, то учитель в доступной форме объясняет их значение.

Изученные движения требуют повторения (подкрепления навыка), Бег, прыжки, метание, лазанье, передвижение на лыжах постоянно используются во всех классах для развития двигательных качеств школьников. Под контролем учителя техника выполнения этих движений постоянно совершенствуется.

Начальное обучение движениям принято проводить после общеразвивающих упражнений, служащих одновременно разминкой для создания оптимального уровня физического и эмоционального возбуждения организма к предстоящей работе. Если этот уровень выше или ниже пределов (порогов) оптимального функционирования центральной нервной системы и двигательного аппарата, эффективность обучения снижается. Строго определенных границ нет, но условно можно считать, что оптимальные условия для разучивания упражнений создаются после 10—15 мин проведения общеразвивающих упражнений при частоте сердцебиений примерно 130—160 уд/мин.

Важное стимулирующее значение в физическом воспитании имеют методы одобрения и осуждения, а также контроль за выполнением санитарно-гигиенического режима, участием в спортивно-массовой работе и разнообразных оздоровительных мероприятиях.

 

 

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ, СОДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНИКОВ

 

Оздоровительное влияние уроков физической культуры надо рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это прямое воздействие физических нагрузок урока на организм школьников, И во-вторых, обучение школьников самостоятельно заниматься физическими упражнениями во внеурочное время, так как урок и при большой моторной плотности не обеспечивает даже суточной потребности организма подростка в двигательной деятельности. Что должно найти отражение в методике урока для обеспечения его оздоровительной направленности?

1. Физические упражнения должны оказывать разностороннее воздействие на организм, стимулировать деятельность всех его систем, содействовать росту и развитию подростка.

2. Физические нагрузки должны быть оптимальными. При определении их интенсивности надо учитывать, что организм подростка продолжает расти и развиваться, что на эти процессы организм расходует значительную часть своих энергетических ресурсов.

3. Главными направлениями в развитии двигательных качеств должны быть: усиленное развитие скоростно-силовых качеств, быстроты реакций и взрывной силы, умеренное развитие медленной (плавной) силы и общей выносливости, гибкости и расслабления мышц.

4. Необходимо учитывать половые особенности физического развития: у мальчиков прибавки массы тела на фоне продолжающегося прироста длины; у девочек прибавки массы тела на фоне приостановки роста в длину; значительно большая прибавка жизненной емкости легких у мальчиков; более высокие абсолютные показатели всех антропо- и физиометрических признаков у мальчиков. Все это обусловливает необходимость более умеренных нагрузок для девочек, в основном в упражнениях скоростно-силового характера (беговые ускорения, прыжки, метания) и на выносливость, особенно скоростную.

5. Каждый школьник должен уметь оценить свое физическое развитие. Самое важное — определить соответствие массы тела длине. Это определяют по формуле (в ней L — это длина тела)

 

Возраст, лет

Мальчики

Девочки

14

L X 0,60 – 47,4

L X 0,95 – 100,1

15

L X 0,89 – 91,6

L X 0,76 – 66,8

16

L X 0,68 – 55,8

L X 0,61 – 42,2

 

Например, у девочки 15 лет при длине тела 165 см масса должна быть не более 165X0,76—66,8-58,6 кг.

Естественно, все эти расчеты приблизительны, в них точно не учтены региональные особенности физического развития и его изменения в течение времени. Поэтому, если есть возрастные региональные нормы, составленные не позже чем за 5 лет, то можно сопоставить собственные данные с этими среднегрупповыми нормами.

6. Необходимо четко соблюдать ограничения в выборе упражнений и интенсивности нагрузок для учащихся подготовительной медицинской группы, участии их в соревнованиях для сдачи норм ГТО.

7. Следует строго соблюдать предписания врача о сроках, в течение которых школьники не должны заниматься на уроках физической культуры после перенесенных заболеваний.

8. Важно обучать школьников профилактике и исправлению нарушений осанки, плоскостопия, ожирения.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

И ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

1.Физическое воспитание во время учебных занятий

 

Поскольку учебные занятия занимают основное время пребывания учащихся в школе, они играют важнейшую роль в осуществлении физического воспитания.

Большое значение в физическом воспитании и развитии школьников имеют санитарно-гигиенические мероприятия и физические упражнения в режиме учебного дня. Прежде всего в школе должны поддерживаться образцовый порядок и чистота. Влажная уборка классов по правилам должна проводиться дважды – перед уроками и на большой перемене. Влажной тряпкой должна протираться ежедневно школьная мебель, подоконники, цветы. Серьезное внимание необходимо обращать на освещение классов. Парты и классная доска должны быть расположены так, чтобы свет на них падал учащимся с левой стороны. Деревья и декоративные кустарники должны высаживаться в 3-4 метрах от окон, чтобы не затемнять классы.

Учителям следует проявлять заботу а притоке свежего воздуха в классные помещения, кабинеты и коридоры. В теплое время занятия проводятся, как правило, при открытых окнах или фрамугах, в зимнее время классы должны хорошо проветриваться во время перемен. Желательно организовать пребывание учащихся на свежем воздухе во время перемен, практикуя одновременно легкие физические упражнения или подвижные игры. За 3-4 мин до конца перемены игры необходимо прекращать, чтобы дать возможность учащимся успокоиться.

Весьма важное значение имеет правильная посадка учащихся за партой, обеспечение условий для того, чтобы не портилось зрение и не происходило искривление позвоночника. С этой целью необходимо также практиковать 2-3 раза в течение года пересадку учащихся, сидящих на правых и левых рядах парт затем, чтобы изменять их положение по отношению к классной доске. В процессе урочных занятий нужно предупреждать умственное переутомление учащихся и застойные явления в их организме. Для этого необходимо по ходу урока делать короткие паузы-физкультминутки. Они включают в себя легкие физические упражнения, выполняемые в течение 1-1,5 мин под руководством учителя. Подобные физкультминутки особенно важно проводить в начальных и средних классах, где учащиеся отличаются повышенной физической и умственной утомляемостью.

Действенным средством физического воспитания являются уроки физкультуры. При их проведении нужно помнить, что физическая нагрузка на организм ученика должна нарастать постепенно, достигая максимума во второй половине урока, а затем снова постепенно снижаться до того уровня, который был вначале занятий. Уроки нельзя планировать и проводить шаблонно, по единой, раз и навсегда установленной схеме. Однако наиболее типичной схемой урока является следующая:

Вводная часть (3-5 мин). Цель этой части урока в том, чтобы организовать учащихся к занятиям, повысить их внимание и создать в классе бодрое настроение. Во вводной части происходит построение и расчет учащихся, сдача рапорта дежурным. Затем учитель объясняет задачи и содержание урока, проводит легкие строевые упражнения, ходьбу, бег и выполнение различных упражнений на внимание.

