ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ | Локтионова Светлана Валериевна. Работа №364131
Здоровье человека- актуальная тема для разговора во все времена.
Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходима всего лишь физкультурно- оздоровительная работа в группе продленного дня, которая включает в себя: физкультминутки во время самоподготовки, физкультпаузы, прогулки, спортивный час, подвижные игры и состязательные упражнения, соблюдение режима дня.
Локтионова Светлана Валериевна,
воспитатель,
МАОУ СОШ№9 имени П. А. Столыпина
города Балашова Саратовской области
ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена.
Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходима всего лишь физкультурно - оздоровительная работа в группе продленного дня, которая включает в себя: соблюдение режима дня, физкультминутки во время самоподготовки, физкультпаузы, прогулки, спортивный час, уроки здоровья, подвижные игры и состязательные упражнения.
Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня направлены на решение следующих задач: укрепление здоровья; повышение уровня физической и умственной работоспособности; поддержание ее устойчивости на протяжении всего учебного года; совершенствование двигательных умений и навыков, изученных на уроках физической культуры; формирование умений и воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Режим дня – важнейший фактор здоровья и воспитания учащихся ГПД.
Педагогический процесс предусматривает, чтобы режим группы продленного дня способствовал укреплению здоровья учащихся, обеспечивал высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей.
Рациональная, научно обоснованная организация учения, труда и отдыха учащихся создает условия для их психофизического, физиологического и личностного развития: формирует регулятивные процессы, закрепляет организационные навыки, способствует развитию умений эффективно общаться, формирует самосознание.
Физкультминутки.
Физкультминутки - проводятся в группе, во время самоподготовки уроков, когда появляются признаки утомления детей (невнимательность, беспокойное поведение, потеря интереса, снижении работоспособности и т.д.). Физкультминутки положительно влияют на работу мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшает кровообращение внутренних органов, улучшает работоспособность нервной системы.
Физкультминутки по длительности не должны превышать 5-7 минут. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей. Комплексы физкультминуток состоят из 3-5 упражнений, повторяемых по 5-10 раз, и выполняются под руководством воспитателя или физорга группы. Основными видами упражнений для физкультминуток являются:
упражнения для осанки;
дыхательная гимнастика;
упражнения для снятия напряжения и усталости.
Упражнения связаны с наклонами туловища назад, с сильным напряжением мышц спины, а также наклоны вправо и влево с напряжением соответствующих мышц. Для устранения усталости рук используются различные упражнения в виде ритмичных сжиманий и разжиманий пальцев, потряхиваний кистями и т.д., а для ног - приседания, переступания с ноги на ногу, ходьба на месте, прыжки и др. Упражнения для физкультминуток периодически обновляются (через две - три недели), но менять сразу весь комплекс нецелесообразно, достаточно постепенно время от времени вводить в него новые упражнения.
Требования к проведению физкультминуток:
упражнения должны быть разнообразными, повышать интерес детей к ним;
подбираться в зависимости от вида занятия, его содержания;
физкультминутка проводится только в момент начала утомления;
предпочтении нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
Проводимые физические упражнения во время самоподготовки, не требующие сложной координации, благоприятно воздействуют на детей, переключают внимания, снимают отрицательные статические нагрузки. Упражнения можно выполнять стоя за партой и сидя за ней.
Физкультпаузы.
Физкультпаузы отличаются от физкультминуток как по своему содержанию, так и по длительности (от 8 до 15 минут). Проводятся они не ежедневно и не во время самоподготовки, а после приготовления домашнего задания и до начала некоторых видов клубной работы, требующих определенного умственного напряжения.
Физкультурная пауза, помимо физических упражнений, подобранных с определенной целевой установкой, включает подвижные игры, эстафеты, прыжки, преодоление препятствий. Весь комплекс упражнений предполагает учет возрастных особенностей учащихся и характера их текущей учебной работы. В группе должны проводиться такие подвижные игры, которые не вызывают чрезмерного возбуждения нервной системы. Так, для учащихся 1-2 классов используются упражнения и подвижные игры имитационного характера. Для учащихся 3-4 классов характер заданий усложняется по степени координации - различении чувства пространства и времени, сообразительности и др.
