Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Фольклорная палитра под клавишами концертмейстера. Основные навыки работы концертмейстера в фольклорном классе детской музыкальной школы | Калмыков Виктор Николаевич. Работа №351654

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Работа затрагивает важнейщие аспекты деятельности концертмейстера, такие как: знания и навыки для успешной работы,  психологическую взаимосвязь с педагогом и детьми, роль в освоении учебного материала.

Статья включает в себя следующие разделы

Понятие «концертмейстер» Роль концертмейстера в детской музыкальной школе

Роль концертмейстера – баяниста во взаимодействии с детьми

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 3 г. Владивостока»

Фольклорное отделение

 

 

Фольклорная палитра под клавишами концертмейстера. Основные навыки работы концертмейстера в фольклорном классе детской музыкальной школы

 

 

Методическая работа

концертмейстера

Калмыкова В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Владивосток 2024

Содержание.

1. Понятие «концертмейстер»…………………………………………………….3

2. Роль концертмейстера в детской музыкальной школе……………………….4

3. Психологическая роль концертмейстера и его взаимосвязь с педагогом…..4

4. Знания и навыки для работы концертмейстером……………………………..5

5. Роль концертмейстера – баяниста во взаимодействии с детьми.……...…..8

6. Заключение……………………………………………………………………...10

7. Список использованной литературы………………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Понятие «концертмейстер»

Концертмейстер — это профессионал в области музыки, который играет ключевую роль в оркестре или ансамбле. Он является ответственным за координацию и управление музыкальным исполнением. Концертмейстером называют также музыканта, исполняющего сопровождение, аккомпанемент солисту. Главное качество концертмейстера — обладание не только виртуозными навыками игры на своем инструменте, но и высокой профессиональной компетенцией в музыкальной теории и практике.

Количество обязанностей концертмейстера довольно большое и разностороннее. Часто это зависит от места работы и навыков самого специалиста. Но основная его задача — это идеальное исполнение музыкальных произведений любой сложности. Помимо этого, профессиональный концертмейстер должен выполнять важные функции по поддержанию высокого качества музыкальных выступлений и считается неотъемлемой частью каждой музыкальной группы. Если он работает в учебном заведении, то часто участвует в разработке тематических программ и планов. И может вести занятия с учащимися.

Концертмейстер должен иметь большой и разнообразный репертуар, отражающий различные музыкальные стили и жанры. Самосовершенствование - отличительная черта любого концертмейстера, который проявляет интерес к новой музыке, знакомится с партитурой тех или иных произведений, слушает их в записи и в живом исполнении. Концертмейстер не должен упускать случая практически соприкоснуться с различными жанрами исполнительского искусства. Все это способствует его профессиональному росту и мастерству.

Работа концертмейстера требует постоянных занятий за инструментом, изучения и освоения концертного и учебного репертуара. Такая работа расширяет творческий кругозор музыканта, формирует и совершенствует его артистизм, позволяет быть активным пропагандистом музыки. 

Чтоб быть хорошим концертмейстером, необходимо быть не только прекрасным исполнителем, но и хорошим ансамблистом, теоретиком в разных областях; необходимо иметь опыт не только в области теории, гармонии, полифонии, но и иметь знания в области таких понятий, как стиль, жанр, форма, музыкальный образ, исполнительская интерпретация.

Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении.

Специфика деятельности концертмейстера состоит в том, что он не солирует, а является одним из участников музыкального действия. Ему приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере солиста, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Так же нужно заметить, что народные песни и танцы, песни современных композиторов занимают значительное место в музыкальной культуре нашего народа, в его повседневной жизни. Для их сопровождения применяются различные музыкальные инструменты, но особой любовью пользуется баян, который широко используется как сольный, ансамблевый, оркестровый инструмент, а также имеет популярность как аккомпанирующий инструмент.

Именно специальности баяниста и аккордеониста получили широкое распространение в концертмейстерской работе.

В обширном поле деятельности баяниста-концертмейстера работа в детской школе искусств занимает почетное место. Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом приобщить ребенка к миру прекрасного, помочь ему выработать навыки игры в ансамбле, развить его общую музыкальность. Работа концертмейстера, в связи с  возрастными особенностями детского исполнения, отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью.

