Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебному предмету «История» 10-11 класс | Науньязов Арслан Сапарович . Работа №309360

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Контрольно-измерительные материалы (далее – КИМ) являются одной из технологий внутренней оценки качества образования. 

КИМ используются для определения уровня образовательных достижений, их содержание соответствует реализуемым образовательным программам и составлены в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также:

• Положением о внутренней системе оценки качества образования;

• Положением о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

• Положением о порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

• Положением о рабочих программах по учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Целями разработки и использования комплекта КИМ являются:

• оценка качества образования по предмету;

• обеспечение сопоставимости образовательных достижений учащихся в зависимости от условий образовательного процесса;

• выявление пробелов в знаниях учащихся и своевременная корректировка их индивидуального обучения;

• определение эффективности организации образовательного процесса в школе.

Тексты тестовых работ составлены в соответствии с дидактическими материалами по истории России. Всеобщей истории для 10 классов (Линия УМК под редакцией авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая).).

Тестовые  работы рассчитаны на урок. Тематика и содержание тестовых работ соответствуют уровню подготовки, отвечающему требованиям ФГОС по предметуистория для 10-11 классов.

Ответы к КИМ представлены ниже текста тестовых  работ.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НЕФТЕКУМСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(структурное подразделение ГБПОУ НРПК «УКП пункт при ФКУЛИУ 8 УФСИН по Ставропольскому краю»)

 

Рассмотрено

Протокол № 1 от 30.08.2022

МО естественно-математического цикла

__________Федорченко С.А.

 

Согласовано

заведующий УКП при ФКУ ЛИУ 8 УФСИН России по СК

____________Ромашова З.С.

Утверждено

 

Директор ГБПОУ НРПК

_________Н.В.Лесняк

 

 

 

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по учебному предмету «История»

10-11 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

Контрольно-измерительные материалы (далее – КИМ) являются одной из технологий внутренней оценки качества образования. 

КИМ используются для определения уровня образовательных достижений, их содержание соответствует реализуемым образовательным программам и составлены в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также:

Положением о внутренней системе оценки качества образования;

Положением о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

Положением о порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

Положением о рабочих программах

по учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности и дополнительного образования

.

Целями разработки и использования комплекта КИМ являются:

оценка качества образования по предмету;

обеспечение сопоставимости образовательных достижений учащихся в зависимости от условий образовательного процесса;

выявление пробелов в знаниях учащихся и своевременная корректировка их индивидуального обучения;

определение эффективности организации образовательного процесса в школе.

Тексты тестовых работ составлены в соответствии с дидактическими материалами по истории России. Всеобщей истории для 10 классов (Линия УМК под редакцией авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая).).

Тестовые работы рассчитаны на урок. Тематика и содержание тестовых работ соответствуют уровню подготовки, отвечающему требованиям ФГОС по предмету история для 10-11 классов.

Ответы к КИМ представлены ниже текста тестовых работ.


 

2.Контрольно-измерительные материалы

10 класс.

1.Тестовая работа.

Внешняя политика СССР 1920-1930.

 

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

1) Приход к власти в Германии нацистов  2) Рапалльский мир 3) Мюнхенское соглашение

 

2. Установите соответствие между событиями и их датами.  

СОБЫТИЯ

 

        ДАТЫ

A) Рапалльский договор

Б) принятие второго пятилетнего плана

B) переименование РКП (б) в ВКП (б)

Г) битва на реке Халхин-Гол

 

1) 1939 г.

2) 1935 г.

3) 1922 г.

4) 1933 г.

5) 1925 г.

6) 1934 г.

3. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, характеризует внешнюю политику СССР 1920-1930-х гг. и международную обстановку того времени.

1) система коллективной безопасности    2) Лига Наций  3) пакт о ненападении     4) Берлинская стена   5) «полоса дипломатического признания»  6) Версальская система.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому периоду.

4. Политика урегулирования международных споров и разрешения конфликтов посредством разумных переговоров и нахождения компромисса во избежание вооружённых столкновений и насильственного пути решения проблемных вопросов, политика, основанная на уступках и потаканиях агрессору-__________________

5. К положениям Рапалльского договора между РСФСР и Германией не относится:

СССР и Германия соглашались на возмещение убытков, которые обе стороны потерпели в I мировой войне.

2.Германия отказывалась от претензий на национализированную в России собственность германских подданных.

3.Красная Армия получала возможность использовать технические достижения германской военной промышленности и изучать современные организационные методы германского генштаба.

4.Рейхсвер получил возможность готовить группы летчиков, танкистов и специалистов по химическому оружию, а также обучать своих офицеров обращению с новым оружием, изготовление и владение которым было запрещено Германии.

5. Восстанавливались дипломатические отношения и экономическое сотрудничество.

6. Германия отказалась от признания СССР.

 

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)«Германские вооружённые силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании ещё до того, как будет закончена война против Англии…

…Основные силы русских сухопутных войск, находящиеся в Западной России, должны быть уничтожены в смелых операциях посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых клиньев. ...

…Конечной целью операции является создание заградительного барьера против Азиатской России по общей линии Волга, Архангельск. Таким образом, в случае необходимости последний индустриальный район, остающийся у русских на Урале, можно будет парализовать с помощью авиации…

В войне против Советской России на флангах нашего фронта мы можем рассчитывать на активное участие Румынии и Финляндии. Верховное главнокомандование вооружённых сил в соответствующее время согласует и установит, в какой форме вооружённые силы обеих стран при их вступлении в войну будут подчинены германскому командованию».

Б) « Статья I
Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.

Статья VI
Настоящий договор заключается сроком на десять лет с тем, что, поскольку одна из Договаривающихся Сторон не денонсирует его за год до истечения срока, срок действия договора будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет.
Статья VII
Настоящий договор подлежит ратифицированию в возможно короткий срок. Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Берлине. Договор вступает в силу немедленно после его подписания».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)Данный документ вошел в историю, как директива №21 германского генштаба от 18.12.1940г.

2) Речь идет о советско-финской войне.

3) Подписание данного договора произошло 23 августа 1939г. .

4) Данный документ вошел в историю, как «План Барбаросса» германского генштаба

5) Описываемые в документе события относятся к 1938г.

6) Это фрагмент пакта Риббентропа-Молотова.

 

7. Какие три события из перечисленных произошли в 1939 г.? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) принятие СССР в Лигу Наций           2) подписание советско-германского договора о ненападении 3) советско-японское столкновение у озера Хасан       4) нападение Германии на Польшу
5) начало советско-финляндской войны  6) подписание советско-японского договора о нейтралитете
 

 8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер элемента:

А) В 1930-1939 гг. советское внешнеполитическое ведомство возглавлял __________ , поборник идеи создания системы коллективной безопасности и сотрудничества СССР с западными странами.

Б) В __________ СССР вступил в Лигу Наций.

В) Одним из первых успехов советской дипломатии стало заключение в 1922г. договора сотрудничества с Германией ___________ .

Пропущенные элементы:

1) Брест-Литовск  2) 1924г. 3) Рапалло. 4) М.М.Литвинов  5) 1934г. 6) А.А.Громыко

 

9Прочитайте отрывок из официального сообщения Телеграфного агентства СССР (ТАСС) и напишите название страны, война СССР с которой стала причиной описанных событий.

 

«Совет Лиги Наций принял 14 декабря резолюцию об «исключении» СССР из Лига Наций с осуждением действий СССР… Лига Наций, по милости ее нынешних режиссеров, превратилась из кое-какого «инструмента мира», каким она могла быть, в действительный инструмент … по поддержке и разжиганию войны в Европе ».

 

10. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

События

Дата

Руководители

Битва у  Халхин-Гол

___________________(А)

Г.К.Жуков

Генуэзская конференция

__________________( Б )

__________________( В)

   ____________      (Г)                

август 1939 г.

