Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Фольклорные напевы Жуковского района | Светлана Владимировна Сидоренкова. Работа №349398

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Музыка сопровождает человека всю его жизнь, наполняет её яркими красками, гармонией звука, создаёт эмоциональный настрой, помогает в труде, отражает душевное состояние человека.

Каждое поколение рождает свою музыку. Нашему современнику понятны стили рок-, поп-музыки, хип-хоп, рэп, которые объединяют между собой их поклонников. Но есть и другая связь, связь во времени, которая объединяет многие поколения людей. Это классика и фольклор.

           На сохранение классических музыкальных произведений направлены творческие усилия многих музыкальных коллективов. Это симфонические оркестры, консерватории, фонотеки. Сохранению же народной культуры способствует активная деятельность многих фольклорных коллективов, таких как хор имени М. Пятницкого, ансамбль «Русская песня» и других. А вот особенности исполнения народных напевов нашего родного края известны далеко не многим, даже в пределах самого района.  

           Опрос обучающихся нашей школы и их родителей показал, что подавляющее большинство респондентов не только не может узнать по манере народного исполнения жителей того или иного поселения, но и вовсе ничего не знает о существующих отличиях в их фольклорных напевах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Музыка нас связала, тайною нашей стала.

Музыка сопровождает человека всю его жизнь, наполняет её яркими красками, гармонией звука создаёт эмоциональный настрой, помогает в труде, отражает душевное состояние человека.

Каждое поколение рождает свою музыку, так нашему современнику понятны стили рок, поп музыки хеви-металл , которые объединяют между собой их поклонников.

Но есть и другая связь (связь во времени), которая объединяет многие поколения людей. Это классика и фольклор.

На сохранение классических музыкальных произведений направлены творческие усилия многих музыкальных коллективов. Это симфонические оркестры, консерватории, создание фонотек и сохранению народной культуры через активную деятельность многих фольклорных коллективов, таких как хор Пятницкого, ансамбль «Русская песня» и другим уделяется внимание. А вот особенности исполнения народных напевов родного края известны далеко не многим, даже в пределах нашего района.

Проблема.

Секреты народного вокала, идущие из глубины веков и характерные для жителей Жуковского района, в силу низкой востребованности в современном музыкальном пространстве подвержены риску их безвозвратной потери для русской культуры.

 

Гипотеза.

 

Знакомство с особенностями народных напевов Жуковского района , их разучивание и публичное исполнение привлечёт общественное внимание к фольклорному наследию, окажет позитивное влияние на развитие фольклорного коллектива Калинка .

 

Цель.

Привлечь внимание группы учащихся 6А класс и направить их творческую активность на освоение традиционной культуры жителей Жуковского района.

 

Задачи.

 

1.Знакомство с основными исполнительскими закономерностями народной песни Жуковского района.
2.Приобретение навыков вокально-хорового исполнения в народной манере.
3.Формирование художественного вкуса учащихся.
4.Воспитание у детей уважения и любви к народной песне, как особо значимой области музыкальной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть.

 

Фольлор

- искусство устное по своей природе, оно существует для народа только в живом, непосредственном исполнении

,

и яркость эмоционального воздействия песни определяе

тся тем , кто и как её поёт.

Близость песен Жуковского района с.

Летошники

,

Ржаница

,

Олсуфьево

, сказывается на песенном репертуаре и на песенно-исполнительской манере их исполнения. Каждый народ своего села внёс в общую музыкальную сокровищницу свой драгоценный в

клад, своё близкое и родное.

 

Все песни принадлежат к одной песенной традиции,

что

прежде всего пр

оявляется в сходстве репертуара

, несмотря на то, что отражают песенную культуру трёх сёл

:

Летошники

,

Ржаница

,

Олсуфьево

.

 

Существенную часть местного репертуара составляют

календарные песни: масленичные

, покосные, обрядовые хороводные. Песня « А мы масленую

дожидали

», «

Заведу

кривой

танок

» связаны с календарём, отражают один из наиболее древних н

ародных обрядов - масленицы.

 

Несмотря на то

, что песни Жуковского района едины по стилю в каждом селе имеются некоторые свои характерные особенности пения.

 

Летошниковцы

поют ярко

,

эмоцианально

. Большую роль играют при исполнении

обыгрование

песен, внес

ение элементов хореографии

.

Календарная

постовская

песня

с

етошники

«Воробей ,

воробьюшко

»

. После «масленой» начинался пост с особыми, «постовыми» песнями, открывавшими весенний цикл, все большие события в пробуждающейся природе находили отражение

в песнях и обрядах – это песни

«помогающие» плодородию земли и игровые хороводы по

кругу « А у нас

при

травки».

Несколько строже и

уравновешеннее поют

Олсуфьевцы

, их песни мягче по характеру и исполнению. В них преобладают лирические мо

тивы

.

 

Весенняя хороводная пе

сня «Зеленейся зеленый сад».

Все песни Жуковского района обладают равным художественным значением. Это связано с общностью

происхождения песенной культуры

, с точки зрения исторических, этнографических и географических условий.

 

Жуковский район является ярким представителем « северного» пения на

Брянщине

, которое отличается от Юга области.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

 

Такая заочная фольклорная научно-музыкальная экспедиция позволила нам почувствовать красоту и гармонию народной песни и выявить исполнительские особенности напевов Жуковского района. Личное предпочтение каждого из нас, той или иной манере исполнения может быть продиктовано разными мотивами. Но едины мы остаемся в одном: фольклор-это наши корни. Человек без народной песни, что дерево без корней. Изучение народного творчества помогает раскрыть богатство духовного мира своего народа и глубже проникнуться чувством любви и причастности к народным истокам своего края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемый источников.

 

1.А.П. Лизарутин «Народные песни Жуковского района»

2.Областное научно-методическое объединение народного творчества.

«У истоков народной культуры»

3.Л.Н.Камашина «Калинушка лазоревый цветок»

4.Фольклорные экспедиционные материалы пос. Летошники, пос. Ржаница, послсуфьево.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×