Следующий этап урока – подготовительная часть (8-15 мин). В этой части урока ставится задача подготовить учащихся к выполнению основных упражнений, усиливается всестороннее воздействие на мышцы и связки организма, проводятся упражнения на ловкость, координацию движений и выработку чувства ритма.

Затем идет основная часть урока (20-30 мин). В этой части занятий проводятся основные физические упражнения: бег, прыжки, метание гранаты, ядра, лазание, поднимание тяжестей, игры и т.д. Особое внимание преподавателю следует обратить на развитие ловкости, силы, выносливости, решительности и умения действовать в коллективе. В целях поддержания внимания и интереса учащихся к занятиям нужно разнообразить упражнения, разъяснять их значение и влияние на организм.

Последний этап урока – заключительная часть. В это время урока следует привести учащихся в спокойное состояние и подвести итоги занятий. Содержание заключительной части – ходьба, элементы строевой подготовки.

Время урока настолько мало, что нет смысла дробить его на большее число частей.

До сих пор нет универсальной классификации уроков. Обычно выделяют уроки изучения нового материала, уроки повторения, вводные и заключительные, комбинированные, контрольно-проверочные. Наиболее типичные - комбинированные.

Для физического воспитания широко используются и другие учебные предметы, хотя их роль в этом отношении и носит специфический характер. Много полезных сведений по вопросам физического развития получают учащиеся при изучении биологических предметов, начиная с младших классов. Особенно ценный материал, связанный с гигиеной тела и поддержанием нормальных физиологических процессов в организме, они усваивают при изучении анатомии и физиологии человека в IX классе. Задачи учителя состоят в том, чтобы изучаемые вопросы о режиме питания, труда и отдыха человека, о влиянии естественных сил природы на укрепление здоровья школьники не только усваивали, но и учились использовать их в своей жизни.

 

2.Педагогические требования к уроку, структура подхода к учащимся

 

В разные годы превалировали разные направления — оздоровительное, образовательное, развитие двигательных качеств. В настоящее время мы рассматриваем все задачи урока в неразрывной связи.

Индивидуальный подход к учащимся. Это один из самых главных принципов современного урока физической культуры. Суть его — изучение особенностей каждого ученика и нахождение адекватных методов обучения и воспитания.

Индивидуальный подход не обязательно выражается в проведении занятий отдельно с каждым учеником. Он предполагает разумное сочетание всех способов организации деятельности учащихся — фронтального, группового и индивидуального. Обязательным же является постоянное пристальное внимание к работе каждого ученика.

Как это осуществлять? Не ограничиваясь делением класса на группы мальчиков и девочек, следует провести четкое разделение (дифференцирование) учащихся внутри этих групп по уровню физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья. Кроме того, надо принимать во внимание тип телосложения, темперамент, волевые качества, интересы.

Дифференцированный подход к учащимся при обучении и воспитании. В каждом классе в начале года как у мальчиков, так и у девочек составляются группы (отделения). На самых первых занятиях можно сохранить состав отделений прошлого года, но как только закончится тестирование, состав групп уточняют. Рекомендуется комплектовать не более двух-трех групп мальчиков и девочек, иначе группы будут слишком малочисленными и их придется объединять. Лучше ограничиться двумя группами, но обязательно взять на отдельный учет как наименее, так и наиболее подготовленных учеников. Например, это могут быть, с одной стороны, школьники, длительное время пропускавшие занятия по болезни, а с другой, хорошие спортсмены. Учащиеся подготовительной медицинской группы занимаются в составе отделений и тоже берутся на индивидуальный учет. В ходе занятий учитель подбирает упражнения и дозирует нагрузки с учетом состояния здоровья, направленности физического развития (типа телосложения) и особенностей физической подготовленности (развития двигательных качеств) школьников. Принимаются во внимание также особенности высшей нервной деятельности (в том числе темперамента), интересы и способности каждого ученика.

Учащиеся основной медицинской группы имеющие хорошее и среднее физическое развитие, как правило, отличаются соответственно высоким уровнем развития двигательных качеств. Но у одних превалирует выносливость, у других — сила, у третьих — скоростно-силовые качества. Это необходимо учитывать и при проведении упражнений. Той группе учащихся, у которой наиболее развиты силовые качества, можно увеличивать отягощения и число повторений соответствующих упражнений; той группе учащихся, у которой недостает общей выносливости, следует давать домашние задания по длительному бегу и т. п.

Среди учащихся основной группы могут быть мальчики и девочки без систематической физической подготовки, хотя и не имеющие отклонений в состоянии здоровья. Таким учащимся рекомендуется не только давать конкретные домашние задания, но и приучать их к самостоятельным занятиям. Временно можно несколько снизить к ним требования на уроках. Если учащиеся выполняют упражнения, требующие проявления смелости, неуверенно, то нужно облегчить условия их выполнения. Например, снизить высоту снаряда (козел, конь, бревно), поддержать ученика, при спусках на лыжах перевести на менее крутое направление или на более короткий склон.

По характеру физического развития среди школьников выделяются два типа: равномерно растущие и с преобладанием какого-либо одного или двух размеров тела — длины, массы, окружности груди. По скорости прироста размеров тела различают: замедленно, средне-, ускоренно (интенсивно) растущих людей. Естественно, рослые гармонично развитые подростки имеют преимущество при выполнении упражнений перед столь же гармонично развитыми, но менее высокими. Однако акселерированные мальчики и девочки негармоничного телосложения (высокие, но узкие в груди, со слаборазвитой мускулатурой) показывают более низкие результаты при выполнении большинства упражнений, чем их сверстники среднего роста, но пропорционально сложенные.

 

3.Управление деятельностью учащихся

 

В задачи управления (руководства) работой учеников на уроке входит: обеспечить максимальную занятость каждого на протяжении всего времени урока, дать всем четкие задания, контролировать работу и оказывать помощь, следить за порядком и дисциплиной.

