"Фольклорные традиции русского народа" | Волынщикова Кристина Анатольевна . Работа №349558
В настоящее время достаточно остро стоит проблема сохранения культуры русского народа и его духовных богатств. Россия постепенно теряет свою неповторимость и самобытность. Появляется преклонение перед западным образом жизни.
В связи с этим крайне важно возродить преемственность поколений и передачу детям нравственных устоев с помощью традиционного народного искусства, которое несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и моральный идеал, веру в победу добра и справедливости и позволяет привлекать детей к духовной культуре своего народа, частью которого они являются.
Введение
В настоящее время достаточно остро стоит проблема сохранения культуры русского народа и его духовных богатств. Россия постепенно теряет свою неповторимость и самобытность. Появляется преклонение перед западным образом жизни. Нарушаются традиции, которые связывали старшее и младшее поколение. Вседозволенность, доступность различной информации в сети Интернет, зачастую не лучшего качества, нехватка пропаганды национального искусства – все это, как минимум, влияет на общий уровень эстетической воспитанности школьников.
В связи с этим крайне важно возродить преемственность поколений и передачу детям нравственных устоев с помощью традиционного народного искусства, которое несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и моральный идеал, веру в победу добра и справедливости и позволяет привлекать детей к духовной культуре своего народа, частью которого они являются.
Современная жизнь стремительно меняется. Меняется процесс воспитания детей, меняются мировоззрение и семейные ценности, стиль взаимоотношения между людьми и др., Но нематериальное культурное наследие народа продолжает жить, оставаясь понятным для многих поколений.
В 2003 году ЮНЕСКО была принята Конвенция по защите нематериального культурного наследия. В Конвенции указаны конкретные проявления нематериального культурного наследия в нескольких областях:
устные традиции и формы выражения, включая язык как носитель нематериального культурного наследия;
исполнительские искусства, в том числе актерская игра, музицирование, пение, танцы и др.;
обычаи, обряды, праздники;
знания и обычаи, касающиеся природы и Вселенной;
знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.
Именно в нематериальном культурном наследии сохраняется культурный код целого народа. Это ключ к пониманию типа культуры, это уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков, закодированная информация, позволяющая идентифицировать культуру. Можно сказать, что культурный код-это культурное бессознательное, то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках. Безусловно, русский фольклор выступает носителем русского культурного кода, который позволяет более точно понять специфику национального характера и всей русской культуры.
История фольклора
Устное слово, древние рассказы, переходящие от поколения к поколению, из уст в уста, были началом, из которого через тысячелетия выросли народные сказания о богах, сказках и былях, а затем, и история, и наука, и литература.
"Русский народ создал огромную устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и грустные обрядовые песни, торжественные былины, - говорили нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников Земли народа - героических, волшебных, бытовых и пресмешных сказках.
Сущность и понятие термина "фольклор"
Фольклор-это устное народное творчество, возникшее еще до появления письменности и сочетавшее в себе все виды искусства: музыку, танец, литературу, театр. фольклорные традиции служат проявлением этнических черт народа, его мировоззрения, духовной культуры и нравственных устоев. В переводе слово фолк-лор означает - "народная мудрость".
Русский фольклор-собирательное название произведений русского устного народного творчества (фольклора). Русский фольклор передавался из поколения в поколение в виде песен или сказаний, авторство которых не сохранилось. Размер произведений русского фольклора варьируется от эпической былины до короткой пословицы.
Фольклор-народная мудрость, народное знание. Фольклор сочетает в себе различные виды искусств (музыка, языческие и христианские обряды и традиции). Главным в фольклоре является слово. Одно из важнейших качеств фольклора - устный характер его бытования. Фольклор отражает народную позицию, воспитание, мораль, мировоззрение.
Термин "фольклор" был введен в науку английским ученым Уильямом Томсом в 1846 году. Термин принят в международной науке и в переводе означает - мудрость народа. Фольклор-это жизнь народа, его история, его развитие.
Фольклор-это народное творчество, чаще всего самое устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, взгляд, идеалы, принципы. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труд, семью, любовь, общественный долг, родину.
Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и существующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования.
Наука о фольклоре-фольклористика-изучает комплекс словесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, игровых и драматических видов народного творчества. Ее базовым объектом служит русский фольклор, фольклор народов России и зарубежных стран. Это вполне самостоятельная, живая и интересная наука, тесно связанная с другой, близкой ей наукой - этнографией. Этнография занимается описанием и изучением быта различных народов, их хозяйства, промыслов, художественных ремесел, хозяйственных орудий и предметов домашнего обихода, одежды и оружия, верований, обрядов и игр.
Специфические черты фольклора
Любой народ имеет свои особенности развития и бытия. Но на эти особенности также влияют некоторые факторы-географическое положение, климатические условия, исторические предпосылки. Каждая нация находит свои формы самовыражения с определенной идеей и содержанием. Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса.
К основным чертам фольклора относится высокохудожественное единство его видов: в народно обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали нераздельное целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и фольклорные навыки напрямую передаются из поколения в поколение.
