Физическое воспитание в учреждениях дополнительного образования: история и современность | Мой кабинет. Работа №342337
Гиподинамия рассматривается как один из факторов риска для здоровья. Наблюдается тенденция к снижению повседневной физической активности, а также ухудшение здоровья детей. Школа должна стать здоровьесберегающей средой для детей и подростков. Для решения этих задач в российском образовании была создана система развития физической культуры и массового спорта в образовательных учреждениях различных типов. Однако наблюдается тенденция снижения количества учреждений дополнительного образования и количества обучающихся в них, что обусловлено общей ситуацией в стране. Необходимо искать пути их решения.
Физическое воспитание в учреждениях дополнительного образования: история и современность
Время меняется, и вместе с ним меняются задачи реформирования образовательной системы, однако одна проблема остается актуальной — здоровье детей и охрана их физического состояния. В настоящее время в российском образовании наблюдаются активные инновационные процессы, которые происходят на фоне ухудшающегося здоровья школьников. Внедрение новых методов обучения и цифровизация образовательного процесса приводят к увеличению учебной нагрузки. Программы и учебники, разработанные за последние десятилетия, в 40% случаев ориентированы на «продвинутый» уровень, в то время как, согласно данным Министерства образования Российской Федерации, доля одаренных школьников составляет не более 6%, а учащихся с высокими учебными возможностями — 15%. Гиподинамия рассматривается как один из факторов риска для здоровья. Ребенок проводит до 70% своего времени в школе, а с учетом домашних заданий учебный день может длиться 10–12 часов в начальных классах и 15–16 часов в старших. Наблюдается явная тенденция к снижению как спортивной, так и повседневной физической активности. Ухудшение здоровья детей в современных условиях проявляется в новых феноменах (децелерация, феминизация) и синдромах (трофологический, психосоматическая астенизация, дисклазия соединительной ткани и др.). Учитывая, что по данным экспертов Всемирной организации здравоохранения образ жизни составляет более 50% факторов, влияющих на здоровье, участие образовательной системы в решении этой проблемы становится крайне важным. Школа может стать здоровьесберегающей средой для детей и подростков, если она будет взаимодействовать с другими социальными учреждениями, включая организации дополнительного образования в области физической культуры и спорта. Поэтому мы хотим сосредоточиться на развитии системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, особенно в Кировской области и городе Киров, а также рассмотреть исторические предпосылки создания этой системы и перспективные направления ее дальнейшего развития. Министерству образования и науки Российской Федерации были определены полномочия в области развития массовой физической культуры и спорта, а также формирования здорового образа жизни у молодежи. Для решения этих задач в российском образовании была создана система развития физической культуры и массового спорта в образовательных учреждениях различных типов.
Немного о истории. 21 апреля 1932 года ЦК ВКП(б) издал постановление «О работе пионерской организации», которое обязывало Советы физической культуры, органы просвещения, здравоохранения и комсомол улучшить физкультурную и спортивную работу с детьми. В многих добровольных спортивных обществах (ДСО) и отделах народного образования начали создаваться детские группы и отделения, которые работали на базе образовательных учреждений, а в начале 40-х годов они стали преобразовываться в спортивные школы. В 1945 году было открыто 80 спортивных школ, а к 1946 году их количество возросло до 400, созданных при местных отделах народного образования и добровольных спортивных обществах. К 1957 году число спортивных школ увеличилось до 1000, а количество занимающихся достигло 200 тыс. человек. 11 августа 1966 года Совет министров СССР принял постановление № 671 о создании специализированных детско-юношеских спортивных школ (СДЮШОР) на базе существующих детских спортивных школ в системе органов народного образования. В 60-е годы для упорядочивания и координации работы спортивных школ были созданы областные, краевые и республиканские спортивные школы, которые стали координаторами физкультурно-спортивного движения в регионах. В 1971 году при Министерстве просвещения Российской Федерации была открыта Республиканская СДЮСШОР, ныне Федеральная, отвечающая за развитие детско-юношеского спорта в системе образования. Таким образом, к 1972 году была выстроена логическая «вертикаль» и «горизонталь» внешкольных учреждений физкультурно-спортивной направленности. С 1992 года они были переименованы в учреждения дополнительного образования детей, где физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа направлена на физическое развитие ребенка, формирование здорового образа жизни и воспитание спортивного резерва нации. В настоящее время в Кировской области функционирует 39 образовательных учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
За последние три года наблюдается тенденция снижения количества учреждений дополнительного образования и количества обучающихся в них, что обусловлено общей ситуацией в России: экономический и демографический кризис. За период с 1975 по 2000 гг. число молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет составляло от 10 до 13 млн. человек. По подсчетам ООН, к 2025 году в России останется не более 6 млн. молодых людей этой возрастной категории. В учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности создано 330 отделений по 46 видам спорта. Из общего количества занимающихся в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности 82 % составляют дети и подростки 6–15 лет. Одно из учреждений системы дополнительного образования, реализующее задачи физкультурно-оздоровительной деятельности в городе Кирове, это Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа олимпийского резерва № 8». СШОР 8 сегодня — это центр спортивной и оздоровительной работы в городе Кирове. Спортивная школа занимает важное место в образовательной системе города: во-первых, это методический центр для педагогов по физической культуры; во-вторых, это центр по проведению спортивно-массовых мероприятий среди спортивных школ. В СШОР 8 занимаются дети в возрасте от 5 до 18 лет. Среднее ежегодное количество обучающихся составляет около 1100 человек. Обучающиеся занимаются по общеразвивающим и предпрофессиональным программам по видам спорта: футбол, художественная гимнастика, бокс, спортивная борьба, спортивная акробатика и лыжные гонки. Задачами физкультурно-оздоровительной деятельности в учреждении являются: снижение негативных последствий учебной нагрузки; обеспечение достаточного объема двигательной активности учащихся; обучение основам двигательной деятельности; формирование системы знаний по методике самостоятельных занятий физическими упражнениями; формирование мотивационно-ценностного отношения к ведению здорового образа жизни. В процессе любой деятельности возникают различные проблемы, решение которых не всегда является возможным в настоящий момент.