Роль концертмейстера в музыкальной школе.

Главное свойство педагогического процесса – это его способность к выполнению социально обусловленных функций. При этом движущими силами педагогического процесса являются противоречия между требованиями к ребенку и его реальными возможностями. Поскольку педагогический процесс – явление двухстороннее, творческий компонент входит в деятельность не только ученика, но и педагога. Такая взаимосвязь обеспечивает формирование нового качества обучения – оно становится воспитывающим. Концертмейстеру необходимо владеть даром педагогической импровизации; он призван создавать атмосферу совместного поиска, сотворчества, помогающую ученику познать радость открытия.

Профессиональный концертмейстер – важное звено в сложной цепочке музыкально-образовательного процесса. В образовательном процессе плодотворная работа концертмейстера осуществима лишь в том случае, если она поддерживается основами теории и практики концертмейстерства, непрерывным расширением уровня своего мастерства.

Сама роль концертмейстера сводится не только к прочитыванию текста с листа и ведению своей партии за линией солиста. Концертмейстер – это база, фундамент, на которую опирается ученик.

Очевидно, что концертмейстеру отводится особая роль в учебном

процессе, поскольку для раскрытия творческой индивидуальности вокалиста

необходима тщательно продуманная совместная работа.

Можно сделать вывод, что концертмейстерская деятельность в классе фольклора многомерна и предопределяет необходимость решения разнообразных творческих задач, связанных с музыкальным исполнительством.

Психологическая роль концертмейстера и его взаимосвязь с педагогом.

На плечи концертмейстера ложится большой груз ответственности за солиста, который требует повышенного внимания, помощи, мощной эмоциональной поддержки, ведения за собой. Концертмейстер отвечает за темп, движение, за образ и общую целостность произведения.

Концертмейстеру необходимо создать Интенсивные межличностные контакты, их творческая и психологическая насыщенность, общность интересов и целей деятельности ведут к установлению доверительных, дружеских отношений. Это становится особенно возможным, если концертмейстер обладает хорошо развитыми эмпатийными способностями, то есть способен к сопереживанию, умеет проникнуть во внутренний мир ребёнка, почувствовать его эмоциональное состояние.

Концертмейстер должен обладать такими психологических качествами, как внимание, воля и самообладание. Слуховое внимание занято звуковым балансом. Зрительное внимание следит за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил. Воля и самообладание необходимы концертмейстеру при возникновении каких-либо музыкальных неполадок.

Важной составляющей работы концертмейстера является умение снять неконтролируемое волнение перед экзаменом у учащегося. Лучшее средство для этого – сама музыка. Особо выразительная игра аккомпанемента, повышенный тонус исполнителя, творческое вдохновение передаётся учащемуся и помогает ему обрести уверенность психологическую, а за ней и мышечную свободу. Концертмейстер, всегда находясь рядом, помогает пережить неудачи, разъяснить их причины, тем самым предотвращая в дальнейшем проявление страха перед сценой, страха перед повторением ошибок, перед игрой наизусть. Важность такой работы велика, особенно при работе с детьми, имеющими еще неокрепшую психику.

Таким образом, можно утверждать, что задачи концертмейстера не сводятся к

выполнению только лишь чисто профессиональных обязанностей, но практически

всегда выходят за их рамки. В случае если концертмейстер является не только

наставником, но и надёжным партнёром, помощником, чутким психологом,

добрым другом возможен их общий совместный успех на публичных

выступлениях оказывает помощь и поддержку молодому музыканту.

Только с уверенным в себе и профессиональным концертмейстером ученик чувствует помощь и опору в игре. Большое количество совместных выступлений рождает у учеников уверенность в своих силах, доверие к концертмейстеру, уменьшается боязнь сцены. Таким образом, для педагога в классе фольклора концертмейстер - правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник, который должен обладать постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.