Функции фольклора
Фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и "народа-соседа".
С помощью фольклора осуществляется усвоение культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре любого народа. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, школьник понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о красоте человеческой. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы и поговорки. С помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения, как к собственной культуре, так и отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ - творец, творец культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор-многовековой народный труд, хранящий историю этноса. Фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок ощущает красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремится понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.
Классификация фольклора
Все виды фольклора объединяются в три основные группы со следующими подразделениями.
И. верования и действия, относящиеся к: земле и небу; растительному миру; миру животных; человеческому существованию; вещам, сделанным человеком; душе и потустороннему миру; сверхчеловеческому бытию (боги, божества и т.п.); предзнаменованиям и предсказаниям; искусству магии; болезням и излечению.
II. среди них: общественные и политические деятели; люди, ведущие самостоятельную жизнь; профессия и производство; мобильные устройства; игры, танки, спорт и развлечения.
iii. Проза, пение и высказывания: рассказы, воспринимаемые как быль, то есть мифы, легенды, героические сказания и т. д; рассказы для развлечения (сказки во всех их разновидностях); песни и баллады; пословицы и поговорки; пословицы и детские стишки; местные поговорки.
Жанры фольклора
Жанров в словесном народном творчестве великое множество. Это мифы и легенды, эпосы, былины, пословицы и поговорки, загадки, частушки, сказки, песни, и т.д., Перечислять их можно бесконечно. Творцом же является не отдельный человек, а народ. Именно поэтому ни одно произведение не имеет своего определенного, единственного автора. Чтобы лучше понять, что представляет собой устное народное творчество необходимо ближе познакомиться с его жанрами, а их в этом виде словесного искусства, множество
Фольклорные жанры
По стилистическим и сюжетным признакам фольклор принято подразделять на несколько видов.
Эпические жанры:
Былина. Вокально-поэтическое произведение, персонажами которого являются отражающие нравственные идеалы народа богатыри. В былинах описываются исторические события, причем достоверность этих событий сочетается с явными элементами фантазии, украшает физические и моральные качества героев.
Историческая песня. Музыкальное произведение, отличающееся от былины меньшим размером и большей достоверностью в изложении событий и фактов.
Сказка. Литературный жанр фольклора с бытовым или героическим сюжетом. Сказку характеризует явная выдуманность сюжета, ее героями могут быть люди, животные или фантастические персонажи.Предание. Достоверный или вымышленный исторический рассказ. Сюжет повествования обычно строится на одном ярком, необычайном эпизоде. Такого рода литературные фольклорные традиции описывают значительные события в жизни народа или произошедшие редкие природные аномалии. В процессе передачи из уст в уста историческая информация может подвергаться интерпретации, постепенно сближая предание с легендой.
Лирические жанры:
Пословица – грамматически законченное предложение, в котором в поучительной форме выражено суждение о чем-либо. Например: «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь».
Поговорка – короткая фраза или словосочетание, которое включается в предложение, чтобы в буквальном или образном значении ярче выразить отношение к предмету разговора. Например: «Не все коту масленица».
Частушка – жанр песенного фольклора, чаще всего представленный юмористическими или сатирическими положенными на музыку четверостишиями.
Колыбельная – инструментальная мелодия или песня для убаюкивания младенца, очень древний жанр фольклора. В народной культуре колыбельные сохранили элементы обрядовых песен, оберегов и заговоров.
К драматическому жанру фольклора относится народная драма (другой термин — фольклорный театр). Это театральное представление, не имеющее фиксированного текста и допускающее при исполнении со сцены некоторые изменения сюжета.
Фольклор в настоящее время и его значение
В настоящее время фольклор находится на довольно низком уровне познания среди детей и подростков. Можно наблюдать процесс оттеснения традиционного фольклора из социальной и культурной жизни подрастающего поколения.
Теряет свое значение эпос, исчезают героические сказки и былины. Усиливается влияние на устную традицию письменных текстов, причем уже не только традиционной книжности, но и современной литературы; фольклорные тексты модернизируются, вбирая в себя множество инноваций.
Традиционный фольклор не выдерживает конкуренции с продукцией массовой культуры, прежде всего распространяемой по телевизионным каналам. Из-за своей невостребованности утрачивается народное исполнительское мастерство и, соответственно, исчезают жанры, требующие подобного мастерства. Дольше остальных видов фольклора держатся сказки и песни, но исполнителей за редким исключением уже почти не остается. Традиционная народная песня оттесняется современной эстрадой и поп-культурой, находя свое последнее прибежище на подмостках Домов культуры и подобных им учреждений. Отечественный шоу-бизнес пропагандирует неполноценность национальной культуры («балалайка, народная музыка, народные костюмы и вообще любой русский колорит - удел колхозников и неудачников»).
Народные праздники претерпели множество изменений: если раньше отмечались праздники, связанные с природными циклами (дни солнцестояния, равноденствия, начало времен года (приход зимы, весны, лета и осени), посевная, уборка урожая и пр.), то с приходом христианской религии для укрепления в мышлении людей понимания мира на основе христианства праздники были адаптированы с вложением в них нового значения или заменены на новые.