В.Молотов

Взятие «линии Маннергейма»

___________________(Д)

___________________(Е)

Пропущенные элементы:

 

1) 1922 г.     2) 1939, май   3) Г.В. Чичерин   4) Подписание Договора о ненападении

 5) С.М.Буденный  6) февраль 1940 года   7) Бои у озера Хасан         8)  С.К.Тимошенко 

 

11. Какие три из перечисленных внешнеполитических событий относятся в 1939–1940 гг.?

1) заключение пакта Молотова-Риббентропа  2) образование Латвийской ССР

3) создание Коминтерна     4) заключение Рапалльского договора с Германией

5) дипломатическое признание СССР со стороны Великобритании и Франции

6) присоединение к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии

 

12. Установите соответствие между событиями и датами.

СОБЫТИЯ      ДАТЫ

А) «Мюнхенский сговор»     1) 1934 г.
Б) нападение Германии на СССР     2) 1935 г.
В) вступление СССР в Лигу Наций   3) 1938 г.
Г) завершение советско-финляндской войны   4) 1940 г.

5) 1941 г.  

   
 

 

16. Что из названного стало причиной окончательного отказа руководства СССР от продолжения политики создания системы коллективной безопасности в Европе?

1) заключение франко-германского соглашения о противодействии распространению коммунистической идеологии

2) создание международной организации — Лиги Наций, призванной разрешать конфликты между странами мирным путем

3) заключение СССР и США союза против Японии, приоритетность дальневосточного направления внешней политики для СССР

4) срыв переговоров с Англией и Францией о совместной защите стран Восточной и Центральной Европы

5) атмосфера взаимного подозрения и недоверия

 

17.  Какие из иллюстраций, представленных ниже, связаны  с тем же периодом истории ,  изображенной  на  карте  выше? В ответе запишите цифры, под которой он указан.

 

             2.

    4.

 

 19.Какой из плакатов, представленных ниже, был создан в период международной обстановке, показанной на карикатуре. В ответе запишите цифру, под которой он указан.

1. 2.   3.  4. 

 

. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из материалов договора, заключённого между РСФСР и Германией

«Статья 1. Оба правительства согласны, что разногласия между Германией и Российской Советской Республикой по вопросам, возникшим за время состояния этих государств в войне, регулируются на следующих основаниях:

а) Германское государство и РСФСР взаимно отказываются от возмещения их военных расходов, равно как и от возмещения военных убытков, иначе говоря тех убытков, которые были причинены им и их гражданам в районах военных действий, вследствие военных мероприятий, включая и предпринятые на территории противной стороны реквизиции. Равным образом обе стороны отказываются от возмещения невоенных убытков, при-чиненных гражданам одной стороны посредством так называемых исключительных военных законов и насильственных мероприятий государственных органов другой стороны. <...>

Статья 3. Дипломатические и консульские отношения между Германией и РСФСР немедленно возобновляются. Допущение консулов той и другой стороны будет урегулировано специальным соглашением. <...>

Статья 5. Оба правительства будут в доброжелательном духе взаимно идти навстречу хозяйственным потребностям обеих стран. В случае принципиального урегулирования этого вопроса на международном базисе, они вступят между собою в предварительный обмен мнений. Германское правительство объявляет о своей готовности оказать возможную поддержку сообщенным ей в последнее время проектируемым частными фирмами соглашениям и облегчить проведение их в жизнь. <...>»

 

20. Когда и где состоялись переговоры между делегацией РСФСР и Германии? Какие обстоятельства сделали возможным данные переговоры?

 

 21. Используя текст источника, укажите, какие основные решения были приняты на встрече представителей РСФСР и Германии? Какие последствия для РСФСР имели достигнутые договорённости?

 

 22. Используя знания по истории, укажите, в каких областях развивалось сотрудничество между РСФСР (СССР) и Германией? В каком году и по каким причинам это сотрудничество было свёрнуто?

 

 23Бóльшую часть 1930-х гг. СССР проводил политику, нацеленную на противодействие агрессивным планам фашистской Германии. Однако накануне Второй мировой войны Советский Союз поменял политику и заключил договор с Германией. Укажите название этого договора. Приведите не менее двух причин, побудивших Советский Союз заключить

этот договор.

 

 24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

 "Подписание пакта о ненападении с фашисткой Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР."

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:                                       Аргументы в опровержение:

1) …      1) …

2) …      2) …

 

 

 

ОТВЕТЫ.

213

3451

4

Политика умиротворения

16

1436

245

453

Финляндия

213468

126

3514

Финляндия

Ханко

134

45

12

24

4

20. 1. 1922 г.

2. Рапалло.

3. Участие делегаций РСФСР и Германии в Генуэзской конференции.

 

21. 1. Были приняты следующие решения:

- отказ от взаимных материальных претензий;

- возобновление дипломатических и консульских отношений;

- достижение договорённости о реализации взаимовыгодных экономических отношений

2. Последствия достигнутых договорённостей:

- прорыв дипломатической изоляции РСФСР ведущими европейскими государствами;

- создание условий для использования экономического и научно-технического потенциала Германии в интересах РСФСР (СССР)

 

22. 1. Сотрудничество между РСФСР (СССР) осуществлялось в:

- промышленной

- торговой

- военно-технической сферах

2. Сотрудничество закончилось в 1933 г.

3. Причиной свёртывания налаженных отношений между СССР и Германией стал приход в Германии к власти нацистов во главе с А. Гитлером и начало конфронтации между двумя государствами.

 

23. Название договора- Пакт о ненападении, пакт Молотова-Риббентропа

Причины:

- СССР боялся остаться в политической изоляции.

- Нежелание Англии и Франции создавать в Европе систему коллективной безопасности

- Боязнь СССР оказаться в состоянии войны на два фронта из-за усиления Японии на Дальнем Востоке

 

24. Аргументы в подтверждение:

— подписание пакта и секретного протокола к нему позволило СССР включить в свой состав новые территории, которые остались за ним и после войны

— подписание пакта позволило выиграть время, начать перевооружение и переоснащение армии, укрепить оборону страны;

− пакт позволил отодвинуть границы СССР на запад, что давало дополнительные преимущества при обороне;

Аргументы в опровержение:

— пакт развязал руки Германии для завоевания половины Европы, что привело к росту военно-экономического потенциала немецкого фашизма

— СССР дискредитировал себя, подписав договор с фашистами и выступив как агрессор по отношению к Польше, прибалтийским государствам, Финляндии и Румынии. Это замедлило создание антигитлеровской коалиции

— советское руководство не смогло воспользоваться в достаточной степени временем, выигранным от подписания договора

— подписание договора дезориентировало советский народ, армию, которые не могли определиться в отношении к Германии —  как к союзнику или как к врагу, что нанесло вред обороноспособности страны

— подписание пакта и секретного протокола к нему привело к насильственному присоединению к СССР народов, часть населения которых впоследствии оказала помощь гитлеровским войскам.

За каждый верный ответ 1 балл.

 

«1-7»

«8-11»

«12-17»

«18-24»

Оценка

2

Оценка

3

Оценка

4

Оценка

5

 

 2.Промежуточная аттестация. «Итоги ВОВ».

 

Итоговый тест по теме

«Великая Отечественная война. 1941-1945гг.»

Вариант I

А1. Укажите фамилии великих полководцев Великой Отечественной войны.

1)Скобелев, Румянцев 2)Тухачевский, Фрунзе

3) Сталин, Буденный 4) Жуков, Василевский

А2. Что было создано для стратегического руководства вооруженными силами 23 июня 1941г.?

1) Ставка Верховного главнокомандования 2)Совет фронтов

3) Военный комитет 4)Коминтерн

А3. После какой битвы стратегическая инициатива окончательно перешла в руки Красной Армии?

1) под Москвой 2) под Ленинградом 3) под Курском 4) пол Смоленском

А4. Об итогах каких событий говорится в отрывке из сочинения современного историка?

В ходе битвы за Днепр 6 ноября был освобожден Киев. Таким образом, летне-осенняя компания Красной армии была блестяще завершена.

1) коренного перелома в холе ВОВ

2) завершающего этапа 2 мировой войны

3) начала ВОВ

4) Брусиловского прорыва

А5. Почему в 1943г. в ходе ВОВ произошел коренной перелом?

