Фольклорный досуг: "Масленичные посиделки у Лесовичка" | Учитель-логопед Мамонова О.В., педагог-психолог Садчикова В.И.. Работа №309095
Фольклорный досуг: «Масленичные посиделки у Лесовичка» (для подготовительной группы детей с ОВЗ)
Цель: познакомить детей с представления о русских фольклорных традициях и народном быте
Задачи: 1. Формировать бережное отношение к культурным традициям
2. Развивать слуховое восприятие посредством неречевых звуков
3. Развивать способности к импровизации
4. Развивать и формировать темпо-ритмическую сторону речи
5. Работать над формированием относительных и качественных прилагательных
6. Развивать коммуникативные навыки
7. Формировать умения следовать правилам
Фольклорный досуг: «Масленичные посиделки у Лесовичка» (для подготовительной группы детей с ОВЗ)
Цель: познакомить детей с представления о русских фольклорных традициях и народном быте
Задачи: 1. Формировать бережное отношение к культурным традициям
2. Развивать слуховое восприятие посредством неречевых звуков
3. Развивать способности к импровизации
4. Развивать и формировать темпо-ритмическую сторону речи
5. Работать над формированием относительных и качественных прилагательных
6. Развивать коммуникативные навыки
7. Формировать умения следовать правилам
Ведущая Ребята, здравствуйте. Собрались мы сегодня, чтоб отпраздновать масленицу, в этот праздник люди встречают весну, играют в веселые игры и едят вкусные блины. Давайте мы навестим нашего давнего знакомого Лесовичка и попросим его рассказать нам о масленице. Перенестись к нему в лес нам поможет веселая карусель.
(Выносится шест с цветными лентами, ведущий берет шест, а дети держат в руке по ленте и ходят по кругу)
- Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
(В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются.)
На экране появляется избушка Лесовичка на фоне дубравы.
Ведущая Ребята, вот и прибыли мы в дубраву к избушке Лесовичка. А из чего сделана это избушка?
Дети Из дерева
Ведущая Из дерева, значит она какая? Деревянная
Если наличники из липы, то какие они? Липовые
Если крыша из сосны, то какая она? Сосновая
Мебель тоже делали из мебели. На экране появляются стол, стулья, шкаф, зеркало в деревянной резной оправе
Стол из дуба какой? Дубовый
Шкаф из ореха какой? Ореховый
Люлька из липы какая? Липовая.
Ведущая Постучим в дверь, ребята.
Входит Лесовичок.
Лесовичок Здравствуйте, деточки. Заходите в мою лесную избушку.Я живу в лесу и деревья мне очень помогают, многие вещи в моей избушке сделаны из деревьев
На экране появляется внутренняя обстановка избушки, затем предметы
Прялка, веретено, шкатулка, сито, короб, коромысло, люлька, часы с кукушкой, лапти, деревянная игрушка
Лесовичок Ребята, скажите а для чего нужна была прялка, веретено, шкатулка, сито, короб, лапти, коромысло, люлька?
Дети отвечают, Лесовичок дополняет
Лесовичок А теперь детки хочу узнать в какой сказке веретено заколдовало молодую принцессу? « Спящая красавица»
После ответа детей на экране появляются ответы с иллюстрацией из сказки
Лесовичок
Как зовут героя сказки, который ходил в лаптях с коромыслом и ведром на речку и поймал щуку? (Емеля)
В какой сказке героиня прячется в короб, чтоб вернуться к себе домой? (“Машенька и медведь»)
В какой сказке бабушка через сито просеивала муку, чтобы испечь главного персонажа?(«Колобок»)
Кто пользовался деревянной ступой как летательным аппаратом? (Баба Яга)
Ведущая Все твои загадки мы отгадали, теперь дедушка Лесовик мы тебя развлечем, встанем в хоровод, весну будем звать, а зиму провожать.
Масленица Зиму замыкает,
Весну Красну приглашает!
Ой, Зимушка-Зима!
Иди спать,отдыхать!
Весна Красна! Приди к нам опять!
Ведущая А теперь, дедушука Лесовик, поиграй с нами. Игра называется «Масленичные горелки»
Сначала ведущий расставляет детей парами друг за другом. Дети в паре держатся за руки. Руки подняты вверх - образуется ворота. Последняя пара пробегает под воротами из рук и становится первой. Так льется ручеек, пока каждая пара детей не пробежит под воротами. После того, как ручеек закончен, дети начинают петь песенку "Гори гори ясно". В это время водящий ребенок стоит на 6 шагов впереди ручейка.
Песенка "Гори гори ясно":
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
- Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
Как только песенка допета, первая пара разбегается - один ребенок из пары бежит вдоль своей стороны ворот (детей стоящих в парах друг за другом), другой ребенок - соответственно вдоль своей. Водящий должен поймать кого-либо из пары, пока им не удалось вновь взяться за руки.