Прогулка.
Ходьба – наиболее распространенное движение, требующее постоянной физической тренировки. Навык ходьбы жизненно необходим каждому, он приобретается человеком с детства и сохраняется на всю жизнь. Развитие этого навыка наиболее успешно проходит в процессе прогулок.
Ходьба как средство, укрепляющее здоровье, доступна для всех и всегда. Все органы испытывают ее благотворное влияние: органы пищеварения, выделения, железы внутренней секреции, системы дыхания, кровообращения, нервная система и т. д. После длительного нахождения в помещении при ходьбе у учащихся восстанавливается кислородный баланс.
Прогулка – это педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе.
Прогулка должна проводиться два раза в день по 1,5 – 2 часа.
Она решает, прежде всего, задачи оздоровления детей, восстановления их умственной работоспособности, а также расширения кругозора, развития познавательных интересов, воспитания навыков нравственных взаимоотношений, экологического, эстетического воспитания младших школьников.
Оздоровительная задача прогулки является ведущей, определяющей, но она реализуется всегда в сочетании с разнообразными проявлениями познавательной, художественной, социальной деятельности младших школьников и не только в подвижных и спортивных играх, но и в свободном общении детей, в их творчестве. Именно на прогулке создаётся уникальная по своим воспитательным возможностям ситуация реальной связи опыта детей с жизнью в различных её проявлениях.
Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Её нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учёта физической нагрузки, рационального чередования занятий. Чередование занятий повышает интерес именно к коллективной прогулке, где воспитатель решает сразу две задачи: обеспечить интересное проведение времени и содействовать укреплению коллектива.
Если взять за основу типологии прогулок ведущую деятельность, в рамках которой в данной прогулке решаются оздоровительные, воспитательные и развивающие задачи, можно выделить следующие виды:
Спортивная прогулка, во время которой дети играют в спортивные игры, проводятся спортивные соревнования.
Прогулка-наблюдение-основное содержание связано с целенаправленными наблюдениями младших школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира. Место её проведения – школьный сад, ближайший сквер, парк, зелёная зона недалеко от школы.
Прогулка-практикум, которая используется для закрепления жизненно необходимых навыков, например следования определённым правилам культуры поведения, правилам уличного движения.
Прогулка-задание, содержание которой определяется задачами общественной жизни школы или планами клубной работы группы продлённого дня. Задание дети получают в виде путёвки, например, от экологического штаба школы или от совета дела своего клуба. Они могут быть адресованы всем одновременно или каждой микрогруппе отдельно.
Прогулка-экскурсия, назначение которой – ознакомить младших школьников с историей своего города, района, достижениями в науке, искусстве. Но здесь главное – не само созерцание достопримечательного объекта, а разговор с детьми, чтобы они проявили познавательный интерес к событиям, судьбам людей, пережили особую атмосферу места, прочувствовали их нравственно-патриотическое содержание и значение.
Прогулка-поход, где можно было бы создать ситуации неожиданных открытий, испытаний навыков ориентирования, взаимодействия, дисциплины.
Динамическая пауза.
Динамическая пауза-это активный отдых учащихся. Цель которого, организовать интенсивную работу большого количества мышц.
Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма.
Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие.
Спортивный час.
Спортивный час – это физкультурные занятия в режиме группы продленного дня, которые способствуют укреплению здоровья, физическому развитию учащихся, повышению их работоспособности.. Его цель – повышать общую физическую подготовку младших школьников, снимать усталость от малоподвижной деятельности на уроках, вызывать у каждого из детей устойчивый интерес к какому-либо виду спорта, давать навыки закаливания, ежедневных оздоровительных физических упражнений для занятий дома. Занятия должны быть разнообразными по характеру и интенсивности, доступными и проводиться, как правило, на открытом воздухе и иметь оздоровительную направленность.