Фронтальный метод организации работы учащихся чаще всего применяют при начальном разучивании упражнений, выполнении общеразвивающих упражнений, проверке несложных домашних заданий. Он состоит в том, что всем учащимся класса дается общее задание и они выполняют его одновременно под непосредственным наблюдением учителя. Сигнал к началу упражнений учитель дает только после того, как убедится, что задание понято. Если же упражнения известны, их можно не показывать и не объяснять.

Чтобы хорошо видеть, как каждый ученик выполняет задание, учитель занимает в зале или на площадке такую позицию, которая обеспечивает хороший обзор. Наиболее удобные точки — на середине широкой стороны или в углу площади зала (площадки). Чтобы было видно еще лучше, можно встать на скамейку или плинт.

Заметив, что часть учеников делает ошибки, учитель подает команду «Стоп!» («Стой!») и объясняет, что было сделано неправильно. Если же ошибки незначительны, их можно разъяснить по окончании упражнения. Ни в коем случае нельзя давать команду к началу упражнения, пока все ученики не примут правильного исходного положения. Правильность поз надо тщательно контролировать. Темп и ритм движений учитель задает голосом (подсчетом), хлопками, ударами в пол гимнастической палкой, ударами в бубен, метрономом (лучше электрическим) или через мегафон, а также посредством записи музыкального сопровождения на магнитофон (рекомендуется пользоваться четырехдорожечным или кассетным).

Посменный метод применяют в тех случаях, когда нужен контроль за выполнением движений и одна половина занимающихся выполняет упражнение, а другая следит за правильностью движений и конечных поз. Например, такой способ можно применить при выполнении теста «сгибание и разгибание рук в упоре лежа», где требуется четкое выполнение требований к положению туловища, ног и касанию грудью гимнастической скамейки. Его также применяют, когда каждому выполняющему нужна помощь, например удержание за ноги во время выполнения упражнения, заключающегося в опускании и поднимании туловища сидя на гимнастической скамейке. Применяют и в тех случаях, когда снарядов хватает только на половину занимающихся. Во всех случаях задание, как и при фронтальном методе, для всех одинаковое, но выполняется не всем классом сразу, а последовательно мальчиками и девочками или половинами отделений. Плотность урока при посменном методе такая же, как и при фронтальном, так как в обоих случаях между упражнениями ученикам нужен отдых; только в первом случае отдыхает сразу весь класс, а во втором — посменно.

Поточный метод: упражнения выполняют последовательно друг за другом все ученики. Задание обычно одинаковое для всех. Этот метод применяется тогда, когда задания не требуют длительного времени на выполнение, когда упражнения выполняются на снарядах малой пропускной способности (конь, бревно и т. п.), требуют особой страховки. Плотность занятия при поточном методе значительно более низкая, чем при фронтальном и посменном, так как каждому ученику приходится довольно долго ждать очереди.

В этом отношении выгоднее поточно-групповой метод. В этом случае ставятся два-три снаряда, учащихся распределяют на соответствующее число групп, и моторная плотность урока повышается. Причем появляется возможность дифференцировать задания. Например, одна группа выполняет броски по кольцу с расстояния трех шагов, другая — пяти и третья — семи.

Групповой метод применяют тогда, когда на уроке нужно организовать обучение двум-трем упражнениям и каждое из них требует достаточно много времени. Работой каждого отделения руководит командир. Как правило, он же и оказывает помощь, выполняет страховку. Учитель же находится в том отделении, которое выполняет наиболее сложное задание. Однако время от времени он подходит и к другим отделениям и проверяет их работу. По сигналу учителя отделения меняются местами.

Групповой метод повышает самостоятельность учащихся, способствует развитию взаимопомощи. Он применяется также при программированном обучении. Однако при групповом методе несколько снижается качество обучения, так как учитель не может одновременно присутствовать во всех отделениях, снижается также и безопасность. Эти недостатки можно уменьшить путем хорошей подготовки командиров отделений, обеспечения всех мест занятий поролоновыми матами, привлечения к страховке сразу двух учащихся.

Разновидностью вышеуказанного метода является так называемый круговой метод. Он заключается в том, что число мест занятий (станций) увеличивают до четырех — восьми, соответственно также и число отделений; все отделения последовательно (по часовой стрелке) переходят от станции к станции, выполняя на каждой намеченную программу упражнений. Упражнения выполняют или в произвольном темпе с интенсивностью 50—70% от максимума в течение 2—3 мин (метод экстенсивной тренировки) или в максимальном темпе, до отказа, в течение 30—40 с (метод интенсивной тренировки). Всего проходят 2—3 круга, отдых между сериями — от 30 с до 1—2 мин.

При групповом, в том числе круговом, методе задания группам желательно записывать на карточки. То же делается и при программированном обучении.

Сущность кругового метода заключается также в индивидуальном планировании нагрузок и контроле за ростом достижений и пульсовой реакцией. Каждый ученик вначале выполняет так называемый максимальный тест, исходя из него высчитывает в процентах исходный уровень нагрузки, от урока к уроку повышает нагрузку, периодически измеряет и записывает пульс. В этом основной смысл метода (а не в прохождении по кругу).

Индивидуальный метод предполагает задания каждому ученику, но обычно такие задания дают не всем, а лишь некоторым отстающим в овладении тем или иным упражнением или, наоборот, сильнейшим, которые занимаются в спортшколе. Учитель контролирует выполнение заданий.

Но, как уже говорилось, индивидуальный подход к учащимся можно осуществлять и при фронтальном, посменном, групповом методах. При одинаковых для основной части учащихся заданиях, некоторым учащимся их облегчают или, наоборот, усложняют. Например, при прыжках через козла одним школьникам можно ближе пододвигать мостик, другим отодвинуть подальше, предложить перед приземлением сделать хлопок руками и т. д.

 

 

 

4.Дозирование физических нагрузок.

 

Дозировать нагрузки — значит делить их на порции, определяя размеры однократного и многократного использования. Показателями величины (количества, объема) нагрузки при выполнении отдельных упражнений служат длительность и интенсивность работы. Две нагрузки одного объема могут различаться по указанным показателям. Например, бег со скоростью 2 м/с в течение 20 мин и бег со скоростью 4 м/с в течение 10 мин по объему примерно равны, но воздействие их на организм неодинаково.

Интенсивность нагрузки устанавливают исходя из двух показателей: из максимальной скорости (максимального поднимаемого веса, максимального числа повторений) или из соревновательной скорости на определенных дистанциях—60, 100, 200, 300, 500, 1000, 1500, 2000 м и др. Абсолютную максимальную скорость определяют по результатам бега на 20 м с хода. От максимальной или соревновательной скорости отсчитывают в процентах (90, 80, 70, 60, 50) величину тренировочных нагрузок.