1) на фронт были отправлены все заключенные ГУЛАГа

2) промышленность СССР перестроилась на военные рельсы

3) союзники открыли второй фронт

4) Япония вышла из войны

А6. Главное значение битвы за Москву состоит в том, что в ходе ее:

1) наступательная инициатива окончательно перешла к Красной армии

2) завершился коренной перелом в ВОВ

3) был сорван гитлеровский план «молниеносной войны»

4) в плен попала армия генерала Паулюса

А7. К событиям какой битвы ВОВ относится приведенный перечень: июль, «Цитадель», «Тигр», Прохоровка?

1) Московской 2) Сталинградской 3) Курской 4) в Белоруссии

А8. Какое событие в ходе ВОВ произошло ранее других?

1) Сталинградская битва 2) Курская битва

3) Московская битва 4) «Десять сталинских ударов»

А9. Как называется уничтожение военных сооружений и запрещение иметь военные базы и войска?

1) денацификацией 2) депортацией 3) демилитаризацией 4) денонсацией

А10. Что было одной из причин поражения гитлеровской Германии в войне против СССР?

1) расчет Гитлера на распад многонационального Советского государства не оправдался

2) в СССР было создано ядерное оружие

3) второй фронт открылся только в 1944г.

4) от вступления в войну на стороне Германии отказались Италия и Румыния

А11. Что было причиной создания антигитлеровской коалиции?

1) угроза Сталина ввести войска на территорию Великобритании

2) угроза Великобритании и США, исходящая от стран-участниц Антикоминтерновского пакта

3) выход Красной армии к государственной границе СССР

4) нападение Японии на СССР

А12. В результате II мировой войны:

1) Германия потеряла свою независимость

2) вырос международный авторитет СССР

3) сохранились фашистские режимы в Японии и Болгарии

4) СССР потерял часть территорий на востоке и западе

В1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует элемент правого.

Название документа, Основное содержание

военного плана

1.»Барбаросса» А. Осуществление наступления немецких войск

группы «Центр» в направлении Орел-Тула-Москва

2. «Ост» Б. План колонизации и германизации

оккупированных территорий

3. «Тайфун» В. Проведение стратегической наступательной

операции немецких войск в районе Курского

выступа

Г. ведение «молниеносной войны» против СССР

 

1

2

3

 

 

 

 

В2. Определите последовательность событий.

А. Советско- финляндская война

Б. Ялтинская конференция

В. Нападение гитлеровской Германии на СССР

Г, Тегеранская конференция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С1. Назовите основные итоги (не менее трех) коренного перелома в Великой Отечественной войне.

С2. Назовите основные этапы Великой Отечественной войны.

С3. Западные историки наиболее высоко оценивают роль союзников СССР по антигитлеровской коалиции во второй мировой войне и их вклад в победу, а также роль фронтов в Западной Европе и Северной Африке. Какие другие взгляды на роль отдельных фронтов в этой войне вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительной и почему? Аргументируйте свой ответ фактами.

 

Итоговый тест по теме

«Великая Отечественная война. 1941-1945гг.»

Вариант II

А1. Укажите фамилии великих полководцев Великой Отечественной войны.

1)Брусилов, Корнилов 2)Молотов, Калинин

3) Сталин, Буденный 4) Конев, Рокоссовский

А2. Что было создано для оперативного руководства боевыми действиями 30 июня 1941г.?

1) Военный комитет 2)Коминтерн

3) Государственный комитет обороны 4) Совет рабоче-крестьянской обороны

А3.Какой город выдержал в ходе ВОВ блокаду немецко-фашистских войск?

1) Севастополь 2) Одесса 3) Мурманск 4) Ленинград

А4. Летним событиям какого года дана оценка в сочинении современного историка?

Главной причиной провала летней кампании… явилось ошибочное решение Верховного главнокомандующего «подвесить» к стратегической обороне многочисленные частные наступательные операции… В результате отступления советских войск к берегам Волги и предгорьям Кавказа на территории, временно оккупированной фашистами, оказалось более 80 миллионов человек .

1) 1941г. 2) 1942 3) 1943 4) 1944

А5.Что позволило в 1941-1942гг. осуществить быструю перестройку экономики страны на военный лад?

1) на фронт были отправлены все заключенные ГУЛАГа

2) промышленность СССР перестроилась на военные рельсы

3) союзники открыли второй фронт

4) Япония вышла из войны

А6. Каково было значение победы советских войск в битве за Сталинград?

1) наступательная стратегическая инициатива перешла к советским войскам

2) сорван план «молниеносной войны» гитлеровского командования

3) Красная армия впервые разгромила немцев

4) была создана антигитлеровская коалиция

А7. К событиям какой битвы ВОВ относится приведенный перечень: «Тайфун», Вязьма, Панфилов, декабрь?

1) Московской 2) Сталинградской 3) Курской 4) в Белоруссии

А8. Какое событие в ходе ВОВ произошло позднее других?

1) Сталинградская битва 2) Курская битва

3) Московская битва 4) «Десять сталинских ударов»

А9. Как называются мероприятия по очищению государственной, общественно-политической и экономической жизни страны от последствий господства фашистского режима с целью проведения демократических преобразований?

1) денацификацией 2) депортацией 3) демилитаризацией 4) денонсацией

А10. Чем был вызван рост национальных движений в годы войны?

1) подписанием Декларации объединенных наций

2) ужесточением национальной политики накануне войны

3) эвакуацией промышленности на восток страны.

4) политикой коренизации, проводимой в годы войны

А11. Почему открытие второго фронта в Европе состоялось только в 1944г.?

1) союзники ждали установления благоприятной погоды во Франции

2) союзники рассчитывали на ослабление СССР в ходе войны

3) Сталин отказывался отправить на Западный фронт советские танки и самолеты

4) немецкие войска оккупировали территорию Великобритании

А12. В результате II мировой войны:

1) сохранились фашистские режимы в Италии и Румынии

2) США остались единственной в мире сверхдержавой

3) границы европейских государств остались неизменными

4) появились две сверхдержавы

В1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует элемент правого.

Название документа, Основное содержание

военного плана

1. « Багратион» А. Осуществление наступления Красной армии

в Белоруссии

2. «Цитадель» Б. Проведение стратегической наступательной

операции немецких войск в районе Курского

выступа

3. «Ост» В. ведение «молниеносной войны» против СССР

Г. План колонизации и германизации

Оккупированных территорий

 

1

2

3

 

 

 

В2. Определите последовательность событий.

А. Подписание в Москве советско-германского Пакта о ненападении

Б. Советско-японская война

В. Потсдамская конференция

Г. Вхождение Латвии, Литвы и Эстонии в состав СССР

 

 

 

 

 

 

 

 

С1. Назовите основные итоги (не менее трех) коренного перелома в Великой Отечественной войне.

С2. Назовите основные этапы Великой Отечественной войны.

С3. Западные историки наиболее высоко оценивают роль союзников СССР по антигитлеровской коалиции во второй мировой войне и их вклад в победу, а также роль фронтов в Западной Европе и Северной Африке. Какие другие взгляды на роль отдельных фронтов в этой войне вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительной и почему? Аргументируйте свой ответ фактами.

 

 

 

Ответы:

1 вариант: А1-4; А2-1; А3-3; А4-1; А5-2; А6-3; А7-3; А8-3; А9-3; А10-1; А11-2; А-12-2.

В1- 1Г, 2Б, 3А; В2- АВГБ.

2 вариант: А1-4; А2-3; А3-4; А4-2; А5-4; А6-1; А7-1; А8-4; А9-1; А10-2; А11-2; А12-4.

В1-1А, 2Б, 3Г; В2- АГВБ.

С1. Коренной перелом в ходе ВОВ охватывает период от начала контрнаступления Красной армии под Сталинградом в ноябре 1942г. до окончания Курской битвы и битвы за Днепр в декабре 1943г. В результате коренного перелома стратегическая инициатива перешла на сторону Красной Армии. Были освобождены значительные территории , ранее оккупированные фашистскими войсками: Северный Кавказ, Донбасс, Крым, территория Восточной и Центральной Украины и др. Разгромлено большое количество немецко-фашистских дивизий, находившихся на Восточном фронте. Коренной перелом привел к активизации действий союзников по антигитлеровской коалиции. На Тегеранской конференции достигнуто соглашение об открытии второго фронта во Франции.