Содержание спортивного часа должно быть взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. С этой целью во время спортивного часа в игровой и соревновательной форме выполняются упражнения, изученные на уроках физической культуры, те совершенствуется изученные навыки. Учитывая, что наибольшим интересом у детей и подростков пользуются подвижные спортивные игры, легкоатлетические и отдельные гимнастические упражнения, а также катание на лыжах и коньках, в содержание спортивного часа должны включатся в основном упражнения из этих разделов учебной программы. Также обязательными являются организованные игры и упражнения, самостоятельные игры и развлечения.
На физкультурных занятиях в ГПД решаются следующие задачи:
создание условий для развлечения и физической разрядки детей;
достижение оздоровительного и рекреативного эффекта;
продолжение совершенствования жизненно важных двигательных умений, навыков (подвижных и спортивных игр), изучаемых на уроках физической культуры;
закрепление у детей интереса к физкультурным и спортивным занятиям.
Существует практика проведения спортивного часа на открытом воздухе
Структура спортивного часа.
1 часть – подготовительная (10-15мин): построение; организационные указания воспитателя; ходьба в колонне по одному (обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе, с движениями рук, ног, туловища), медленный бег; общеразвивающие упражнения во время ходьбы, или в круге, или в игре.
В подготовительной части желательно чаще использовать упражнения с различными предметами: флажками, гимнастическими палками, мячами, булавами и т.п. Упражнения с предметами способствуют укреплению осанки и развитию координации движений.
2 часть – основная (30-40мин): общие для всех детей подвижные игры, эстафеты, спортивные развлечения или самостоятельные игры детей в парах, небольшими группами.
1. Игра «Вызов».
Играющие с помощью считалки делятся на две равные команды. Каждая команда выбирает капитана. На противоположных сторонах площадки на расстоянии 15–20 метров одна от другой проводят линии городов, между которыми чертят среднюю линию. Обе команды выстраиваются шеренгами на противоположных сторонах за линией своего города. По сигналу капитан команды, которой по жребию выпало начинать игру, посылает одного из своих игроков в противоположный город. Этот игрок должен добежать до команды противника, дотронуться рукой до одного из игроков и успеть вернуться в свой город.
Правила игры.
Тот, до кого дотронулся бегун, должен постараться догнать его до средней линии. Если он успеет это сделать, то игрок, дотронувшийся до него, выбывает из игры. При подведении итогов проигравшей считается команда, в которой осталось меньшее количество игроков.
2. Сбивание баскетбольным мячом спортивных гранат, установленных в линию на земле.
3. Игра «Держи за хвост».
Выбирается водящий – волк. Остальные игроки – овцы. Все играющие образуют круг, в центре которого сидит волк, притворившийся спящим. Овцы, двигаясь по кругу, поют песенку, постепенно сужая круг, стараются дотронуться до волка. Волк неожиданно вскакивает и начинает ловить овец. Пойманная овца становится волком, и игра продолжается.
Указания к игре.
Волк начинает ловить овец в любой момент, но не раньше первого прикосновения к нему. Вариант игры. Игра проводится так, что пойманные овцы помогают волку ловить игроков. Игроки могут идти по кругу, выполняя различные движения (переступая на носках, на пятках, высоко поднимая колени, танцевальным шагом и т. д.).
3 часть – заключительная (5-7мин): общее построение учащихся; спокойная ходьба по площадке или несколько упражнений на внимание, чтобы привести организм детей в относительно спокойное состояние, успокаивающие дыхательные упражнения. Подводится итог, отмечаются лучшие игроки и команды.
При проведении спортивного часа важно правильно дозировать физические нагрузки. Слишком малые не дают физиологического эффекта, и ценность активного отдыха снижается. В то же время чрезмерно большие нагрузки вызывают утомление, что отрицательно сказывается на последующей учебной деятельности.