Физиологическими показателями нагрузок, которые могут быть использованы учителем в практике работы, являются частота сердцебиений у учащихся, их субъективные ощущения трудности работы (выявляются путем опроса) и внешние проявления реакций на нагрузку (оцениваются визуально). Относительно выбора нагрузок надо сказать следующее: 1. Тренирующее воздействие нагрузки пропорционально ее интенсивности и длительности (числу повторений). 2. Чтобы повышать физическую работоспособность школьников, надо увеличивать нагрузку от урока к уроку. Если же этого не делать, работоспособность будет оставаться на прежнем уровне или даже постепенно понизится. 3. При занятиях с детьми рекомендуется повышать объем нагрузки сначала за счет длительности (удлинения дистанции или времени бега, передвижения на лыжах и т. д.), а затем уже за счет повышения интенсивности. Иначе говоря, рекомендуется путь от экстенсивных к интенсивным нагрузкам. 4. В серии уроков можно повышать нагрузки постепенно, ступенчато или волнообразно (в зависимости от задач развития двигательных качеств). 5. Суммарная нагрузка серии упражнений должна соответствовать способности детей к ее адаптации. Слабые нагрузки, как мы уже говорили, малоэффективны, чрезмерные же вредны, поэтому надо искать оптимальный уровень, постоянно наблюдая за реакциями школьников. Для каждого класса (а в классе для мальчиков и для девочек), для групп разной физической подготовленности должна быть своя нагрузка. Учитель должен знать градацию нагрузок и строго ее придерживаться.

Если всему классу дается одинаковое задание, надо ориентироваться при выборе нагрузки в первую очередь на слабых учеников. Тогда задание будет посильно всем. Так обычно поступают во вводной и в заключительной части урока. Но при обучении технике движений и развитии двигательных качеств задания лучше дифференцировать. Сначала можно дать классу одно несложное задание, например добиться попадания мячом в баскетбольную корзину, бросая одной рукой, с места. Когда часть учеников достаточно хорошо усвоит это упражнение, дается дополнительное — делать броски уже не с места, а после ведения мяча. В это время учитель продолжает заниматься с той частью учеников, которая еще не научилась броскам с места.

Возможны три способа дозирования заданий по трудности: 1. Учитель указывает степень трудности и сам выбирает для каждого отделения учеников посильный вариант. Например, при совершенствовании в спусках с гор на лыжах учитель прокладывает три лыжни: одну — прямо, вторую — слегка наискось и третью—под большим углом к направлению прямого спуска. Группе, которую он считает наиболее подготовленной, предлагает спускаться прямо, менее подготовленной — по второй лыжне и самой неподготовленной — по третьей, где скорость наименьшая. 2. То же, но учащиеся сами (индивидуально) выбирают себе задания. 3. Ученики сами оценивают трудность и выбирают себе задания. В приведенном примере спуска с горы каждый сам прокладывает себе лыжню под таким углом, чтобы суметь благополучно спуститься вниз.

Применяют групповой и индивидуальный способы дозирования нагрузок.

В первом случае учитель в зависимости от задач урока определяет для каждой группы учащихся дистанцию бега или величину отрезков, число повторений пробегания этих отрезков и называет ориентировочно показатели времени для контроля правильной скорости бега. В случае силовых упражнений учитель определяет для каждой группы величину отягощений и число повторений упражнения.

При индивидуальном способе каждый ученик вначале пробегает указанную учителем дистанцию с наивысшей (соревновательной) скоростью. Точно измерять дистанцию нет необходимости. Желательно, чтобы она была круговой. Со старта ученики выходят или одновременно все, или группами. На финише учитель каждому объявляет время. Не обязательно точно, но можно называть время с 5-секундными интервалами, например: 7.20; 7.25; 7.30 и т. д. Каждый ученик должен запомнить свое время. После завершения первой пробежки учитель объявляет: «Теперь пробегите эту же дистанцию 2 (или 3, 4...) раза, но уже не в полную силу, а на 5% (или 10, 15, 20) слабее». Например, если в первый раз ученик пробежал дистанцию за 6 мин 15 с, то при задании бежать на 15% слабее его контрольное время — 7 мин 10 с. Когда учитель дает старт второй пробежке, все бегут вместе, но каждый в свою силу. Учитель на месте старта-финиша (если дистанция круговая) опять называет время по 5-секундным интервалам, и каждый ученик сверяет по нему правильность своей раскладки сил. Если у учащихся есть наручные часы, то время пробегания дистанции каждый может контролировать самостоятельно.

 

5.Самостоятельные занятия учащихся

 

Как уже говорилось, выработка у школьников умения заниматься самостоятельно- один из главных путей приобщения к регулярным, занятиям физическими упражнениями. Как этого добиться? Во-первых, когда учащиеся занимаются на уроке по отделениям, не надо давать им задания всегда строго по предписаниям (репродуктивный метод). В некоторых случаях желательно ставить только общую задачу, а подбирать упражнения, придумать, как провести игру, выбрать снаряды и инвентарь, измерять результаты, определять победителей соревнований могут сами ребята (это так называемый частично-поисковый метод). Школьники в таких условиях могут быть очень изобретательными, активными, и, чем больше мера ответственности и самостоятельности, тем выше и интерес к уроку.

Выполнение домашних заданийэто тоже самостоятельная работа учащихся. Основной вид заданий на дом — выполнение упражнений для развития двигательных качеств с целью предварительной подготовки к прохождению следующего раздела программы. Например, в начале осени выполнение упражнений в отжимании и подтягивании для лучшего освоения в последующем разделе гимнастики — это во-первых. Во-вторых, с целью повышения эффекта воздействия некоторых общеразвивающих упражнений, которые регулярно применяются на уроках, например поднимания ног в упоре или в висе. В-третьих, для поддержания тех качеств, которые в меньшей мере развиваются в данный период времени года, например зимой — силы мышц-сгибателей рук. Помимо этого, можно давать задание школьникам разучить ту или иную комбинацию упражнений с целью развития координации и точности движений, например упражнений со скакалкой, с обручем, с гимнастической палкой, с малыми мячами (типа жонглирования). Так же можно задавать разучивать элементы техники метания мяча, лыжных ходов.

