Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Фольклор в художественно-эстетическом воспитании детей. | Коршунова Татьяна Юрьевна. Работа №339709

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Представляется важным привлечь ребят  к народному творчеству: раскрыть перед ними вечные, нестареющие богатства родной культуры, показать место фольклора в современном музыкальном искусстве. Этим продиктовано стремление дать в настоящей работе образцы несложного инструментального сопровождения народных мелодий, каким и являются различные остинатные (т.е. многократно повторяющиеся) фоны. Многолетний педагогический опыт работы в Детской школе искусств и общеобразовательной школе обобщен в сертифицированной методической работе и  может с успехом применяться на раннем этапе музыкально-эстетического воспитания в детском саду.

Коршунова Татьяна Юрьевна

Музыкальный руководитель МАДОУ №58 «Петушок»

Поселок Большой Исток Сысерского района

Свердловской области

Фольклор в художественно-эстетическом воспитании

детей дошкольного возраста.

В последнее время в музыкальной педагогике ярко проявляется стремление вовлечь детей в процесс музицирования. При существующем разнообразии музыкального материала представляется важным привлечь ребят к народному творчеству: раскрыть перед ними вечные, нестареющие богатства родной культуры, показать место фольклора в современном музыкальном искусстве. Этим продиктовано стремление дать в настоящей работе образцы несложного инструментального сопровождения народных мелодий, каким и являются различные остинатные (т.е. многократно повторяющиеся) фоны. Многолетний педагогический опыт работы в Детской школе искусств и общеобразовательной школе обобщен в сертифицированной методической работе и может с успехом применяться на раннем этапе музыкально-эстетического воспитания в детском саду.

Дети младшего дошкольного возраста находятся на раннем этапе овладения вокально-интонационными навыками. В развитии детей предлагается обучение простейшим способам подачи народных мелодий с помощью несложного инструментального сопровождения. Таковым является введение различного рода педалей и остинато. В таком музыкальном исполнении решаются следующие воспитательные задачи:

1) вовлечение детей в ансамблевое музицирование в инструментальном исполнительстве и в вокальном интонировании с различными вариантами остинатного сопровождения, в том числе в исполнении ритмических партитур, содержащих остинато и полиостинато на различных инструментах; в сочетании разных остинатных фигур в движениях рук и ног;

2) стимулирование слуховой активности через приобретение новых слуховых впечатлений.
Остинато, ведущее свое начало из практики народного музицирования - сопровождение напева хлопками, притопами, различными ударными инструментами. Остинатные фигуры часто берутся из напева, также возможно их ритмическое дробление. Остинато могут акцентировать либо сильную долю, либо слабую доли.

Исторически первичный тип - ритмическое остинато - не связан со звуковысотностью. Целесообразно его применять на начальных этапах развития: в ансамблевом музицировании в составе полиостинатных композиций. Для исполнения ритмических остинато использованы движения рук и ног (ладошки, шлепки, топот), сопровождающие исполнение народных песен в музыкальной практике.

В инструментальном исполнительстве с детьми применяются два вида ударных инструментов народного оркестра: деревянные - коробочка, трещотка, косточки, рубель; звенящие: треугольник, бубенцы, колокольчик.

Более сложное ритмическое полиостинато возможно исполнять, используя также танцевальные и игровые движения. Рекомендуем следующие способы:
1) сопровождать мелодию хлопками или ритмическими движениями ног;
2) 1-я группа детей исполняет мелодию пением или в движении (ритм исполняется ногами),

2-я группа исполняет остинато хлопками рук или танцевальными движениями ног;
3) дети сами исполняют мелодию, сопровождая пение полиостинатными сочетаниями хлопков и ритмических движений.

Помимо ритмических остинато ударных, разнообразные виды инструментального остинато и полиостинато широко применялись композиторами разных стран при обращении к фольклорному материалу.

Сложились некоторые типичные виды остинатных фонов.
1. Традиционный прием минимального участия сопровождения в подаче мелодии народного типа - органные пункты и педали на 1 ступени и их ритмические варианты.
2. Различные виды педалей с опорой на бурдон – выдержанную тоническую квинту, а также кварту воспроизводят реальные эффекты звучания народного инструментария. Этот аккомпанемент не навязывает мелодии аккордово-гармонической интерпритации.

3.Одна из форм – мелодические остинато – повторение кратких мелодических оборотов.

В их основе могут быть: а) звукоряд напева. б) попевка - интонационная основа мелодии.
Такое сопровождение может исполнятся на детских музыкальных инструментах с фиксированной высотой звука – ксилофон, металлофон.

4. Полиостинато – иной путь образования многокомпонентного остинатного фона: это его вертикальное пространственное расслоение. Сочетания нескольких остинато в исполнении на разных ударных инструментах создают полиостинато. При этом звенящие инструменты - треугольник, бубенцы, колокольчики - подчеркивают сильную долю. Хлопки и топот могут звучать или на сильную или на слабую доли. Деревянные инструменты исполняют различные ритмические группы.

В музыкальном воспитании предлагается практическое освоение фольклора через соучастие детей в пении и других формах музицирования. Именно совместная музыкальная деятельность является характерной чертой народного творчества, отвечает самой природе фольклора и служит средством приобщения подрастающего поколения к богатствам народной национальной культуры.

Список литературы.

1. Асафьев Б. О народной музыке. Л., 1987.

2. Кастальский А. Особенности народно-русской музыкальной системы. М., 1961.

3. Покровский Д. Фольклор и музыкальное восприятие. В кн.: Восприятие музыки. М., 1980.

4. Теплов В. Психология музыкальных способностей. М., 1936.

Сведения об авторе.

Коршунова Татьяна Юрьевна. Образование высшее: Уральская Государственная консерватория им. Мусоргского, 1989г. Педагогический стаж 40 лет, в том числе в ДШИ г. Арамиль 28 лет, в Большеистокской ДШИ 3 года, в МАОУ СОШ №1 Арамильского городского округа – 16 лет, в МАДОУ №58 «Петушок» поселок Большой Исток» - 7 лет.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×