Следует помнить, что уровень физической подготовки школьников может различаться. Если у кого-то из ребят появляются признаки утомления (поверхностное частое дыхание, покраснение лица, обильное потоотделение), следует снизить интенсивность нагрузки. Для этого можно предложить упражнение на восстановление дыхания: 4 шага – вдох, 4 шага – выдох (повторить 4–6 раз).
Практика проведения спортивного часа в классе.
I часть
Организационные упражнения и указания воспитателя. Общеразвивающие упражнения стоя за партой или около парты.
II часть
Организованные игры.
Игра «Вызов номеров».
Играющие сидят за партами. Каждый ряд – это команда. В каждой команде детям присваивают номера: сидящим за первой партой – первые номера, за второй партой – вторые номера и т. д. Воспитатель называет номер – и ребята, например, рисуют цветок, выполняют конкретное движение, быстро встают и т. п. Общий результат определяют по сумме первых, вторых, третьих мест. Игра повторяется несколько раз, и каждый раз при новом задании.
Игра «Овощи, фрукты, ягоды».
Каждый ряд – команда. За каждым рядом закрепляется соответственно название «овощи», «фрукты», «ягоды». Воспитатель называет виды овощей, фруктов, ягод. Команда, к которой относится названная культура, должна встать и выполнить определённые движения. Другие команды в это время сидят. В ходе игры одни движения заменяются другими.
Игра «Что изменилось?»
На доске развешивают или расставляют картинки. Учащиеся запоминают, в каком порядке они висят (стоят). Затем детям предлагается встать, повернуться к доске спиной и выполнить 1–2 упражнения. В это время воспитатель перевешивает (переставляет) 1–2 картинки. По сигналу учащиеся садятся на место и определяют, что изменилось. Игра повторяется несколько раз, и каждый раз воспитатель предлагает выполнить другие упражнения.
III часть
Игра «Горячо-холодно».
Дети прячут какой-либо предмет (например, теннисный мяч) в классе, а водящий под речитатив учащихся «горячо» или «холодно» должен найти предмет («холодно» дети говорят тогда, когда водящий находится далеко от предмета, а «горячо» – когда он близок к нему).
Уроки здоровья.
Уроки здоровья – основная форма формирования сознательного отношения к здоровью учащихся группы продленного дня. Проводить их можно в форме беседы на 15-20 минут, а также как занятие (40 мин).
Примерные темы уроков здоровья.
«Чистота-залог здоровья».
«Первая помощь при ушибах и переломах».
«Гололед».
«Корзина здоровья».
«Правильное питание».
Формы:
интеллектуальная игра;
беседа;
круглый стол;
конкурсы;
путешествие;
газета «ЗОЖ»;
лекция;
видеофильмы.
Отличительной особенностью уроков здоровья должна быть направленность на изменение поведения ребенка, а не только сообщение ему новых знаний о здоровье. Поэтому такие занятия должны проводиться в определенной системе.
Подвижные игры.
Подвижные игры решают задачу активного отдыха детей, способствуют снижению утомления, повышению работоспособности на протяжении всего учебного дня. Наиболее эффективными играми являются игры малой и средней интенсивности. Игры большой интенсивности сильно возбуждают детей, т.к. дети не могут быстро успокоиться и переключится с одного вида деятельности на другой. Непременным условием у каждой игры должно быть подведением её результатов, чтобы дети не потеряли к ней интерес.
Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода» - гиподинамии. Многие из них существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Игры обогащаются, но их двигательная основа остается неизменной. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в основе их содержатся все виды естественных движений, свойственных человеку: ходьба, бег, прыжки, метание, броски и др.
Игры для детей – важное средство самовыражения, пробы сил, детям предоставляется возможность проявлять творческую инициативу в выборе способов движения цели. В играх педагог может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие пути воздействия на каждого из детей, и, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
Образовательные задачи подвижной игры предполагают совершенствование и закрепление навыков естественных движений в беге, прыжках, метаниях, а также умений, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми и туризмом.