Необходимо стимулировать самостоятельные занятия учащихся по интересам. Одни интересуются оздоровительным бегом, регулярно тренируются и выступают в популярных в настоящее время соревнованиях вместе с родителями; другие ходят на каток, третьи — в бассейн и т. д. Нужно проявлять интерес к таким занятиям школьников и поощрять их за активность. В ряде школ учителя начали по определенному расписанию предоставлять учащимся спортивный зал для самостоятельных занятий. В таких случаях ответственным за порядок в зале и организованное проведение занятий назначают физорга класса. Учитель инструктирует его (или только консультирует— это зависит от уровня инструкторских навыков физорга), а сам в часы занятий находится в преподавательской комнате, примыкающей к залу, ведет какие-либо записи или готовится к следующим занятиям. Эти часы ученики могут уделить выполнению домашних заданий, остальное же время поиграть в волейбол, баскетбол, подготовиться к соревнованиям «Старты надежд» и т. д. Желательно, чтобы ученики сами проводили и тесты физической подготовленности, записывая результаты в личные карточки,— это сэкономит учителю много времени урока.

 

6.Организация учебной работы

 

В нее входит подготовка учебно-материальной базы и обеспечение готовности к занятиям коллектива учащихся.

Уже сейчас в школах все больше начинают применять различные несложные тренажерные устройства, как стационарные, так и убирающиеся. В будущем, несомненно, они будут использоваться наравне с имеющимися снарядами и инвентарем. Различные силовые тренажеры, реакциометры, велостанки и велоэргометры, третбаны простейших конструкций уже имеются в ряде школ и с большим интересом используются школьниками.

Из приборов надо иметь следующие: динамометры кистевые на 30 и 90 кг, 10 и 25-метровую рулетку, секундомеры, свистки, электромегафон; желательно также иметь спирометр, ростомер, становой динамометр; можно также изготовить прыжковый высотомер, регистраторы правильного выполнения отжиманий и подтягиваний и пр.

Полезно иметь демонстрационные таблицы, таблицы индивидуального дозирования нагрузок, диапозитивы по технике движений (бег, прыжки, метания, игры и пр.), кинофрагменты (например, по игре в волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч и пр.), магнитные записи, грампластинки музыкального сопровождения общеразвивающих упражнений.

Технические средства обучения: диапроектор, графопроектор, кинопроектор, магнитофон, телевизор, пленка для графопроектора, классная доска, устройство для зашторивания окон, устройство для просмотра диафильмов на свету, экран, электрофон, эпипроектор, пульт дистанционного управления.

Спортивная площадка должна включать: беговую дорожку 100 м, круговую дорожку 150—400 м, места для прыжков в длину и в высоту (желательно многопропускные), места для толкания ядра, площадки для игр в футбол, волейбол, баскетбол, ручной мяч, гимнастический городок (минимум 3 подвесных каната, 3 шеста, лестница, 3 перекладины разной высоты, 6-пролетная стенка, бревно с установкой на разную высоту в горизонтальном и наклонном положениях), стенку деревянную для метаний в цель, 60-метровую полосу препятствий, земляную горку. Легкоатлетический инвентарь: барьеры, гранаты, планки для прыжков, станки стартовые, палочки эстафетные, флажки.

Типовым перечнем учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ предусмотрено также приобретать для школы 20 пар лыжного инвентаря. Но обычно дети имеют свой инвентарь, так что учителю нужен только небольшой резерв на случай, если кто-либо из учащихся по той или иной причине окажется без лыж. Надо предусмотреть в школе место для каждого класса, где учащиеся будут ставить принесенные с собой лыжи, и иметь горелку, мазь, желательно также смолу, растирки, набор инструментов для ремонта инвентаря.

Организационная работа с учащимися и их родителями заключается в получении сведений от врача о состоянии здоровья школьника, о том, к какой медицинской группе он относится, инструктирование о режиме дня и занятиях физическими упражнениями (утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до занятий в школе, физкультминутки во время приготовления уроков, прогулки и др.), водных процедурах, о необходимой спортивной одежде и обуви, приобретении своевременно личного спортивного инвентаря, особенно лыжного, о правилах безопасности на уроках физической культуры.

Относительно необходимой спортивной одежды, обуви, личного инвентаря школьников (скакалка, обруч и другие подобные предметы) учитель информирует родителей на собраниях еще до начала учебного года. Требуется три комплекта спортивной формы: для занятий в зале (майка, трусы, полукеды), для занятий на открытом воздухе осенью и весной (легкий тренировочный костюм), для лыжной подготовки (тренировочный костюм, лыжный инвентарь; палки не должны быть короткими). Желательно, чтобы каждый ученик приносил в дни уроков физкультуры с собой в школу полиэтиленовый мешочек с мылом и полотенцем.

О правилах безопасности учащихся ежегодно инструктируют на первом уроке. Правила вывешивают у входа в зал. После инструктажа каждый школьник расписывается в специальном журнале.

В каждом классе на первом уроке выбирают двух физоргов — мальчика и девочку. В тот же или ближайшие дни учитель собирает всех физоргов классов (или, что еще лучше, по группам классов) и инструктирует об обязанностях и правах. Командиров отделений можно назначать на весь год, но лучше периодически менять, чтобы в течение года большее число школьников побывало в этой роли.

 

7.Планирование учебной работы

 

Для перспективного планирования учебных занятий учитель берет за основу рекомендованную программой сетку часов и, если надо, вносит в нее только некоторые изменения с учетом климатических условий, учебно-материальной базы, спортивного профиля своей подготовки (например, при выборе спортивных игр). В VIIVIII классах изучают детально одну спортивную игру, при наличии условий для прохождения элементов борьбы и занятий плаванием на эти виды выделяют время из других разделов программы, время на подвижные игры специально не планируют, оно входит в остальные разделы программы; то же относится и к теоретическим сведениям.

Годовые планы составляют по четвертям, для каждого класса отдельно, в два приема. Сначала в графической форме намечают последовательность прохождения упражнений по разделам программы. Для этого в левой части листа колонкой выписывают упражнения, а сверху листа по горизонтали проставляют номера уроков. В каждой графе против соответствующих упражнений точками или крестиками проставляют серию уроков, в которой будут изучаться и использоваться для развития двигательных качеств те или иные упражнения. Прохождение каждого раздела — легкой атлетики, гимнастики и других — на протяжении всего учебного года рассматривают как изучение отдельной темы. В ней выделяют одну, две, три серии (в каждой по 4—6 уроков) основных упражнений. Естественно, выделяют не полный урок, а только часть. На этапе начального изучения каждого вида упражнений материал располагают концентрированно — подряд в нескольких уроках, на этапах же углубленного разучивания, закрепления и совершенствования— более распределение, то есть через один-два урока. Можно в плане-графике вместо точек (крестиков) проставлять буквы: о — обучение, з — закрепление, у — оценка усвоения.