 

С2. В истории ВОВ выделяют три основных этапа:

первый этап – срыв гитлеровского плана «молниеносной войны» и создание условий для коренного перелома (22 июня 1941г – 19 ноября 1942г);

второй этап – начало

контрнаступления под

Сталинградом до форсирования Днепра и освобождения Киева – коренной перелом в ходе войны (19 ноября 1942г. – конец 1943г.)

Третий этап – полное

изгнание фашистских

захватчиков с советской земли, освобождение стран Центральной и Юго- Восточной Европы, окончательный разгром и капитуляция гитлеровской Германии (конец 1943-г.- 9 мая 1945г.).

С3. Ученик может выбрать любую оценку, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы. Например:

А. Для оценки изложенной в задании.

1) Большое значение для СССР, особенно в начальный период войны, когда советская экономика еще только перестраивалась на военные рельсы, имела помощь союзников. Общий план поставок по ленд-лизу оценивался в 11,3 млрд долл. США поставляли по ленд-лизу вооружение, оборудование, технику, металлы, которые в наше стране производили недостаточно. Например, автомобили, взрывчатые вещества, почти все легирующие добавки, необходимые для производства бронестали, алюминий, медь и авиационный бензин. Почти исключительно за счет ленд-лиза удовлетворялась и потребность Красной Армии в радиостанциях.

2) На Западном фронте после его открытия была сосредоточена треть германских сухопутных сил; плотность германских войск, вооружений и техники была в два с половиной раза больше, чем на Восточном фронте.

3) Высадившиеся в Нормандии союзники воевали с отборными немецкими войсками, которые командование вермахта перебросило с Восточного фронта. Это значительно облегчило задачу советских войск в Белоруссии в ходе операции «Багратион». В Нормандию была переброшена значительная часть германских истребителей. Две трети безвозвратных потерь в личном составе люфтваффе понесли в борьбе против западных союзников. Практически весь германский, итальянский и японский флот погиб в борьбе с англо-американскими ВМС и авиацией. Союзные бомбардировки замедляли темпы наращивания германского военного производства. Практически парализовав реализацию германского атомного проекта, а в последние полгода войны – производство горючего.

Б. Альтернативная точка зрения: решающую роль в разгроме фашистской Германии сыграл СССР, а Восточный фронт был главным фронтом второй мировой войны.

1) На советско– германском фронте были разгромлены 507 дивизий вермахта и 100 дивизий союзников Германии. В то время как войска США и Англии нанесли поражение 176 дивизиям.

2) потери вермахта на советско-германском фронте составили 80% от всех немецких потерь.

3) второй фронт был открыт 6 июня 1944г. с высадки англо-американских войск в Нормандии (Северная Франция) и американских войск в южной Франции 15 августа. К этому времени немцы имели во Франции, Бельгии, Голландии группу армий «Запад» в составе 50 дивизий; против СССР было брошено более 200 дивизий и подавляющее большинство танков и авиации противника. Открытие второго фронта мало сказалось на положении Восточного фронта, так как союзники сразу же перешли к затяжному характеру ведения боевых операций. Активность англо-американцев возросла только после того, как они поняли, что СССР в скором времени разгромит фашистскую Германию, возьмет Берлин и освободит страны Западной Европы. Англо- американцы начали срочно оккупировать Австрию, Западную и Южную германию, но к началу Берлинской операции советских войск они даже не дошли до р. Рейн.

4) Американские и британские поставки по ленд-лизу не превышали 4% от общего объема советского производства военных лет.

В. Согласно третьей точке зрения в победу над германским фашизмом разный вклад внесли СССР и западные демократии. Без англо-американской помощи СССР не победил бы. Но и США с Англией без содействия СССР если бы и выиграли войну, то совсем в другие сроки и с другими жертвами, причем скорее всего им бы пришлось применить в Европе атомную бомбу.

За ответ А-1балл,за ответ В-2 балла, за ответС-3 балла.

 

 

«А1-А7»

1-7

«А-8-А12»

8-12

«А12,В1-В2»

13-16

«А12,В1-В2,С1,С2,С3»

17-25

 

Оценка

2

Оценка

3

Оценка

4

Оценка

5

 

 

11класс

1.Промежуточная аттестация.

Тест: «СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.)».

Вариант 1.

Задания базового уровня сложности

А 1. США выдвинули «план Маршалла» в:

1946 г.

1947 г.

1948 г.

1949 г.

А 2.Первым из «знаменитых» постановлений, направленных против неугодных сталинскому режиму деятелей культуры стало постановление:

«О журналах «Звезда» и «Ленинград»»

«О репертуаре драматических театров»

«О кинофильме «Большая жизнь»»

«Об опере "Великая дружба» В.

Мурадели

».

А 3. Характерной чертой для сельского хозяйства в СССР в 1945-1953 гг. являлось:

Избыточность рабочей силы в колхозах

Увеличение размеров личного подсобного хозяйства колхозников

Значительное повышение государственных закупочных цен на сельхоз продукцию.

Тяжелое бремя налогов на колхозников.

А 4. Прочитайте отрывок из воспоминаний и укажите их автора:

Кончилось тем, что меня сняли с должности Главкома сухопутных войск и отправили командовать Одесским военным округом, а на состоявшемся Пленуме ЦК ВКП(б) вывели из состава ЦК без всякой формулировки <...> В 1947 г. была арестована большая группа генералов и офицеров и главным образом те, кто когда-либо работали со мной <...> Всех их физически принуждали признаться в подготовке «военного заговора» против сталинского руководства.

М.Н. Тухачевский

А.А. Новиков

К.К. Рокоссовский

Г.К. Жуков

А 5. Важнейшая цель внешней политики СССР в период 1945-1953 гг. состояла в том, чтобы:

окружить территорию СССР поясом дружествен

ных государств, обеспечить интересы укрепления собственной безопасности

укрепить дружеские отношения с партнерами по антигитлеровской коалиции

окружить территорию США кольцом советских военных баз

расширить советское военное присутствие в юго-восточной Азии.

А 6. В 1945-46 гг. руководителем Госплана Н. Вознесенским высказывались предложения :

Об усилении планового характера советской экономики

О присоединении СССР к «плану Маршалла»

О некотором смягчении государственного нажима в управлении экономикой

и реорганизации

колхозов

О приоритетном развитии оборонных отраслей промышленности.

А 7. Советское правительство (Совнарком) было переименовано в Совет министров в:

1946 г.

1947 г.

1948 г.

1949 г.

А 8. Прочитайте отрывок из текста и определите год, в котором произошло описываемое событие:

И. Сталиным и А. Ждановым было подписано постановление Совмина СССР и ЦК ВКП(б), в котором говорилось, что реформа проводится с целью укрепления рубля и изъятия из обращения большого количества фальшивых денег. Кроме того, это должно было воспрепятствовать спекулятивным элементам, накопившим значительные суммы за годы войны, скупать товары после отмены карточной системы. Обмен старых денег на новые производился с ограничениями, а именно - 10 рублей в старых деньгах на 1 рубль в новых. Переоценка вкладов населения в сберкассах и Госбанке осуществлялась на более льготных условиях - вклады размером до 3 тыс. рублей включительно оставались без изменения, т. е. переоценивались 1 рубль старыми деньгами на 1 рубль новыми.

1945 г.

1946 г.

1947 г.

1948 г.

А 9. Неудачная блокада части этого города, предпринятая по указанию И.В. Сталина, не смогла предотвратить процесс создания двух независимых государств в рамках одной страны.

Берлин

Прага

Будапешт

Сеул.

А 10. События в Печоре (1948 г.),Салехарде (1950 г.), Кингире (1952 г.) Воркуте (1953 г.). Норильске (1953 г.) связаны с:

Открытием новых месторождений газа

Открытием высших учебных заведений

Восстаниями политических заключенных

Строительством крупнейших машиностроительных предприятий.