Воспитательные задачи подвижной игры способствуют развитию физических (быстроты, ловкости, силы, меткости, прыгучести, выносливости) и морально-волевых (смелости, честности, коллективизма) качеств ребенка.
Оздоровительные задачи определяют нормальное физическое развитие учащихся, укрепление их здоровья.
Необходимый подбор игр для детей младшего школьного возраста обеспечивает правильность общего развития и роста ребенка. Чтобы удачно подобрать игру и на хорошем педагогическом уровне ее провести, важно учитывать интересы детей, их физические возможности, особенности психического развития.
Младший школьный возраст (1-4 классы) характеризуется достаточным развитием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе игр важны короткие перерывы для отдыха. Этим возрастным особенностям отвечают игры типа перебежек («День и ночь», «Вызов номеров», и др.).
Вывод.
Правильно организованный режим дня, хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализуемый комплексный системный подход создают эффективные условия в организации обучения, воспитания, развития и сбережения здоровье учащихся, посещающих группу продленного дня.
Продлённый день - неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы на ребёнка, но реализуется он лишь при условии высокой организации работы группы продлённого дня и максимального использования всех возможностей.
Приложение.
«Мы – весёлые ребята».
Дети находятся в одной стороне зала, по центру – двое водящих. Все ребята выбегают со словами: «мы – весёлые ребята, любим бегать и играть, ну попробуй нас догнать». Дети перебегают, водящие ловят.
«Мяч соседу».
Делим детей на 3-4 шеренги. Мяч у первого игрока в каждой шеренге. Передают по сигналу друг другу в шеренге, последний ударяет о пол и передаёт назад. Повторить 2-3 раза. Детям необходимо стараться не уронить мяч.
«Узнай по голосу».
Дети разбежались. Услышав команду: «1, 2, 3 – в круг скорей беги!», все сбегаются и идут по кругу. В кругу водящий: «Ты загадку отгадай, кто тебя назвал – узнай». Один называет фамилию и имя. Если угадал – меняются.
«Догони свою пару».
Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу, образовывая пары. По сигналу первые догоняют вторых, а те бегут за черту. Определяются более ловкие дети.
«Мяч над головой».
Делим детей на 2-4 колонны. У первого в руках мяч, мяч передают над головой прямыми руками. Последний ребёнок с мячом бежит и отдаёт первому. Повторять 2-3 раза.
«Метко в цель».
2-3 команды детей. 1-я выстраивается вдоль линии. У каждого мячик для метания. В 5-8 метрах напротив каждого – кегля. По сигналу выбивают каждый свою кеглю. В каждой команде считаются очки. Побеждает та команда, которая наберёт большее количество очков.
«Удочка».
Все дети стоят в кругу. По центру водящий с верёвкой, на конце которой мешочек с песком. Водящий крутит верёвку, все подпрыгивают, чтобы их не задело. Тот, кто попался на удочку, выбывает из игры.
«Горелки».
Две колонны. Слова:
Гори, гори ясно
Чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят
Колокольчики звенят
1-2-3 – беги!
Последняя пара бежит вперёд и старается стать впереди и взяться за руки. Водящий пытается поймать одного.
«Два Мороза».
Дети находятся в конце зала. По центру – 2 Мороза. «Мы два брата молодые, два Мороза удалые. Я Мороз – Красный нос, я Мороз – Синий нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Не боимся мы угроз и не страшен нам Мороз». Дети бегут, а Морозы их останавливают.
«День и ночь».
Две команды стоят спиной друг к другу на расстоянии 2 м, по команде «День» -І команда убегает в свой дом, а «Ночь» (ІІ команда) - ловит. И наоборот.
«Через кочки и пенёчки».