На прохождение темы уроки не обязательно планируются подряд. Например, легкая атлетика частично проходит в сентябре, затем в марте (прыжки в высоту) и в мае; одна серия занятий по спортивным играм может быть запланирована на ноябрь, вторая — на апрель.

Составлять годовой план-график в минутах не следует - это уже относится к оперативному планированию. Но и ограничиваться графической формой планирования тоже не стоит. Как начинающий, так и опытный учитель должен составить поурочные планы в словесной форме. В поурочных планах дают более подробный перечень средств обучения и развития двигательных качеств для основной части уроков, а также методы проведения упражнений, дозировку нагрузок. В настоящем пособии в каждой главе приведено примерное распределение учебного материала по урокам, которое можно использовать в качестве образца, но его следует обязательно конкретизировать с учетом имеющихся условий и уровня подготовленности школьников.

Распределение учебного материала по четвертям зависит от климатических условий. В РФ имеется пять климато-географических зон, но в практике физического воспитания обычно ограничиваются рассмотрением особенностей занятий только по трем зонам — северной, средней и южной. В последние годы стали выделять зоны особо жаркого климата, а также высокогорные районы. В школах средней полосы в первой четверти обычно изучают легкоатлетические виды упражнений, развивают преимущественно скоростно-силовые качества и выносливость, причем делают акцент на общей выносливости, поскольку во время летних каникул у большинства школьников физическая подготовленность не повышается. С середины октября из-за ухудшения погоды занятия переносят в зал и начинают обучать школьников спортивным играм. В течение второй четверти проходят гимнастический раздел программы, уделяя особое внимание развитию координации и точности движений, силы и силовой выносливости. Для поддержания общей выносливости включают бег (до 20—30 кругов) и различные многоскоки. Третья четверть посвящается лыжной подготовке или заменяющим ее видам — занятиям на коньках (в малоснежных районах) или кроссам (в районах с теплой зимой). В случае оттепели занятия не надо переносить в зал — можно заниматься на воздухе бегом или играми на снегу. В начале четвертой четверти завершают прохождение спортивных игр и начинают заниматься легкой атлетикой. Часть упражнений (например, прыжки) можно вначале проходить в зале, а часть (кроссы) — в конце урока (чтобы больше не возвращаться в зал) на асфальтированных дорожках около школы. После перенесения занятий полностью на площадку не следует исключать из уроков прыжки в высоту с разбега, если их ранее проходили в зале: полезно, чтобы учащиеся приучались прыгать в яму с песком, то есть в условиях, приближенных к естественным. Если школа может организовать занятия плаванием, сроки их устанавливаются в зависимости от времени предоставления бассейна. Занятия борьбой, если есть для этого условия, лучше планировать не на время занятия гимнастикой, а на время занятий играми; впрочем, все зависит от конкретных условий.

Накануне каждого дня занятий учитель уточняет и конкретизирует планы уроков. Начинающему учителю рекомендуется подробно, в виде конспекта, записать, как он предполагает вести уроки, включая команды, виды построений, перестроений и передвижений в строю, организацию учащихся для проведения упражнения (фронтально, посменно, поточно или другими способами), содержание теоретических сведений и вопросы к учащимся для проверки усвоения, упражнения для разучивания и повторения, создание тех или иных ситуаций для развития морально-волевых качеств, другие аспекты воспитательной работы. Такие конспекты следует бережно хранить. С приобретением опыта конспектирование можно все более упрощать, и многоопытный педагог вообще может ограничиться имеющимися у него поурочными планами и краткими заметками к очередному уроку.

Планирование занятий отнимает у учителя много времени, но к этой работе следует относиться очень серьезно. В то же время не надо бояться отойти от ранее намеченного плана. И наоборот, надо учиться гибко действовать, учитывать изменения условий и то, как учащиеся овладевают учебным материалом. Если хорошо и быстро, то можно или усложнить материал, или перенести освободившееся время на другой раздел, который труднее осваивается.

 

8.Педагогический контроль, оценка успеваемости учащихся

 

Педагогический контроль должен удовлетворять следующим требованиям: 1. Быть строго индивидуальным. 2. Проводиться систематически, на всех этапах обучения. 3. Обеспечивать обучающую, развивающую и воспитывающую направленность занятий. 4. Охватывать все разделы учебной программы. 5. Быть объективным, исключающим возможность преднамеренного, субъективного, ошибочного суждения и выводов учителя. 6. Давать возможность дифференцированной оценки деятельности каждого ученика.

Для успешного проведения уроков физической культуры важны все виды педагогического контроля. Предварительный контроль, осуществляемый в начале учебного года и перед началом прохождения каждого нового раздела программы с помощью тестов и других контрольных испытаний, позволяет оценить готовность учащихся к обучению. Для опытного учителя физической культуры, хорошо знающего класс, бывает достаточно ограничиться небольшой проверкой, для начинающего учителя или пришедшего в новый класс этого недостаточно, он должен хорошо ознакомиться с возможностями учащихся и поэтому пользуется значительно большим числом проверочных упражнений. Текущий контроль, проводимый почти на каждом уроке, по закону обратной связи служит учителю информацией текущей успеваемости школьников. Периодический контроль, бычно проводимый после завершения того или иного раздела программы, а также в конце каждой четверти, подводит итоги проделанной учащимися и учителем работы. Наконец, итоговый контрольв конце каждого учебного года, а также после окончания курса неполной средней и средней школы — показывает окончательные результаты этой работы.

Методы контроля за успеваемостью школьников: систематические наблюдения за их работой (включая выполнение домашних заданий), устный опрос и практическая проверка выполнения упражнений, небольшие письменные проверки (включая использование программированных карточек).

Теоретические знания учащихся оценивают по двум критериям — количественному и качественному. Количественный — объем усвоенных понятий, закономерностей, правил; качественныйглубина и правильность понимания изученного материала, умение учащегося рассказать и объяснить его, пользоваться спортивной терминологией. Вопросы, задаваемые ученику, должны быть конкретны.