 

При работе с учениками огромное значение имеет увлечённость концертмейстера своим делом, заинтересованность своей работой. Чем больше концертмейстер увлечён творческой работой учениками, тем увереннее и осмысленнее становится игра учащегося при такой сильной и надёжной поддержке. Ведь творчество — это активный поиск еще неизвестного, углубляющий наше познание, дающий человеку возможность по-новому воспринимать окружающий мир и самого себя. Это всегда стремление вперёд, к лучшему, к прогрессу, к совершенству.

 

Знания и навыки для работы концертмейстера.

В работе концертмейстера часто встречаются такие задачи, как импровизация вступления, отыгрышей, заключения, варьирование фактуры аккомпанемента при повторении куплетов.  Бывает, что при разучивании популярных детских или народных песен не имеется нот с полной фактурой аккомпанемента. Это может быть просто мелодия с аккордовой цифровкой или просто одноголосная мелодия, подобранная с помощью диска, кассеты или через интернет. В этом случае необходимо подобрать сопровождение по слуху. В качестве образца для сочиняемого сопровождения может являться фактура аналогичного по стилю и характеру произведения.

 Такой метод сочинения сопровождения позволяет полнее передать художественный образ, заключенный в песне.

 Можно создать и собственный вариант фактуры, но для этого необходимо освоить фактурные формулы сопровождения мелодий.

Умение комбинировать фактуру в одной песне – показатель качества аранжировки. Желательно, чтобы в одной песне было использовано не более двух видов фактур: одна – для запева, другая – для припева. Гибкое отношение к фактуре, умение ее аранжировать – одна из задач концертмейстера.

 Таким образом, подбор аккомпанемента по слуху, аранжировка фактуры сопровождения являются творческим процессом, требующим от концертмейстера самостоятельных музыкально-творческих действий.

 Специфика концертмейстерской работы на занятиях в ДШИ также требует от концертмейстера мобильности, способности бегло «читать с листа».

 Умение транспонировать  произведения в любую тональность – важный аспект деятельности концертмейстера. Такая необходимость вызвана спецификой детского голоса, его ограниченного диапазона. Задача концертмейстера при распевании – транспонировать во всех тональностях любые упражнения, скороговорки, предложенные руководителем народно-песенного коллектива.

В младшем народно-песенном коллективе  много внимания уделяется работе над различными способами звуковедения, осваивается прием цепного дыхания, ведется работа над расширением диапазона. Поэтому, в качестве вокального упражнения можно использовать и вокализы, начиная с простейших.

Нужно подчеркнуть, что не только от руководителя детского коллектива, но и от профессионализма концертмейстера зависит правильность выбора упражнений для распевания.

 Иногда случается так, что концертмейстеру приходится вести урок или репетицию самостоятельно. В этом случае, концертмейстер проводит все подготовительные упражнения и распевки, повторяет слова песен, разучивает с учащимися их партии.

Задачи  младшего народно-песенного коллектива  – это чистое интонирование и правильно сформированные вокально-певческие  навыки. В этой работе необходимо учитывать степень развития слуховых и певческих данных детей, особенности дыхания и артикуляции, интонационные трудности в работе над песенным материалом и методы их преодоления.

 И на уроке концертмейстеру необходимо использовать те же приемы и методы обучения, какие использует руководитель народно-песенного коллектива учащихся.

Важным является и умение концертмейстера держать установленный на репетициях темп каждого из исполняемых произведений, помнить, какой

темп наиболее удобен для юных музыкантов, уметь при необходимости легко переключаться на новый темп, обладать твердым чувством ритма.

Следует остановиться и на других аспектах работы концертмейстера, его навыках, необходимых для профессиональной деятельности.

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует не только огромного артистизма, музыкальной одаренности, музыкального слуха, воображения, но и знаний особенностей игры на инструментах в тех классах, где они работают, знания специфики работы на разных отделениях. Поэтому часто концертмейстеры делают выбор на одной определенной группе инструментов и определенной музыкальной направленности. Но все же, эта работа имеет и общие черты.

Одно из таких умений – быть «вторым» во время исполнения, так как пытаясь выделиться, можно «заглушить» солиста, нарушить целостность ансамбля. Необходимо чувствовать меру, осторожно сохранять звуковой баланс. Важно подчиняться замыслу композитора, солиста, руководителя коллектива.