Наличие подобных проблем позволяет более тщательно подходить к возникшим трудностям, но в то же время побуждает искать пути их решения. Можно утверждать, что проблемы определяют перспективы роста и развития, способствуют созданию новых форм и методов работы, а также открывают новые направления для продвижения вперед, что в конечном итоге помогает формулировать новые цели и задачи. На основе накопленного опыта можно выделить ряд проблем, решение которых будет способствовать развитию детско-юношеского спорта. Эти проблемы можно сгруппировать по следующим направлениям:
– Нормативно-правовая база: необходимость приведения в соответствие с действующим законодательством нормативных документов в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности; повышение статуса тренера-преподавателя и пересмотр нормативов учебно-тренировочной нагрузки;
– Кадровое обеспечение: создание методического центра для подготовки и переподготовки педагогических кадров, повышения их квалификации, а также проведение совместной методической работы с различными социальными структурами города;
– Финансирование: увеличение финансовых вложений в содержание детско-юношеских школ и спортивных площадок за счет привлечения средств от спонсоров и благотворителей;
– Материально-техническая база: улучшение материально-технической базы, проведение косметических ремонтов и строительство новых спортивных площадок.
– организационно-содержательные меры: создание информационного банка данных для координации и совместной работы с различными социальными структурами города, проведение выездных консультаций специалистов, информационная поддержка, а также включение в штатное расписание учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности психологов для работы с детьми и тренерами-преподавателями. В то же время, для успешного дальнейшего развития детско-юношеского спорта необходимо решить следующие задачи: обеспечить интеграцию основного общего и дополнительного образования в условиях реформирования структуры и содержания общего образования. Увеличить значимость дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности в деятельности образовательных учреждений всех типов; создавать спортивные клубы на базе общеобразовательных школ. Законодательно гарантировать доступность занятий массовым детско-юношеским спортом. Расширить спектр образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности. Обеспечить финансирование учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности в соответствии с нормативами из бюджетов всех уровней. Привести деятельность учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности в соответствие с установленными нормативами. Повысить эффективность работы учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности в реализации программ, направленных на развитие детско-юношеского спорта и физкультурно-спортивного движения в Кировской области. Сохранить и развивать сеть учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности в системе образования для удовлетворения образовательных потребностей формирующейся личности и профилактики криминогенного поведения подростков. Укрепить материально-техническую базу, внедрить компьютерные технологии в учебно-тренировочный процесс и обеспечить учреждения современными средствами обучения. Необходимо интегрировать современные образовательные технологии в работу учреждений, а также реализовывать инновационные проекты и программы, включая те, которые предназначены для обучающихся с отклонениями в развитии. Таким образом, мы полагаем, что развитие системы дополнительного образования в области физической культуры и спорта должно оставаться одним из ключевых направлений государственной политики.
Литература:
Асмолов, А. Г. Дополнительное образование детей как область ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития / А. Г. Асмолов. — Петрозаводск: «Просвещение».
Кучма, В. Р., Соколова, С. Б. Поведение детей, представляющее опасность для здоровья: современные тенденции и формирование здорового образа жизни / В. Р. Кучма, С. Б. Соколова. — Москва: НИИ Гигиены и охраны здоровья.
Паршиков, А. Т. Спортивная школа как социально-педагогическая система: социальное проектирование: Монография / А. Т. Паршиков. — Москва: «Советский спорт», 2003.
Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Кузбассвузидат, 2006.