Оценка овладения учащимися практическими навыками двигательных действий определяется по тем же критериям. Количественные результаты оцениваются на основе имеющихся в программе учебных нормативов.

Комплекс тестов для оценки уровня общей физической подготовленности должен быть простым и не занимать много времени. Поэтому можно ограничиться четырьмя упражнениями: бег на быстроту (на 20 м с хода), бег на выносливость (6 мин), скоростно-силовое упражнение (прыжок в длину с места) и упражнение на силовую выносливость (отжимание в упоре лежа, с опорой на гимнастическую скамейку). Этот комплекс используется и во всех других классах.

Оценки обязательно объявляют ученикам сразу или после проведения всех тестов.

При оценке техники учитель анализирует выполняемое учеником движение в его развитии от начала до конца, учитывал влияние одних фаз и элементов на последующие, на структуру всего движения в целом и, если ставится такая задача, также на количественный результат. В таких видах упражнений, как строевые и общеразвивающие, акробатика, равновесие и т. п., оценка техники является единственной, а в других — бег, прыжки и т. п.— учитываются и количественные данные.

 

ОСНОВА ОСНОВ — ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ

 

Во многих школах наши уроки проходят по схеме: ходьба, бег, перестроение по четыре, упражнения типа зарядки с подсчетом, эстафеты (класс делится на две команды) и в заключение — игра. Такие уроки быстро надоедают и ученикам, и учителю. Дисциплина на уроках падает, научить чему-нибудь очень трудно. Более опытные учителя «держат» дисциплину, но обычно она основана на окрике, страхе. И результат: ребята выполняют упражнения кое-как, только обозначают выполнение. Всё идет насмарку, даже если и составлен хороший план урока.

Уверен, спасение в одном: научить детей сознательно работать на уроках. Повышение эффективности урока, можно считать, и есть одна из центральных задач реформы школы. А основа эффективности урока — это сознательная дисциплина и сознательное, активное, самостоятельное выполнение упражнений.

Слабая занятость всех учащихся на уроке, отсутствие учебно-познавательного интереса, низкая моторная плотность, т.е. безделье, приводят к снижению внимания, к ухудшению дисциплины. Если на уроках нет постоянного возбуждения, заинтересованности, нет положительных эмоций, нет индивидуальных заданий, не создана ситуация успеха, то нет и повода для стимулирования учеников —одобрения, поддержки, похвалы. А ведь известно, что одна похвала может поднять настроение на весь урок.

Если внимательно приглядеться к деятельности учителей, добивающихся больших успехов и в обучении, и в воспитании, то нетрудно сделать вывод, что всё начинается с качества урока. Не ограничивается уроком, а именно начинается.

Известный наш учитель В.А.Сухомлинский писал: «Процесс воспитания — не какая-то механическая передача моральных норм, требований, правил от воспитателя к воспитанникам. Воспитание — это живые непринужденные человеческие взаимоотношения педагога и школьника; от того, что преобладает в этих отношениях, зависит результат воспитания».

Вот она — педагогика сотрудничества. И далее: «Если ребенок не видит успеха в своей учебной работе, его сердце словно гаснет, он теряет веру в свои силы, он словно ощетинивается, отвечает дерзостью на советы и замечания учителей».

Поэтому первое, к чему необходимо стремиться в учебной и внеклассной деятельности, — это создание атмосферы интереса к занятиям.

Приемов в этом деле немало:

объяснить значение занятий для укрепления здоровья, необходимость активных и самостоятельных занятий;

объяснить (очень кор

отко) значение каждого общеразвивающего упражнения при дальнейшем обучении полезным навыкам;

обеспечить достаточное количество мелкого раздаточного инвентаря, что помогает увеличить занятость учеников;

регулярно использовать игровой и

соревновательный

мето

ды, создающие положительные эмоции на занятиях;

вводить самостоятельную работу на уроке, как средство активной

познавательной деятельности. Заметно повышается интерес учеников на уроках тренировочного плана; урок легкой атлетики, урок гимнастики, урок игр.

У каждого своя структура, свои, присущие данному виду спорта, упражнения.

Однако другой выдающийся наш соотечественник, педагог А.С.Макаренко утверждал, что нельзя основывать все воспитание на интересе. «Я требовал воспитания закаленного крепкого человека, могущего проделать и неприятную, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива».

Важно на примерах внушать ребятам и родителям мысль об огромных потенциальных возможностях организма, о том, что тренировки гарантируют отличное физическое развитие, а оно влияет на функции нашей психики; внимание, память, наблюдательность. Это, как правило, воспринимается учениками с увлечением, и занятия идут с большей отдачей (что и есть сознательная дисциплина).

Занятия с подростками требуют от них не только сознательности, но и активности. Основной путь к активности — такая организация уроков, при которой делом занят каждый. Правда, активность проявляется тогда, когда ученики постоянно получают что-то новое, когда их знания, умения и навыки от урока к уроку совершенствуются. У подростков творческая активность основана не столько на двигательной деятельности, сколько на ее результате. Поэтому в средней школе чаще применяется на уроках соревновательный метод. И очень важно сделать очевидным для ребят рост их результатов (тем более зависящих от систематических и упорных занятий). В этом необходимы строгий порядок и четкая организация. И конечно, наглядность.

А еще — демократические сердечные отношения: без них трудно добиться положительных результатов в учебном процессе при самых обширных замыслах и наилучших желаниях.

Часто у нас звучит музыка при общеразвивающих упражнениях на уроках гимнастики и фоном во время некоторых соревнований. Но в стремлении провести урок интересно нельзя перегружать его «развлекательными» моментами, в частности игровыми, так как это перевозбуждает детей, мешает им сосредоточиться на менее интересных упражнениях.

Непременное условие интересного урока — тщательная подготовка к нему учителя. Каким бы опытом он ни обладал, каждый урок для него — предмет раздумий о методике.

Уместно опять напомнить истины: углубление профессиональных знаний, изучение особенности класса, поиск новых методических решений, качественное материально-техническое оснащение во многом гарантируют качество уроков, заинтересованное отношение к ним учащихся.

Итог: в воспитании сознательной дисциплины на уроках основная роль принадлежит учителю. Его активность, желание научить и добиться улучшения в физическом воспитании передается детям.

Не новость для учителя и то, что игра — не только одно из важнейших средств обучения и воспитания, но и возможность повысить дисциплину.