Другое умение – это точнейшее следование тексту, динамике. Прежде чем аккомпанировать с листа, пианист должен охватить весь текст целиком, представить настроение, характер музыки, определить темп и характер движения.

Навык в ансамблевой игре – один из важнейших показателей профессионализма концертмейстера. Внимание концертмейстера многоплановое: его надо распределить не только между двумя собственными руками, но и к солисту. Концертмейстер должен быть очень чутким и внимательным, должен обеспечить солисту удобство исполнения.

Так же для совместной игры солиста и концертмейстера важно единство фразировки, цезур, ощущения кульминации. Все это требует тщательного исполнительского анализа с двух сторон.

Иногда бывает, что ученик – солист не справляется с техническими трудностями и отклоняется от темпа, часто замедляет. Не следует резкой акцентировкой подгонять ученика, это может привести к остановке исполнения. Все же, здесь следует идти за учеником.

Важное умение концертмейстера – отлично ориентироваться в тексте не только своем, но и уверенно знать всю партию солиста. Это зависит от собранности, быстроты реакции пианиста.

 

Роль концертмейстера – баяниста во взаимодействии с детьми.

Взаимодействие концертмейстера с детьми остаётся актуальным аспектом в работе:

1. быть в постоянном контакте с детьми;

2. знать психологию ребёнка;

3. уметь предотвращать и исправлять ошибки детей.

Разберём каждый тезис отдельно.

1.Что значит «быть в постоянном контакте с детьми»? Давайте рассмотрим такую ситуацию: концертмейстер играет музыкальное вступление, дети начинают петь, в более медленном темпе. В большинстве случаев это происходит из-за того, что они не всегда понимают баянное вступление в отличии, например, от вступления фортепианного. В этот момент на первых словах песни концертмейстеру-баянисту важно удержать их в темпе вступления, или в близком вступлению темпе с помощью, например, более акцентированных нескольких тактов. Если этого не сделать сразу, то на протяжении долгого времени придётся в прямом смысле подгонять детский ансамбль, что со стороны будет, безусловно, слышно. Если же поёт солист, то «подгон» концертмейстера будет особенно заметен. Но бывает и так, что «подгона» просто не избежать. Представьте, что произведение быстрое, зажигательное, а ребёнок поёт совершенно в недопустимом темпе. Здесь концертмейстеру придётся вводить ребёнка в нужный, или близкий к таковому темп, иначе номер просто не удастся. И как сделать это менее заметным для зрителя, слушателя?

Например, Владимир Зубицкий, знаменитый баянный композитор и исполнитель современности рассказывает, что когда он выступает сольно на сцене и у него что-либо идёт не так, то он использует ряд исполнительских хитростей. В одном из выступлений, в кульминационном моменте он забыл нотный текст, и как он сам рассказал – поднял правую ногу, выше обычного, вместе с этим перешел с части на другую часть. Внимание зрителей переключилось на его поднятую ногу. Кто-то из зрителей подумал, что это исполнительские эмоции и т. п. Понятно, что концертмейстер-баянист не является солистом, но если детям требуется помощь на сцене, а он сидит позади, то можно встать, не прекращая играть, подойти к ним, подмигнуть, даже, запеть с какого-либо места, если у них этого не получилось. Бывает с точностью наоборот. Ребёнок не садится в темпе, а бежит и бежит вперёд. Глотает окончания слов, берёт недостаточное дыхание, волнуется. С одной стороны легче ребёнка «подсадить» в темпе, чем «подогнать», но, опять же, это услышит зритель. Рецепт снова неоднозначен. Каждый творческий человек в праве его решать по-своему. Но главное помнить основную роль концертмейстера – роль помощника во всём, что касается его прямых обязанностей.

2. «Знать психологию ребёнка» очень важный аспект в работе концертмейстера, особенно, когда поёт солист. Если для двух солистов педагог взял в работу одну и ту же песню, профессиональный концертмейстер не должен аккомпанировать одинаково. Необходимо знать, что к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход, так как степень одарённости у них разная, они по-разному мыслят, слышат и чувствуют музыку, вокальные данные у них тоже разные. Поэтому нельзя играть для каждого ребёнка одинаково. Важно сыграть аккомпанемент, который бы помогал ему передать образ исполняемой песни.