А 11. Рассмотри карту и выполни задание:

Определи годы события обозначенного на карте.

1949 - 1951 гг.

1950 – 1953 гг.

1951 – 1955 гг.

1952 – 1954 гг.

А 12. Рассмотри изображение и выполни задание:

Данный плакат посвящен выполнению:

Доктрины Трумэна

Плана Маршалла

Хельсинских соглашений

Решений Потсдамской конференции

Задание повышенного уровня сложности:

В 1.Расположите в хронологическом порядке следующие события (явления). Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

Переименование ВКП (б) в КПСС

Резолюция «О единстве в партии»

Упразднение Государственного Комитета Обороны

Дело антисоветского

право-троцкистского

блока.

 

 

 

 

В 2. Сравните внешнюю политику нашей страны в 30-е годы и во второй половине 40-х годов. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

Попытка создания системы коллективной безопасности

Организация союза стран социалистического лагеря

Напряженные отношения с западными странами

Продвижение коммунистической идеологии на территории других стран

Черты сходства

Черты отличия

 

 

 

 

 

В 3. Какие из названных наук подверглись запрету в 1945-1953 гг.? Найдите в приведенном ниже списке две науки и запишите цифры, под которыми они указаны?

физиология

генетика

кибернетика

экономика

квантовая механика

 

 

В 4. Запишите слово, пропущенное в схеме:

 

В 5. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения:

 

 

Уровень развития ведущих стран мира в 1950 г. в сравнении с США.

Основные макроэкономические показатели

США

(взято за 100%)

 

Вторая страна

Третья страна

СССР

 

Валовой национальный доход

100 %

Великобритания 19%

Франция 13%

29%

Военные расходы

100%

Китай – 18%

Великобритания – 16%

106 %

Промышленное производство

100%

Япония – 19%

ФРГ – 13%

24%

 

 

НАЧАЛЬНЫЕ ЧАСТИ СУЖДЕНИЯ

 

А) Из стран обозначенных в таблице США

Б) По уровню ВНП и промышленному производству

В) Основные капиталовложения СССР производил

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

СССР находился на втором месте в мире.

опережали все страны по ВНП и промышленному производству.

отставал от Японии и ФРГ.

являлось абсолютным лидером по

всем макроэкономическим

показателям.

в ВПК.

 

 

 

 

А

Б

В

 

 

 

В 6. Ниже приведен ряд названий государств. Все они, за исключением одного, являлись членами СЭВ

Австрия, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия.

Найдите и выпишите государство «выпадающее» из этого ряда

Задания высокого уровня сложности:

Прочитайте фрагмент документа и выполните задания С1,С2. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

СССР снова вступил в период мирного социалистического строительства, прерванного вероломным нападением гитлеровской Германии...

Верховный Совет СССР устанавливает, что основные задачи пятилетнего восстановления и развития народного хозяйства СССР …состоят в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах.

В этих целях необходимо:

1. Обеспечить первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта, без которых невозможно быстрое и успешное восстановление и развитие всего народного хозяйства СССР.

2. Добиться подъема сельского хозяйства и промышленности, производящей средства потребления, для обеспечения материального благополучия народов Советского Союза и создания в стране обилия основных предметов потребления.

3. Обеспечить дальнейший технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства СССР, как условие мощного подъема производства и повышения производительности труда, для чего необходимо не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами СССР.

4. Завершить в 1946 г. послевоенную перестройку народного хозяйства, использовать производственную мощность военной промышленности для дальнейшего увеличения экономической силы Советского Союза.

5. Обеспечить дальнейшее повышение обороноспособности СССР и оснащение Вооруженных Сил Советского Союза новейшей военной техникой.

8. Превзойти довоенный уровень народного дохода и уровень народного потребления, для чего всемерно поднять пищевую промышленность, развернуть массовое производство предметов широкого потребления, умножить колхозные доходы, увеличить товарооборот; отменить в ближайшее время карточную систему, заменив ее развернутой культурной советской торговлей. <...>

10. Повысить производительность труда на основе полного использования 8-часового рабочего дня, всесторонней механизации трудоемких отраслей промышленности, дальнейшей электрификации народного хозяйства и интенсификации производственных процессов...

С 1. Как в советской экономике назывался период, цели и задачи которого перечислены в документе? Назовите хронологические рамки этого периода.

С 2. Выпишите из текста главную задачу, поставленную Верховным Советом СССР перед советской экономикой. Укажите, как по мнению власти, решение этой задачи должно было отразится на уровне жизни населения.

С 3. Один из виднейших политиков 20 века, проиграв выборы в своей стране, посетил США с частным визитом. Выступая перед американскими студентами, он высказался за сохранение у США, Англии и Канады секрета атомной бомбы, призвал все англосаксонские государства к созданию нового союза и обвинил СССР в установлении железного занавеса над странами Восточной Европы.

Укажите год этого события.

Назовите имя политика.

К каким последствиям привело это выступление?

С 4. Существует мнение, что во второй половине 40-х – начале 50-х гг. тоталитарный режим в СССР достиг апогея своего развития. Тем не менее, ученые утверждают, что сохранялось много общих черт с периодом начала формирования тоталитаризма в конце 20- начале 30-х гг. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

С 5. Вам поручено составить план по теме «Идеология и культура в послевоенные годы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные события (явления) связанные с темой: «Идеология и культура в послевоенные годы».

 

 

Вариант 2.

Задания базового уровня сложности

А 1. Организация Североатлантического договора (НАТО) создана в:

1)1946 г.

2)1947 г.

3)1948 г.

4) 1949 г.

А 2. Последним актом сталинских репрессий слал процесс под названием:

«Ленинградское дело»

«процесс генералов»

«дело врачей»

«дело

Промпартии

»

А 3. Одним из источников успешного восстановления советской экономики в послевоенный период являлось:

Применение новых технологий в промышленном производстве

Массовое размещение займов на покупку облигаций среди трудящихся

Инвестиции западноевропейских держав

Массовое раскулачивание.

А 4. Прочитайте отрывок из документа и укажите год события, описанного в нем:

Советское правительство заявило: секрета атомной бомбы не существует. Это означало, что Советский Союз имеет в своем распоряжении атомное оружие. Но на Западе открытое и честное признание поспешили объявить «пропагандистским трюком». <...> В … году самолет американских ВВС, оснащенный специальным оборудованием, доставил на землю пробы воздуха, взятые на большой высоте и не оставлявшие сомнения в том, что где-то в Советской Азии произведены испытания атомной бомбы.

1948 г.

1949 г.

1950 г.

1951 г.

А 5. В работе «Экономические проблемы социализма в СССР» И.В. Сталин обосновал:

введение колхозов

необходимость развития рыночных отношений

расширение экономических связей со странами запада

существование дефицита товаров народного потребления

А 6. Оказание СССР помощи странам народной демократии в первые послевоенные годы диктовалось, прежде всего

Расширением торгово-экономического сотрудничества с этими странами.

Восстановлением европейского рынка и обеспечением свободы торговли

Опасением потери политического влияния на государства Восточной Европы

Вхождением этих территорий в состав СССР.

А 7. ВКП (б) была переименована в КПСС в:

1950 г.

1951 г.

1952 г.

1953 г.

А 8. Прочитайте документ и определите годы описываемых событий:

Мы понимаем, что в период войны требовалось для снабжения армии больше хлеба и мы с радостью отдавали все, что собирали, не жалели ничего, чтобы победить врага. В … году несмотря на неурожай — тоже сдали все, чтобы как можно быстрее восстановить народное хозяйство. Мы надеялись, что в текущем году, выполнив государственный план хлебосдачи, сможем распределить по трудодням примерно по одному килограмму. Сейчас мы государственный план выполнили досрочно на 200 %, сдав сверх плана вдвойне. Но несмотря на это, обком ВКП(б) и райком довели нам и всем колхозам твердое задание на сверхплановую сдачу, превышающее в несколько раз государственные планы, так что на трудодни распределять нечего и даже семена не хватит засыпать полностью, чтобы посеять в новом году.