Естественно, всё продолжается и во внеклассной работе, где поле деятельности учителя еще шире. Можно считать, что соревнование есть нечто иное, как душа физической культуры и спорта. Урок был и есть главный стержень работы в школе, но если его спланировать таким образом, чтобы он обосновывал внеклассные формы физического воспитания, то внеурочные формы станут необходимым дополнением к уроку. Интерес к внеклассным формам физического воспитания, к соревнованиям в частности, порождает более осознанное восприятие урока, а всё это порождает привычку к самостоятельным занятиям, потребность в дальнейшем совершенствовании.

Спортивно-массовая работа в школе должна строиться не на отдельных круглогодичных секциях, где занимается кучка ребят, а на массовых соревнованиях, матчах, спортивных праздниках, днях здоровья, туристских походах и слетах, всевозможных спортивных встречах между классами, будь то подвижные игры, гонки на санках, настольный теннис, бадминтон, бег на коньках или футбол.

 

 

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

 

Во внеклассной работе по физическому воспитанию ставятся в основном те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учебной программы по физической культуре, а также воспитание определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Для организации и проведения внеклассной работы по физической культуре и спорту в восьмилетних и средних школах создается коллектив физической культуры, а в начальных классах кружки физической культуры. Руководство коллективом физической культуры возлагается на совет коллектива и на учителя физической культуры, а кружком — на одного из учителей начальных классов. Кроме того, в каждом классе избираются физкультурные организаторы.

В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выделить ряд направлений. Одно из этих направлений включает в себя расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков. Необходимо, чтобы в плановом порядке учителя, классные руководители и медицинские работники проводили с учащимися беседы о значении правильного режима дня, о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. В средних и старших классах отдельно с мальчиками и девочками проводится разъяснительная работа по половому воспитанию и нравственных основах интимных чувств. Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает в себя также вопросы популяризации физической культуры и спорта и, в частности, организацию встреч со спортсменами, проведение бесед, докладов и лекций о развитии массового физкультурного движения, о важнейших событиях спортивной жизни, о влиянии физкультуры и спорта на повышение работоспособности человека, совершенствование его нравственного и эстетического развития.

Важным направлением внеклассной работы по физическому воспитанию является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в школах проводятся экскурсии на природу, организуются походы. Прогулки и туристские походы для младших школьников должны быть непродолжительными (3—4 часа). Обычно они сопровождаются сообщением детям определенных знаний и правил поведения в походе. В походе дети приобретают первоначальные навыки по туризму (ориентирование на местности, организация места отдыха, приготовление пищи и т.д. ). Прогулки и походы лучше намечать в такие места, где дети могут пополнить свои знания о природе, услышать рассказы интересных людей.

В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и др. Содержание занятий в секциях и кружках в начальных классах могут составлять упражнения из учебной программы, подвижные игры, катание на лыжах и коньках и другие простейшие известные детям упражнения.

Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праздники, организация школьных спартакиад, соревнований, вечеров, «дней здоровья» и т.д. Спортивные соревнования среди младших школьников обычно проводят также по знакомым детям подвижным играм и по другим упражнениям учебной программы, не вызывающим у школьников чрезмерных физических напряжений. Физкультурные праздники в начальных классах обычно посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, аттракционы, пляски, хороводы, песни. На торжественном закрытии праздника вручают призы и грамоты победителям.

 

СВЯЗЬ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

 

Школа может осуществить правильное физическое воспитание детей при наличии тесного контакта в работе с родителями. Условия жизни ребенка, питание, режим, использование естественных факторов природы, физические упражнения и игры — все эти средства физического воспитания могут быть использованы не только школой, но и родителями.

От степени активности родителей во многом будет зависеть физическое развитие детей. Большинство родителей заинтересовано в том, чтобы их дети росли здоровыми и физически развитыми. Многие хорошо понимают, что успехи детей в учебе будут в значительной степени зависеть от состояния их здоровья. Поэтому во многих семьях физическому воспитанию детей придается большое значение. Но проводится оно подчас без определенной системы, слабо связано с усилиями школы. Направить физическое воспитание детей в семье по правильному руслу — долг учителя.

Важно доказать родителям, что учение требует от детей затраты энергии, утомляет еще не окрепший организм и для восстановления его работоспособности огромное значение имеют такие средства, как разумный режим дня, пребывание ребенка на свежем воздухе, нормальное питание, занятия физкультурой и спортом. По всем этим вопросам учитель в определенной системе проводит цикл бесед, консультаций с родителями.

В беседах важно знакомить родителей, какие задачи ставит школа в физическом воспитании детей на каждом году обучения и как согласовать работу школы с усилиями родителей. Убедительность рекомендаций учителя будет обеспечена широким привлечением материала по физиологии и гигиене младших школьников. Если это возможно, то для бесед с родителями по некоторым вопросам лучше привлечь школьного или участкового врача, учителя физкультуры.

В работе с родителями надо использовать не только рассказ, но и показ комплекса утренней зарядки, удобной одежды школьников, организации режима дня и других моментов. По многим из этих вопросов можно использовать имеющиеся фильмы.

Родители должны помочь школе научить детей чередовать труд и отдых, разумно проводить свой досуг, соблюдать правила личной и общественной гигиены, выработать привычку к регулярным занятиям физкультурой и спортом. Особое внимание должно быть уделено условиям жизни и труда школьников в семье. Как ребенок сидит за столом при выполнении домашних заданий? Где его рабочее место? Как оно освещено? Хорошо ли проветрено помещение? От этого во многом зависит здоровье школьника, его зрение, осанка, настроение. Условия жизни определяют успехи детей и в учении.

В физическом воспитании детей необходим индивидуальный подход. Его также можно осуществить лишь при условии тесного контакта с семьей. В работе с детьми и их родителями надо опираться на данные медицинского обследования. Учитель вместе с родителями после консультации с врачом намечает систему мер: наиболее целесообразный режим, определенные условия жизни. Важно разъяснить родителям, что организм младшего школьника находится в постоянном развитии, совершенствовании. При неблагоприятных условиях нарушается его нормальное функционирование. Поэтому дети с отклонениями в развитии нуждаются в особом внимании взрослых. В этом случае нужен регулярный контроль врача и точное выполнение его указаний учителем и родителями.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В чем же состоит сущность физического воспитания? Прежде всего физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наряду с осуществлением физического развития, физическое воспитание призвано возбуждать у учащихся потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культуры и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни.

В целом следует отметить, что влияние учебных занятий на физическое развитие и воспитание учащихся зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методов, содействующих решению этой задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×