3.«Уметь предотвращать и исправлять ошибки детей». Концертмейстер во время выступления должен быть выдерженным, внимательным, готовым к какому-либо внезапному повороту событий, он должен уметь предвидеть критическую ситуацию вперёд. Бывают такие ситуации, когда дети во время выступления на сцене могут переволноваться, забыть слова песни. Следовательно, концертмейстер не имеет права на ошибку во время концертного выступления, а если и имеет – то на такую ошибку, которая не собьёт и не выведет из равновесия ансамбль, солиста.

Важно, чтобы каждый концертмейстер анализировал свою деятельность, и деятельность других концертмейстеров, не стеснялся и не боялся брать что-либо новое из опыта работы своих коллег, занимался научно-методической и исследовательской работой в области народно-инструментальной культуры и народно-песенного творчества. Так же отдельно можно разбирать проблемы, связанные с профессиональным техническим и исполнительским уровнем концертмейстера, уровнем теоретической образованности в, особенно, его профильном направлении, психолого-педагогические моменты в работе и др.

Еще очень важное качество концертмейстера – не мешать ансамблю, хору, солисту. Часто встречаются проблемы, связанные с тем, что концертмейстер не соблюдает баланс между аккомпанементом и голосом, перетягивает на себя обязанности лидера, а бывает и наоборот, когда концертмейстер не даёт показать смысловое развитие произведение. Особенно актуальна эта проблема в работе с детскими коллективами, которые всегда слушаются концертмейстера, ведь вся ответственность за качество исполнения того или иного музыкального произведения ложится на него.

В процессе углубления работы над песней возникает всё большее понимание образного содержания исполняемого. Соответственно, активно совершенствуется ансамблевая техника, концертмейстер должен не только свободно владеть всеми исполнительскими средствами, присущими сольному музицированию, но также сочетать индивидуальные приёмы игры с манерой исполнения песни. Лишь в этом случае возникает подлинная синхронность ансамблевого звучания. В процессе работы над песней баянист должен найти тот темп, который наиболее точно выражает характер художественного образа, ориентируясь, в первую очередь, на указания руководителя ансамбля.

 


Заключение.

Концертмейстер в фольклорном ансамбле является основообразующей фигурой коллектива, а в детском ансамбле эта роль особенно важна. Концертмейстер должен уметь создавать народную обработку, импровизировать, хорошо читать с листа ноты, знать и воспроизводить подлинные фольклорные музыкальные мотивы. Быть всегда собранным, внимательным, ответственным, мобильным, быстрее всех реагировать на разные «внезапные ситуации», которые могут произойти во время выступлений. Например, умение своевременно сменить тональность во время исполнения песни, напомнить детям слова, если вдруг они их забыли, подхватить коллектив с любого фрагмента песни.

Концертмейстер является главным помощником руководителя ансамбля. Владея в полной мере большинством технических аспектов аккомпанемента народной песни, используя средства музыкальной выразительности, проникаясь творческими и художественными замыслами руководителя ансамбля, концертмейстер помогает ему добиваться решения той или иной поставленной творческой задачи.

Важно, чтобы каждый концертмейстер анализировал свою деятельность и деятельность других концертмейстеров, не боялся брать что-либо новое из опыта работы своих коллег, занимался научно-методической и исследовательской работой в области народно-инструментальной культуры и народно-песенного творчества.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Ерошенков И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. Москва, «Просвещение», 1982 г.

2. Жукова Л., редактор. «Приглашаем в клуб. Серия «Твоя профессия» №4. Москва, «Знание», 1984 г.

3. Липс Ф. Искусство игры на баяне. Москва, «Музыка» 1985 г.

4. «О работе концертмейстера». Сборник статей. Редактор-составитель М. Смирнов. М.: Музыка, 1974 г.

5. Крючков Н. А. «Искусство аккомпанемента как предмет обучения», учебное пособие. Санкт – Петербург: «Лань», 2019 г.

6. Теплов Б. «Психология музыкальных способностей». М. 1947 г.

7. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания. Размышления о музыке. Пер. с англ. М. Радуга, 1987 г.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×