Фольклор в художественно-эстетическом воспитании детей. | Коршунова Татьяна Юрьевна. Работа №339709
Представляется важным привлечь ребят к народному творчеству: раскрыть перед ними вечные, нестареющие богатства родной культуры, показать место фольклора в современном музыкальном искусстве. Этим продиктовано стремление дать в настоящей работе образцы несложного инструментального сопровождения народных мелодий, каким и являются различные остинатные (т.е. многократно повторяющиеся) фоны. Многолетний педагогический опыт работы в Детской школе искусств и общеобразовательной школе обобщен в сертифицированной методической работе и может с успехом применяться на раннем этапе музыкально-эстетического воспитания в детском саду.
Коршунова Татьяна Юрьевна
Музыкальный руководитель МАДОУ №58 «Петушок»
Поселок Большой Исток Сысерского района
Свердловской области
Фольклор в художественно-эстетическом воспитании
детей дошкольного возраста.
В последнее время в музыкальной педагогике ярко проявляется стремление вовлечь детей в процесс музицирования. При существующем разнообразии музыкального материала представляется важным привлечь ребят к народному творчеству: раскрыть перед ними вечные, нестареющие богатства родной культуры, показать место фольклора в современном музыкальном искусстве. Этим продиктовано стремление дать в настоящей работе образцы несложного инструментального сопровождения народных мелодий, каким и являются различные остинатные (т.е. многократно повторяющиеся) фоны. Многолетний педагогический опыт работы в Детской школе искусств и общеобразовательной школе обобщен в сертифицированной методической работе и может с успехом применяться на раннем этапе музыкально-эстетического воспитания в детском саду.
Дети младшего дошкольного возраста находятся на раннем этапе овладения вокально-интонационными навыками. В развитии детей предлагается обучение простейшим способам подачи народных мелодий с помощью несложного инструментального сопровождения. Таковым является введение различного рода педалей и остинато. В таком музыкальном исполнении решаются следующие воспитательные задачи:
1) вовлечение детей в ансамблевое музицирование в инструментальном исполнительстве и в вокальном интонировании с различными вариантами остинатного сопровождения, в том числе в исполнении ритмических партитур, содержащих остинато и полиостинато на различных инструментах; в сочетании разных остинатных фигур в движениях рук и ног;
2) стимулирование слуховой активности через приобретение новых слуховых впечатлений.
Остинато, ведущее свое начало из практики народного музицирования - сопровождение напева хлопками, притопами, различными ударными инструментами. Остинатные фигуры часто берутся из напева, также возможно их ритмическое дробление. Остинато могут акцентировать либо сильную долю, либо слабую доли.
Исторически первичный тип - ритмическое остинато - не связан со звуковысотностью. Целесообразно его применять на начальных этапах развития: в ансамблевом музицировании в составе полиостинатных композиций. Для исполнения ритмических остинато использованы движения рук и ног (ладошки, шлепки, топот), сопровождающие исполнение народных песен в музыкальной практике.
В инструментальном исполнительстве с детьми применяются два вида ударных инструментов народного оркестра: деревянные - коробочка, трещотка, косточки, рубель; звенящие: треугольник, бубенцы, колокольчик.
Более сложное ритмическое полиостинато возможно исполнять, используя также танцевальные и игровые движения. Рекомендуем следующие способы:
1) сопровождать мелодию хлопками или ритмическими движениями ног;
2) 1-я группа детей исполняет мелодию пением или в движении (ритм исполняется ногами),
2-я группа исполняет остинато хлопками рук или танцевальными движениями ног;
3) дети сами исполняют мелодию, сопровождая пение полиостинатными сочетаниями хлопков и ритмических движений.
Помимо ритмических остинато ударных, разнообразные виды инструментального остинато и полиостинато широко применялись композиторами разных стран при обращении к фольклорному материалу.
Сложились некоторые типичные виды остинатных фонов.
1. Традиционный прием минимального участия сопровождения в подаче мелодии народного типа - органные пункты и педали на 1 ступени и их ритмические варианты.
2. Различные виды педалей с опорой на бурдон – выдержанную тоническую квинту, а также кварту воспроизводят реальные эффекты звучания народного инструментария. Этот аккомпанемент не навязывает мелодии аккордово-гармонической интерпритации.
3.Одна из форм – мелодические остинато – повторение кратких мелодических оборотов.
В их основе могут быть: а) звукоряд напева. б) попевка - интонационная основа мелодии.
Такое сопровождение может исполнятся на детских музыкальных инструментах с фиксированной высотой звука – ксилофон, металлофон.
4. Полиостинато – иной путь образования многокомпонентного остинатного фона: это его вертикальное пространственное расслоение. Сочетания нескольких остинато в исполнении на разных ударных инструментах создают полиостинато. При этом звенящие инструменты - треугольник, бубенцы, колокольчики - подчеркивают сильную долю. Хлопки и топот могут звучать или на сильную или на слабую доли. Деревянные инструменты исполняют различные ритмические группы.
В музыкальном воспитании предлагается практическое освоение фольклора через соучастие детей в пении и других формах музицирования. Именно совместная музыкальная деятельность является характерной чертой народного творчества, отвечает самой природе фольклора и служит средством приобщения подрастающего поколения к богатствам народной национальной культуры.
Список литературы.
1. Асафьев Б. О народной музыке. Л., 1987.
2. Кастальский А. Особенности народно-русской музыкальной системы. М., 1961.
3. Покровский Д. Фольклор и музыкальное восприятие. В кн.: Восприятие музыки. М., 1980.
4. Теплов В. Психология музыкальных способностей. М., 1936.
Сведения об авторе.
Коршунова Татьяна Юрьевна. Образование высшее: Уральская Государственная консерватория им. Мусоргского, 1989г. Педагогический стаж 40 лет, в том числе в ДШИ г. Арамиль 28 лет, в Большеистокской ДШИ 3 года, в МАОУ СОШ №1 Арамильского городского округа – 16 лет, в МАДОУ №58 «Петушок» поселок Большой Исток» - 7 лет.