1946-1948 гг.

1949-1950 гг.

1951 – 1952 гг.

1953-1954 гг.

А 9. И. В. Сталин требовал от стран Восточной Европы послушания и проведения политических и социально-экономических преобразований по советской модели. Любое отклонение от нее воспринималось крайне враждебно. Именно это стало основанием для разрыва отношений с:

Югославией

Венгрией

Албанией

Румынией

А 10.Прочитайте отрывок и определите, о ком из руководителей СССР говорится:

Он считался одним из самых одаренных руководителей хозяйства в стране. С марта 1941 г. Был первым председателем Совнаркома. После войны возглавил Госплан СССР. Автор книги «Военная экономика СССР в годы Отечественной войны». В 1949 г. Был арестован по обвинению в создании антипартийной группы и расстрелян:

Н. Вознесенский

А. Жданов

Н. Щербаков

А. Микоян

А 11. Рассмотри карту и выполни задание.

К какому из перечисленных ниже государств относится событие, изображенное на карте:

Австрия

Финляндия

Венгрия

Германия

 

А 12. Рассмотри изображение и выполни задание:

Когда была сделана эта фотография:

Май 1945 г.

Июнь 1945 г.

Ноябрь 1945 г.

Май 1946 г.

Задание повышенного уровня сложности:

В 1.Расположите в хронологическом порядке следующие события (явления). Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

Образование ГДР

Речь У. Черчилля в Фултоне

Мюнхенское соглашение о разделе Чехословакии

Рапальский

договор

 

 

 

 

В 2. Сравните внутреннюю политику нашей страны в 30-е годы и во второй половине 40-х годов. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

Основные капиталовложения производятся в развитие тяжелой промышленности и ВПК

Одним из главных источников финансирования является перекачка средств из деревни в промышленность

Репарации являются одним из источников развития промышленности

Увеличение доли женского труда во всех сферах народного хозяйства.

Черты сходства

Черты отличия

 

 

 

 

В 3. Кто из названных деятелей культуры подвергся гонениям в 1945-1953 гг? Найдите в приведенном ниже списке две фамилии и запишите цифры, под которыми они указаны?

С. Прокофьев

Д. Шостакович

И. Дунаевский

С. Михалков

К. Симонов

 

 

В 4.Запишите слово, пропущенное в схеме:

 

В 5. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения:

Уровень жизни населения СССР в 1947г.

 

Название профессий

Ежемесячная заработная плата

Название основных товаров

Цена

Врачи

185 руб.

женское пальто

180 руб.

Учителя

 

180 руб.

кофта

60 руб.

Колхозники (не считая натуральных выплат)

12,5 руб.

кожные ботинки

288 руб.

Низко квалифицированные рабочие

 

200 руб.

100 г туалетного мыла

4 руб.

Машинист паровоза

790 руб.

1 кг черный хлеба

 

3,4 руб.

Директора совхозов

 

900 руб.

1 кг мяса- 30 руб.

 

30 руб.

Милиционеры

 

330 руб.

1 кг масла

66 руб.

 

Сварщик

1200 руб.

1 л молока

4 руб.

Шахтер

824 руб.

1 л керосина

2, 34 руб.

 

НАЧАЛЬНЫЕ ЧАСТИ СУЖДЕНИЯ

 

А) Среди представителей рабочих профессий

Б) Большинство сельских тружеников

В) Промышленные товары

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

не существовало серьезных различий в уровне оплаты труда.

находилось за чертой бедности.

наблюдалась сильная экономическая дифференциация.

были недоступны для многих представителей интеллигенции.

относилось к среднему классу советского общества.

 

А

Б

В

 

 

 

 

В 6. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, связанны с историей СССР периода 1945-1953 гг.

Железный занавес, план Маршалла, доктрина Трумэна, ленд-лиз, космополитизм.

Найдите и выпишите термин «выпадающий» из этого ряда.

Задания высокого уровня сложности:

Прочитайте фрагмент из сочинения историка Н. Верта и выполните задания С1,С2. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

 

14 августа ЦК партии обрушился на журналы «Ленинград» и «Звезда» (первый получил выговор, а второй был закрыт) за то, что они стали проводниками «идеологий, чуждых духу партии», особенно после публикации произведений … Через несколько дней эти писатели были исключены из Союза писателей на собрании, где Жданов долго объяснял, что в рассказе «Приключения обезьяны» (больше, чем любой другой, поставленном в вину …) «изображение жизни советских людей, нарочито уродливое, карикатурное и пошлое, понадобилось … для того, чтобы вложить в уста обезьяны гаденькую, отравленную антисоветскую сентенцию насчет того, что в зоопарке жить лучше, чем на воле, и что в клетке легче дышится, чем среди советских людей». Назначенному первым секретарем правления Союза писателей Фадееву было поручено навести порядок в этой организации. 4 сентября новое постановление ЦК подвергло критике «безыдейные», то есть без идеологических лозунгов, фильмы. В нем были названы три фильма: «Большая жизнь», рассказывавший о жизни донецких шахтеров и обвиненный в том, что в нем «фальшиво изображены партийные работники», отсутствует показ «современного Донбасса с его передовой техникой и культурой, созданной за годы Сталинских пятилеток»; «Адмирал Нахимов» Пудовкина и вторая серия «Ивана Грозного» С.Эйзенштейна. Знаменитый режиссер подвергся критике прежде всего за то, что создал ложный образ (как «бесхарактерного человека» «типа Гамлета») царя, который фигурировал отныне среди великих строителей русского государства рядом с Петром Великим и... Сталиным

Причины, по которым интеллигенция «прибиралась к рукам», были понятны в условиях, когда власти взяли курс на всемерное восхваление Сталина, на окончательное создание культа его личности и легенды о нем. Тяжелый экономический кризис, снова приведший к голоду (особенно сильному на Украине, в Молдавии и Нижнем Поволжье), подтолкнул власти к решению заставить интеллигенцию молчать.

С1. Назовите год издания постановления и фамилии двух литераторов, исключенных в результате этого постановления из Союза писателей.

С 2. Найдите и выпишите из текста два объяснения, мер принятых властью. Укажите не менее двух принятых мер.

 

С 3. Как отмечено в докладе министра внутренних дел С. Круглова в Москве резко повысился спрос покупателей на продовольственные товары пригодные для длительного хранения. Практически опустели полки магазинов. Увеличился приток населения в рестораны. В ресторанах отдельные лица в пьяном виде вынимают пачки денег и выкрикивают : «Вот сколько бумаги!»

В каком году происходили эти события?

Как называлось мероприятие, проведение которого вызвало такую реакцию населения?

Почему в магазинах стали исчезать товары, а люди называли деньги бумагой?

С 4. Существует мнение, что хотя советская культура в 30-х гг. и в послевоенный период (1945-1953 гг.) развивалась в несколько иных исторических условиях, эти два периода связывает общность некоторых черт культуры. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

С 5. Вам поручено составить план по теме «Восстановление советской экономики после Великой Отечественной войны». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные события (явления) связанные с темой: «Восстановление советской экономики после Великой Отечественной войны».

 

Критерии оценивания за тест: «СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.)».

 

За верное выполнение заданий базового уровня сложности выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал номер только правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или больше ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.

Задание повышенной сложности с кратким ответом считается выполненным верно, если верно указаны требуемые одно-два слова или последовательность цифр.

За верный ответ на каждое из заданий В1, В2,В3,В6 выставляется 1 балл. За верный ответ в задании В5 выставляется 2 балла, если верно указаны все элементы ответа; 1 балл, если не верно указан 1 элемент.

 

№ задания

Вариант 1.

Вариант 2

А1

2

4

А2

1

3

А3

4

2

А4

4

2

А5

1

4

А6

3

3

А7

1

3

А8

3

1

А9

1

1

А10

3

1

А11

2

4

А12

1

2

В1

2431

4321

В2

3412

1234

В3

23

12

В4

НАТО

СЭВ

В5

215

324

В6.