Лагерь, лес, обозначены кочки и пенёчки. На противоположной стороне – дерево, за ним – дикие пчёлы (2-3чел.). Дети идут и говорят: «Мы к лесной лужайке вышли, поднимая ноги выше, через кустики и кочки, через ветки и пенёчки. Кто высоко так шагал, не споткнулся, не упал? Глянь, дупло высокой ёлки, вылетают злые пчёлки. Нам не страшен пчёлок рой, убежим скорей домой». Все убегают от «диких пчёл».
«Будь ловким».
Дети вокруг круга. Перед каждым – камешек. Водящий в ценре круга. По сигналу дети перепрыгивают свой камешек и запрыгивают в круг. Водящий ловит.
«Лиса и куры».
Дети – куры. Назначается лиса. Гимнастические скамейки – насест. По сигналу учителя лиса перепрыгивает через скамейки и ловит кур. Курица на насесте – ловить нельзя. Долго на насесте сидеть нельзя. По сигналу учителя лиса уходит к себе подсчитывать пойманных курей. Затем назначается новая лиса.
Подвижная игра с использованием скакалок “Часики”.
Дети разбиваются на две команды. Одна команда прыгает, другая крутит скакалку (затем наоборот).
1. Один прыжок.
2. Два прыжка.
3. Три прыжка.
4. Четыре прыжка на левой ноге.
5. Пять прыжков на правой ноге.
6. Крестиком.
7. Закрыв лицо руками.
8. По два раза на каждой стороне, вокруг себя.
9. По два раза прыгаем обычно, третий – достать рукой до земли
10. Прыгаем по три человека одновременно.
Тот, кто первым закончит прыгать, тот и победил.
Не менее интересны спортивные игры.
В эти игры хорошо играть с детьми из других групп, но лучше одинаковыми по возрасту. Что может быть прекраснее и естественнее спортивного бега? Практически любой вид спорта основан на умении хорошо бегать, поэтому мои ребята очень любят, когда я устраиваю для них нескучные беговые состязания (эстафеты).
Очень удобна спортивная площадка с различными атрибутами. В игре развивается сила, ловкость, умение поддержать друг друга, закрепляются технические навыки и формируются личные качества ребят.
Тарелочка по кругу.
4-5 человек встают по кругу на расстоянии 5-8 м один от другого. У ᴨервого и третьего игрока в руках пластмассовая летающая тарелочка. По сигналу игроки метают свои тарелочки соседу по часовой стрелке. Поймав тарелочку от соседа справа, игрок посылает её дальше, а сам должен поймать новую тарелочку с правой стороны. Если игрок не усᴨел освободиться от одной тарелочки, как к нему прилетела вторая (оказался с двумя тарелочками), то игра останавливается, и нерасторопный игрок получает штрафное очко. Оно присуждается и тому игроку, кто неточно (более чем шаг от игрока) бросил ему тарелочку или последняя прилетела выше головы.
Играют 8-10 минут. Победителем считается получивший меньше штрафных очков.
Можно увеличить число игроков в кругу, оставив 2 тарелочки. Тогда играть будет легче. Если желающих играть больше 8-10 человек, следует ввести в игру 3 тарелочки.
Эстафета с поворотами.
За общей линией старта выстраиваются 2-3 команды, игроки котоҏыҳ стоят в колонне по одному. В 12-18 метрах от линии напротив каждой колонны - набивной мяч (городок, флажок).
По сигналу направляющие каждой команды бегут к своему мячу, обегают вокруг него (слева направо) 2 раза и возвращаются обратно. Миновав стартовую черту, игрок обегает свою колонну и, оказавшись возле игрока, стоящего вᴨереди, касается его рукой. Это сигнал к бегу очередного участника, который выполняет то же, что и предыдущий. Закончивший ᴨеребежку встаёт в конец своей колонны.
Победа, как правило, достаётся более быстрым игрокам. Следует учитывать, что в командах должно быть по возможности равное число мальчиков и девочек.