Игра тем интереснее, если ребятишек много. Тогда у водящего есть время схватить кого-нибудь из убегающих. Как только водящий поймал беглеца, он берет его за руку и пара становится последней в "ручейке". Оставшийся без пары водит.
После игры входит Скоморох: Проходил мимо, услыхал песни и решил зайти к вам на праздник, да захватил с собой инструменты музыкальные,чтоб веселее было. Вот трещотка, дудочка, свисток, бубен (показывает детям). Закройте глаза и угадайте, на каком инструменте я играю (дети угадывают).
Теперь давайте послушаем, как эти инструмены звучат в ансамбле. (Музыкальный номер может быть подготовлен вместе с музыкальным руководителем, а можно включить фонограмму и Скоморох будет подсказывать, когда ложки играют, а когда бубны и т.д.)
Лесовик Молодцы ребята, повеселили меня старика. А раньше люди целую неделю веселились на Масленицу.
Масленицей называют чучело из соломы, наряженное в женскую одежду, с блинами или сковородой в руках. Блины специально сильно смазывают маслом — умасливают, вот от этих масленых кружочков и родилось название праздника и персонажа. Чучело Масленицы становилось главным героем всей масленой недели: вначале его величали, развлекали, чествовали, а в конце недели — сжигали на костре, прогоняя тем самым последние морозы и зиму. На этой неделе все веселились от души, развлечения были на любой вкус. На ярмарочных площадях строили карусели и качели, показывали свои представления кукольники и скоморохи. В силе и ловкости соревновались все желающие от мала до велика. На верхушку высокого гладкого столба привязывали приз (новые сапоги, мешок с конфетами или орехами), и самый ловкий должен был взобраться наверх, чтобы отвязать приз. Силачи соревновались в кулачном бою. И взрослые, и дети катались с высоких ледяных горок на санках, лыжах и коньках.
( На экране фото с чучело Масленицы и видами народных гуляний)
У каждого дня Масленицы имеется свое название. Понедельник — «Встреча», вторник — «Заигрыши», среда — «Лакомка», четверг — «Разгул», пятница — «Тещины вечерки», суббота — «Золовкины посиделки», воскресенье — «Прощеный день». Название каждого дня дает подсказку, что нужно делать в тот или иной день Масленицы.
Так, в понедельник необходимо начинать встречу праздника. Хозяйки приступали к выпечке блинов. В этот день достраивались ледяные горки, устанавливались качели, карусели на площадях.
Во вторник начинались сами гуляния и игры. Этот день был посвящен молодым юношам и девушкам, которые собирались пожениться или недавно поженились. Этот день был прекрасным поводом познакомиться с будущим
женихом или выбрать себе невесту.
В среду, на «Лакомку», тещи приглашали зятьев на блины, а для забавы зятьев созывали всех родных. В этот день полагалось благодарить тещу за заботу, хвалить ее хозяйственность, петь про нее песни.
Четверг на «Разгул» был самый сытный и развеселый день, на него приходилось больше всего игр, гуляний, хороводов.
.
В пятницу, на «Тещины вечерки», зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями.
В субботу — «Золовкины посиделки» (золовка — сестра мужа). Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. «Моя золовушка — золота головушка», — так гласит русская народная пословица. Если сестра мужа еще не успела обзавестись семьей, то в гости приглашали незамужних подруг.
В последний день Масленицы — воскресенье — доедали блины и сжигали чучело Масленицы, символизирующее уходящую зиму. Разводили огромный костер, в нем сжигали старые вещи (которые больше не понадобятся в этом году) и бросали чучело Масленицы. Затем все отправлялись в гости к родственникам и знакомым, одаривали их подарками и просили прощение друг у друга за ссоры и причиненные обиды со словами: «Прости меня — Бог простит». Вначале прощения просили младшие, дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, затем за прощением приходили все близкие и родные. Масленица завершалась, люди прощались не только с суровой зимой, но и освобождались от старых обид, скопившихся за целый год.
Ведущая Спасибо, лесовик, за интересный рассказ.Ребята, в течение целой недели пекли блины. А на что похож круглый масленичный блин?
Дети На солнышко.
Ведущая Давайте и мы с вами сделаем веселые солнышки и украсим ими наш зал.
Детям раздаются желтые круги и маркеры (или вырезанные глаза и улыбка с клеем)
Зал украшается солнышками и дети с помощью карусели возвращаются из леса домой
Цель: познакомить детей с представления о русских фольклорных традициях и народном быте
Задачи: 1. Формировать бережное отношение к культурным традициям
2. Развивать слуховое восприятие посредством неречевых звуков
3. Развивать способности к импровизации
4. Развивать и формировать темпо-ритмическую сторону речи
5. Работать над формированием относительных и качественных прилагательных
6. Развивать коммуникативные навыки
7. Формировать умения следовать правилам