Австрия

Ленд-лиз

Задания высокой сложности оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За задания С1,С2, на анализ исторического источника ставится от 0 до 2 баллов, за задания С3, С4, С5 от 0 до 3-х баллов.

Вариант 1.

С 1. Как в советской экономике назывался период, цели и задачи которого перечислены в документе? Назовите хронологические рамки этого периода.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе должны быть названы:

Четвертая пятилетка

1946-1950 гг.

 

 

Правильно названы две единицы ответа.

2

Правильно названа одна любая единица ответа.

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С 2. Выпишите из текста главную задачу, поставленную Верховным Советом СССР перед советской экономикой. Укажите, как по мнению власти, решение этой задачи должно было отразится на уровне жизни населения.

 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе должна быть указана задача: восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах

Может быть указано влияние на уровень жизни:

По мнению власти в результате восстановления экономики должен быть превзойден довоенный уровень народного дохода и уровень народного потребления, поднята пищевая промышленность, развернуто массовое производство предметов широкого потребления, умножены колхозные доходы, увеличен товарооборот; отменена в ближайшее время карточная система

Ответ может быть дан в иных близких по смыслу формулировках.

 

Правильно указана задача и влияние.

2

Правильно указана только задача или только влияние.

 

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С 3. Один из виднейших политиков 20 века, проиграв выборы в своей стране, посетил США с частным визитом. Выступая перед американскими студентами, он высказался за сохранение у США, Англии и Канады секрета атомной бомбы, призвал все англосаксонские государства к созданию нового союза и обвинил СССР в установлении железного занавеса над странами Восточной Европы.

Укажите год этого события.

Назовите имя политика.

К каким последствиям привело это выступление?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть приведены ответы:

1946 г.

У. Черчилль.

Стала одним из сигналов к началу холодной войны. Привела к выдвижению «доктрины Трумэна» и образованию НАТО.

Могут быть приведены другие близкие по смыслу формулировки

 

Верно приведены три ответа

3

Верно приведёны два ответа

2

Верно приведён один ответ

 

Ответ неверный

0

Максимальный балл

3

 

С 4. Существует мнение, что во второй половине 40-х – начале 50-х гг. тоталитарный режим в СССР достиг апогея своего развития. Тем не менее, ученые утверждают, что сохранялось много общих черт с периодом начала формирования тоталитаризма в конце 20- начале 30-х гг. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть приведены факты:

Наличие единственной партии, которая удерживает в своих руках власть и контроль над обществом.

Проведение репрессий с целью уничтожения инакомыслящих и усиления власти вождя.

Культ личности И.В. Сталина

 

Могут быть приведены другие факты

 

Верно приведены два факта

2

Верно приведён один факт

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

 

С 5. Вам поручено составить план по теме «Идеология и культура в послевоенные годы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные события (явления) связанные с темой: «Идеология и культура в послевоенные годы».

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– количество пунктов плана и пояснений к ним;

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– корректность пояснений к пунктам плана (отсутствие фактических ошибок

 

План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения.

Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы и не содержат фактических ошибок

3

План содержит не менее трёх пунктов, к одному из которых дано пояснение.

Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы и не содержат фактических ошибок.

ИЛИ

План содержит два пункта, к обоим даны пояснения.

Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы и не содержат фактических ошибок.

ИЛИ

План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения.

В пояснениях к одному-двум пунктам плана наряду с верными позициями содержатся фактические ошибки, существенно не искажающие ответа.

2

План содержит не менее трёх пунктов без пояснений.

Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы и не содержат фактических ошибок.

ИЛИ

План содержит два пункта, к одному из которых дано пояснение.

Формулировки пунктов плана и пояснения отражают содержание темы и не содержат фактических ошибок.

ИЛИ

План содержит не менее трёх пунктов, к одному из которых дано пояснение.

В пояснении наряду с верными позициями содержатся фактические ошибки, существенно не искажающие ответ

1

План содержит менее двух пунктов независимо от качества пояснений.

ИЛИ

Пункты плана не отражают содержания темы.

ИЛИ

В пунктах плана и пояснениях допущены фактические ошибки, искажающие содержание темы

0

Максимальный балл

3

 

Вариант 2.

С1. Назовите год издания постановления и фамилии двух литераторов, исключенных в результате этого постановления из Союза писателей.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе должны быть названы:

1946 г.

М. Зощенко, А. Ахматова.

 

Правильно названы две единицы ответа.

2

Правильно названа одна любая единица ответа.

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С 2. Найдите и выпишите из текста два объяснения, мер принятых властью. Укажите не менее двух принятых мер.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе должны быть указаны объяснения:

власти взяли курс на всемерное восхваление Сталина, на окончательное создание культа его личности и легенды о нем.

тяжелый экономический кризис, снова приведший к голоду (особенно сильному на Украине, в Молдавии и Нижнем Поволжье), подтолкнул власти к решению заставить интеллигенцию молчать

Могут быть указаны меры:

журнал «Ленинград» получил выговор, а журнал «Звезда» был закрыт

раскритикованы и запрещены фильмы «Большая жизнь», «Адмирал Нахимов» и вторая часть «Ивана Грозного»

 

 

Правильно указан результат и три причины.

2

Правильно указан результат и одна-две причины.

 

1

Правильно указан только результат или Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С 3. Как отмечено в докладе министра внутренних дел С. Круглова в Москве резко повысился спрос покупателей на продовольственные товары пригодные для длительного хранения. Практически опустели полки магазинов. Увеличился приток населения в рестораны. В ресторанах отдельные лица в пьяном виде вынимают пачки денег и выкрикивают : «Вот сколько бумаги!»

В каком году происходили эти события?

Как называлось мероприятие, проведение которого вызвало такую реакцию населения?

Почему в магазинах стали исчезать товары, а люди называли деньги бумагой?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть приведены ответы:

1947 г.

Денежная реформа

Обмен старых денег на новые производился с ограничениями, а именно - 10 рублей в старых деньгах на 1 рубль в новых. Переоценка вкладов населения в сберкассах и Госбанке осуществлялась на более льготных условиях - вклады размером до 3 тыс. рублей включительно оставались без изменения, т. е. переоценивались 1 рубль старыми деньгами на 1 рубль новыми. Но очень большой процент населения хранил свои сбережения дома. Эти люди стремились потратить находящиеся у них на руках деньги на товары, чтобы хоть как-то компенсировать свои потери.

Могут быть приведены другие близкие по смыслу формулировки

 

Верно приведены три ответа

3

Верно приведёны два ответа

2

Верно приведён один ответ

 

Ответ неверный

0

Максимальный балл

3

 

С 4. Существует мнение, что хотя советская культура в 30-х гг. и в послевоенный период (1945-1953 гг.) развивалась в несколько иных исторических условиях, эти два периода связывает общность некоторых черт культуры. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть приведены факты:

Жесткий идеологический контроль партии.

Репрессии в отношении некоторых деятелей культуры.

Гонения на отдельные научные школы

и направления

(пример, генетика)

Единственным разрешенным направлением развития является «социалистический реализм».

Могут быть приведены другие факты

 

Верно приведены два факта

2

Верно приведён один факт

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

 

С 5. Вам поручено составить план по теме «Восстановление советской экономики после Великой Отечественной войны». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные события (явления) связанные с темой: «Восстановление советской экономики после Великой Отечественной войны».

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– количество пунктов плана и пояснений к ним;

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– корректность пояснений к пунктам плана (отсутствие фактических ошибок

 

План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения.

Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы и не содержат фактических ошибок

3

План содержит не менее трёх пунктов, к одному из которых дано пояснение.

Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы и не содержат фактических ошибок.

ИЛИ

План содержит два пункта, к обоим даны пояснения.

Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы и не содержат фактических ошибок.

ИЛИ

План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения.

В пояснениях к одному-двум пунктам плана наряду с верными позициями содержатся фактические ошибки, существенно не искажающие ответа.

2

План содержит не менее трёх пунктов без пояснений.

Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы и не содержат фактических ошибок.

ИЛИ

План содержит два пункта, к одному из которых дано пояснение.

Формулировки пунктов плана и пояснения отражают содержание темы и не содержат фактических ошибок.

ИЛИ

План содержит не менее трёх пунктов, к одному из которых дано пояснение.

В пояснении наряду с верными позициями содержатся фактические ошибки, существенно не искажающие ответ

1

План содержит менее двух пунктов независимо от качества пояснений.

ИЛИ

Пункты плана не отражают содержания темы.

ИЛИ

В пунктах плана и пояснениях допущены фактические ошибки, искажающие содержание темы

0

Максимальный балл

3

 

«01-19»

 

«20-27»

 

«28-34»

 

«35-42»

 

Оценка

2

Оценка

3

Оценка

4

Оценка

5

 

 

 

 

 

2.Промежуточная аттестация «Итоговое повторение (Тест) «Культура второй половины ХХ-начала ХХI в.»

Вариант 1

А1. В каком году состоялся первый полет человека в космос?

1. в 1954 г.

2. в 1957 г.

3. в 1961 г.

4. в 1963 г.

 

А2. Какое событие из названных произошло в 1946 г.?

1. в СССР испытана ядерная бомба

2. опубликовано постановление ЦК ВКП(б) «о журналах «Звезда» и «Ленинград»

3. опубликована повесть «Один день Ивана Денисовича»

4. гибель А.А. Фадеева

 

А3. Какие из перечисленных событий относятся к культурной жизни СССР в 1953-1964 гг.?

1. публикация романа И. Оренбурга «Оттепель»

2. создание скульптуры «Рабочий и колхозница»

3. возведение мавзолея В.И. Ленина на Красной площади

4. создание Союза советских писателей

 

А4. Памятник советскому воину-освободителю Е. Вучетича был установлен

1. в Берлине

2. в Москве

3. в Праге

4. в Вене

 

А5. Борис Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе

1. в 1957 г.

2. в 1959 г.

3. в 1962 г.

4. в 1964 г.

 

А6. «Реабилитация» науки генетики произошла после обращения ведущих ученых с письмом в Президиум ЦК КПСС

1. в 1955 г.

2. в 1958 г.

3. в 1959 г.

4. в 1961 г.

 

А7. XXII съезд КПСС выдвинул задачу

1. многостилевого развития культуры

2. создания творческих союзов

3. увеличения художественных фильмов

4. воспитания «нового человека»

 

А8. Советским андеграундом называли творчество художников

1. соцреалистов

2. абстракционистов

3. театральных декораторов

4. кинематографистов

 

А9. Театр «Современник» открылся в Москве

1. в 1947 г.

2. в 1956 г.

3. в 1958 г.

4. в 1962 г.

 

А10. Кто из названных ученых руководил разработкой проекта ядерной бомбы?

1. А.Ф. Иоффе

2. С.П. Королев

3. Н.И. Вавилов

4. И.В. Курчатов

В1.Расскажите об одном представителе театра «Современник».

Вариант 2

А1. Кто из названных писателей является автором повести о жизни заключенных ГУЛАГа, опубликованной в журнале «Новый мир»?

1. А. Фадеев

2. А. Солженицын

3. В. Дудинцев

4. В. Шукшин

 

А2. Спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин» состоялся

1. в 1954 г.

2. в 1959 г.

3. в 1961 г.

4. в 1964 г.

 

А3. Кто из названных писателей подвергся гонениям в СССР за публикацию своего романа «Доктор Живаго» за границей?

1. Б. Пастернак

2. К. Федин

3. Л. Леонов

4. М. Шолохов

 

А4. Н.С. Хрущев на одной из встреч с деятелями культуры и искусства раскритиковал фильм «Застава Ильича» режиссера

1. М. Хуциева

2. С. Герасимова

3. Т. Лиозновой

4. Э. Рязанова

 

А5. В 1956-1964 гг. лауреатами Нобелевской премии стали ученые-физики

1. А. Иоффе и С. Королев

2. Н. Зелинский и И. Курчатов

3. С. Вавилов и Т. Лысенко

4. Н. Семенов и Л. Ландау

 

А6. Научный центр в Новосибирске был образован

1. в 1945 г.

2. в 1957 г.

3. в 1961 г.

4. в 1964 г.

 

А7. Конструкторские бюро А.И. Микояна и М.И. Гуревича, а также И.О. Сухого работали над созданием

1. самолетов-истребителей

2. космических кораблей

3. ядерного вооружения

4. технологий добычи нефти и газа

 

А8. В каком году в СССР был создан Олимпийский комитет?

1. в 1951 г.

2. в 1953 г.

3. в 1958 г.

4. в 1961 г.

 

А9. В. Синявский, Ю. Озеров, К. Махарадзе были известны всей стране как талантливые

1. футбольные тренеры

2. гимнасты

3. спортивные комментаторы

4. тяжелоатлеты

 

А10. Легендарный спортсмен, игравший как за сборную СССР по футболу, так и за сборную по хоккею

 

1. В. Бобров 3. Е. Гришин

2. Ю. Власов 4. И. Поддубный

 

В1.Расскажите об одном представители журнала «Новый мир».

 

Критерии оценивания за тест: «Итоговое повторение (Тест) «Культура второй половины ХХ-начала ХХI в.»

За каждый верный ответ 1балл.А1.-А10.

В1.-5б.

 

Вариант 1

 

Ответы

Вариант 1

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

3

2

1

1

1

1

4

2

2

4

 

 

Вариант 2

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

2

2

1

1

4

2

1

2

3

1

 

 

«1-3»

«4-6»

«7-9»

«10-15»

Оценка

2

Оценка

3

Оценка

4

Оценка

5

 

 

 

3.Критерии оценивания

Критерии оценивания устного ответа

«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.

«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.

«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок

«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов.

 

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

- Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

- Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

- Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

«5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

«4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

«3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

«2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

 

Нормы оценки знаний за выполнение теста

% выполнения

 

0-27

 

28-52

 

53-77

 

78-100

 

Отметка

 

«2»

«3»

 

«4»

 

«5»

Нормы оценки знаний за творческие работы

отметка

 

содержание

«2»

 

«3»

 

«4»

 

«5»

 

1

Общая информация

 

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

 

Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

 

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

 

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

 

2

Тема

 

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

 

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

 

Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал.

 

 

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

 

3

Применение и проблемы

 

Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

 

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

 

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

 

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

 

 

Оценка проекта.

Отметка «5»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2. Соблюдена технология исполнения проекта, выдержаны соответствующие этапы.

3. Проект оформлен в соответствии с требованиями.

4. Проявлены творчество, инициатива.

5. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Отметка «4»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2. Соблюдена технология исполнения проекта, этапы, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении.

3. Проявлено творчество.

4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Отметка «3»

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

2. Соблюдена технология выполнения проекта, но имеются 1-2 ошибки в этапах или в оформлении.

3. Самостоятельность проявлена на недостаточном уровне.

Отметка «2»

Проект не выполнен или не завершен.

 

Работа с текстом (заполнение опорных таблиц и схем, письменный ответ на вопрос)

Отметка «5»

Задание выполнено на высоком уровне, отсутствуют ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологических требований и установок, качественно, творчески и эстетично.

 

 

Отметка «4»

Задание выполнено на хорошем уровне, имеются 1 ошибка в содержании, или имеются незначительные ошибки в оформлении. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.

Отметка «3»

Задание выполнено на достаточном, минимальном уровне, имеются 2-3 ошибки в содержании или неграмотно оформлено. Работа выполнена с опозданием, но самостоятельно.

Отметка «2»

Задание не выполнено или не завершено самостоятельно учеником, при выполнении допущены большие отклонения от заданных требований и установок.

 

Критерии оценивания сообщения учащихся

1. Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения проблемы

3 балла

2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов

3 балла

3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение

3 балла

4. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. п., правильность и чистота речи, владение, биологической терминологией

3 балла

Итого:

12 баллов – отметка «5»

9 – 11 баллов – отметка «4»

5 – 8 баллов – отметка «3»

 

Оценка умений работать с картой

отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности.

отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт.

отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов.

отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×