Другие жанры фольклора, к примеру, народные природные приметы, тоже потеряли свои первоначальные функции. В современных условиях народные предсказания погоды часто не срабатывают, поскольку изменилась природная среда, нарушено экологическое равновесие. Кроме того, изменились формы усвоения и передачи народных примет. Современный городской человек знакомится с ними, например, читая отрывной календарь или слушая радиопрограммы, ориентированные на напоминание о традиционной народной культуре. Функционируя и передаваясь, таким образом, народные приметы приобретают иной культурный смысл.
Иное назначение приобрели скороговорки и считалки. Скороговорки в наши времена довольно плодотворно используются логопедами для обучения произношению тех или иных звуков (к примеру, «жирная жужелица жалобно жужжит» и пр.). Считалки перешли в детскую игру для распределения ролей и установления очередности в игре.
Однако в современной жизни людей все же продолжают бытовать некоторые жанры классического фольклора - сказки, песни, пословицы, поговорки и пр. - в силу своей простоты, усвояемости, способности претерпевать разнообразные трансформации (хоть и не без ущерба для их содержания). Некоторые из них, например, народные сказки, детские колыбельные, выполняют прежнюю роль – воспитательную и развлекательную (но уже в меньшей степени, познавательную). Правда, если некоторые колыбельные по-прежнему передаются устным путем, то сказки уже в их современном изложении, как правило, читаются детям по книгам.
Таким образом, формы народного фольклора, дошедшие до нашего времени, в значительной степени трансформировались, изменилось их содержание и место (роль) в повседневной культуре людей.
Тем не менее, есть предпосылки полагать, что в культурной политике нашего государства планируется уделять более основательное внимание традиционному народному творчеству, его сохранению и преемственности.
Интерес молодежи к традиционной культуре в настоящее время во многом связан с тем, что с развитием интернета и социальных сетей появилось большое количество качественного видео, фотографий с подлинным костюмом, записей песенного фольклора. Раньше все это лежало на полках и стеллажах в музеях, в консерваториях и академических учреждениях и было недоступно, а сейчас постепенно оцифровывается и выкладывается в сеть.
Заключение
Таким образом, фольклор является универсальной воспитательной системой, способствующей постижению общечеловеческого и этнокультурного опыта, преемственности национальных культурных ценностей, формированию гармонично развитой личности - человека, обладающего духовным и физическим здоровьем, органично существующего в природе и социуме.
В настоящее время остро стоит проблема потери народного достояния. Создавшаяся ситуация создает опасность разрушения духовной связи поколений и грозит вероятностью исчезновения и невосполнимой утраты творческого опыта наших предков. Это вынуждает государство ставить в разряд первоочередных задач проблему сохранения традиционной музыкальной культуры, фольклора и связанных с ними празднично-обрядовых форм, быта, костюмов, обычаев, народных промыслов.
Задача сохранения и распространения традиционной народной культуры является основополагающей не только для развития российской государственности, но и самого существования многонационального российского народа. Если корни традиционной народной культуры будут сохранены, то великая Россия будет развиваться и процветать, потому что для любого народа главное – это духовная основа, выраженная в его исторически сложившихся традициях.
В заключение работы процитирую слова руководителя государственного музыкального театра фольклора "Русская песня» Надежды Бабкиной: «Вы избрали путь, идя по которому постигаете главные вещи в жизни: учитесь понимать, что такое добро, сострадание, благородство, потому что именно в традиционной культуре заключена душа народа, его мудрость, философия и чистое правильное отношение к миру….»
Список литературы
https://helpiks.org/3-21589.html
http://www.ruthenia.ru/folklore/ls_09.htm «Фольклор в наше время: традиции, трансформации, новообразования»
http://reading-hall.ru/publication.php?id=10337 «Нужен ли сегодня фольклор?», Литературная России, № 24, 2014 г.;
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/656730/
https://studfiles.net/preview/2233223/
http://www.orthedu.ru/journal/18986-viktor-vlasov-u-kazhdogo-naroda-svoy-kulturnyy-kod-ili-ravnyaysya-na-folklor.html
http://www.folkcentr.ru/istoriya/
http://www.nashasreda.ru
Научная работа «Сохранение культурных традиций: фольклор как фактор воспитания», автор – Спицына Е.И. https://cyberleninka.ru/article/n/sohranenie-kulturnyh-traditsiy-folklor-kak-faktor-vospitaniya
Русский детский фольклор: учебное пособие/ Колядич Татьяна Михайловна - https://culture.wikireading.ru/63936
Науменко Г.М. Фольклорная азбука. – М.: Академия, 1996.
Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. – М., 2008.
Старикова К.Л. У истоков народной мудрости. – Екатеринбург, 1994.
“Сердце отдаю детям”, Сухомлинский В.А., издательство “Радяньска школа”, 1974.
Никулина Л. А., Мирошникова Т. А. Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании личности // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1051-1052. — URL https://moluch.ru/archive/63/9776/ (дата обращения: 14.11.2018).