«Фольклорные праздники, как средство приобщения дошкольников к традиционной народной культуре» | Просвирякова Ирина Владимировна. Работа №263974
Автор: Просвирякова Ирина Владимировна
Основная задача воспитателей – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
«Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к традиционной народной культуре»
Работа по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в данное время очень актуальна, т.к. одной из главных воспитательных задач является формирование гражданской идентичности. Одним из основных путей реализации поставленной задачи является создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Нравственные представления и понятия об этнокультуре формируются с помощью бесед, рассказов воспитателя о труде, о традициях, народном творчестве русского народа; чтения книг о народах нашей страны, знакомства со сказками, сказаниями, былинами, песнями, загадками, пословицами и поговорками, народными играми и игрушками, народными праздниками.
В нашей школе большое внимание уделяется знакомству детей с традициями проведения народных праздников на Руси. Почему мы обратились именно к праздникам? Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности. Эти праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянина. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.
Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Я стараюсь дать выход детским стремлениям к творчеству, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
Дети из моей группы принимают участие в тех праздниках, которые проходят в нашей школе и уже стали традиционными. Это, например: «Масленица». Целью этого праздника является приобщение детей к традициям и обычаям русского народа. С детьми разучиваются заклички, песни в традиционно русско – народном стиле, водятся русские народные хороводы, игры. Активную помощь оказывают родители детей.
Ежегодно проводится праздник «Жаворонки». Такой праздник дети ждут с нетерпением. С этим днем связаны волнения художественного творчества: вместе с мамами они делают из белого теста жаворонков, ласточек и приносят в группу. В свои маленькие творения ребята вкладывают любовь к родной природе, свое представление о красоте. В процессе подготовки дети много узнают о птицах родного края, как они выглядят, их повадки, как звучат их голоса.
Пожалуй, не менее любимым будет праздник «Золотой Осени». Целью праздника является расширение знания детей об осени, ее признаках и дарах. Формируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей и их родителей.
А самым долгожданным праздником является ярмарка ко дню Святого Михаила. Это традиционный праздник, который отмечают в нашем селе испокон веков. Он проходит 21 ноября. В процессе подготовки к ярмарки дети знакомятся с бытом крестьян, с предметами утвари, с профессиями которые были в далеком прошлом. Знакомство осуществляется путем посещения выставок, которые мы выставляем в здании школы из сельского музея. На этот праздник с удовольствием приезжают дети из начальных школ нашего района. Самое, пожалуй, интересное это изготовление поделок в народном стиле вместе с родителя и демонстрация их на ярмарке.
Праздники я рассматриваю, как одно из основных средств взаимодействия с родителями, так как это способствует активному вовлечению родителей в педагогический процесс. Я стала привлекать родителей при подготовке и проведении различных мероприятий, например: к изготовлению народного праздничного костюма, кукол, к участию в веселье. Мамы и папы перестали быть зрителями, а превратились в активных и полноправных участников.
Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной культуры, я развиваю личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера.