Формирование 4Ккомпетенций обучающихся средствами проектной деятельности | Ющенко Валентина Юрьевна . Работа №300164
Автор: Ющенко Валентина Юрьевна
Цель профессиональной деятельности в межаттестационный период в соответствии с выбранной темой: формирование 4К компетенций обучающихся через проектную деятельность, позволяющей оценить наличие навыка по критериям каждой компетенции.
Задачи профессиональной деятельности, обеспечивающие достижение цели:
· сформировать критическое мышление обучающихся через способность задавать правильные вопросы, анализировать, аргументировать и оценивать идеи и решения в соответствии со стадиями работы над проектами: «Вызов – Осмысление новой информации – Рефлексия (Размышление)»;
· развивать навык креативного мышление обучающихся через способность находить, придумывать идеи и решения при работе над проектом, используя нестандартные приемы и задания;
· вырабатывать навык коммуникации у обучающихся через способность выражать и интерпретировать мысли, чувства и факты в устной̆ и письменной̆ форме проводя анализ и исследования по теме проекта за счёт обретения нужных деловых связей и контактов;
· формировать кооперацию или сотрудничество обучающихся через эффективное взаимодействие с другими людьми и работу в командах средствами проектной деятельности.
1.1 Обоснование актуальности темы (направления) профессиональной деятельности :
Основные ценности XXI в. — интеллект, креативность, социальные умения, развивающиеся на протяжении всей жизни человека. Знаний и умений, которые формировала школа в прошлом веке, недостаточно для того, чтобы стать успешным в наше время. Развитие технологий, глобализация, демографические проблемы активно меняют общество. Наиболее важными становятся социальные умения, критическое мышление, умение кооперироваться с другими людьми, решать проблемы. Система образования также переосмысливает свои цели и включает в образовательные программы все более широкий перечень навыков. Школа берет на себя ответственность и за когнитивное, и за социально-эмоциональное развитие детей, понимая, что они неотделимы друг от друга.
В процессе преподавания предмета информатика в школе, я отметила, что обучающиеся затрудняются самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, моделировать информационные процессы и применять полученные знания на практике. У них не получается должным образом анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовать ее и представлять перед аудиторией, то есть западают многие компетентности. Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит ученик на уроке, забывается в тот же день, если ученик самостоятельно над ней не поработал (повторил, проговорил, записал), 20% сохраняется в памяти несколько дольше, в зависимости от уровня ее актуальности для обучаемого. Поэтому применение проектной деятельности при формировании 4К компетенций позволяет учащимся полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, формирует самостоятельность и инициативность школьников. Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Цель профессиональной деятельности в межаттестационный период в соответствии с выбранной темой: формирование 4К компетенций обучающихся через проектную деятельность, позволяющей оценить наличие навыка по критериям каждой компетенции.
Задачи профессиональной деятельности, обеспечивающие достижение цели:
сформировать
критическое
мышление
обучающихся
через
способность
задавать правильные вопросы, анализировать, аргументировать и оценивать
идеи и решения в соответствии со стадиями работы над проектами: «Вызов –
Осмысление
новой
информации
–
Рефлексия
(Размышление)»;
развивать
навык
креативного
мышление
обучающихся
через
способность
находить, придумывать идеи и решения при работе над проектом, используя
нестандартные
приемы и
задания;
вырабатывать
навык
коммуникац
ии
у о
бучающихся
через
способность
выражать
и
интерпретировать
мысли,
чувства
и
факты
в
устной̆
и
письменной̆
форме проводя анализ и исследования по теме проекта за счёт обретения
нужных
деловых
связей
и контактов;
формировать
кооперацию
или
сотрудничество
обучающихся
через
эффективное
взаимодействие
с
другими
людьми
и
работу
в
командах
средствами
проектной
деятельности.
Обоснование актуальности темы (направления) профессиональной деятельности
:
Основные ценности XXI в. — интеллект, креативность, социальные умения, развивающиеся на протяжении всей жизни человека. Знаний и умений, которые формировала школа в прошлом веке, недостаточно для того, чтобы стать успешным в наше время. Развитие технологий, глобализация, демографические проблемы активно меняют общество. Наиболее важными становятся социальные умения, критическое мышление, умение кооперироваться с другими людьми, решать проблемы. Система образования также переосмысливает свои цели и включает в образовательные программы все более широкий перечень навыков. Школа берет на себя ответственность и за когнитивное, и за социально-эмоциональное развитие детей, понимая, что они неотделимы друг от друга.
В процессе преподавания предмета информатика в школе, я отметила, что обучающиеся затрудняются самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, моделировать информационные процессы и применять полученные знания на практике. У них не получается должным образом анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовать ее и представлять перед аудиторией, то есть западают многие компетентности. Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит ученик на уроке, забывается в тот же день, если ученик самостоятельно над ней не поработал (повторил, проговорил, записал), 20% сохраняется в памяти несколько дольше, в зависимости от уровня ее актуальности для обучаемого. Поэтому применение проектной деятельности при формировании 4К компетенций позволяет учащимся полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, формирует самостоятельность и инициативность школьников. Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в соответствии с темой профессиональной деятельности в
межаттестационный
период
:
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики был выбран метод проектов как средство развития 4К компетенций обучающихся, потому, что в условиях еще существующей классно-урочной системы занятий этот метод наиболее легко вписывается в учебный процесс, может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня.
Под проектным методом будем понимать метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Одним из инновационных моментов данного опыта является система преемственности проектной деятельности при переходе из класса в класс. Переходя в следующий класс, обучающийся уже имеет определенный багаж знаний, умений и навыков работы с проектами, поэтому на каждой новой ступени обучения уровень проектной деятельности усложняется. Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря благотворительной программе Обучение для будущего.
Продуктивное использование современных образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в
межаттестационный
период:
При работе над темой: «Формирование 4К компетенций обучающихся средствами проектной деятельности при изучении информатики» для достижения поставленных мною задач я использую следующие технологии:
Учебные ситуации, которые подбираются для уроков опираться на современные технологии смешанного обучения, которые подразумевают задействование ИКТ в большом количестве. Различные компьютерные технологии могут быть использованы во время урока, при выполнении заданий дома, а также для коммуникации между учениками и учителем. В них хорошо вписывается применение цифровых устройств не только для ускоренного обмена информацией, но и для персонализации обучения, работы в группе. Так, мобильное обучение предлагает использовать любые цифровые носители (компьютер, электронную книгу и т. д.) для получения информации в удобном каждому варианте, а информационная поддержка совместного обучения предполагает наличие заданий на групповой поиск решения проблем с использованием Интернета. Также хорошо вписывается в креативные учебные ситуации стратегия перевернутого обучения, меняющая работу в классе и дома местами: учащиеся дома изучают материал и ищут нужную информацию, а в классе выполняют практическую работу в группе.
Метод проектов: работать над проектами мы начинаем с ранних ступеней обучения. Использование данного метода позволяет обучающимся работать над темами, которые вызывают у них наибольший интерес, а потому влечет за собой повышенную мотивированную активность. В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность ученикам использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний. Участие в проектной деятельности требует от детей владения достаточным объемом знаний по предмету, владения творческими, коммуникативными, интеллектуальными умениями, умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепляя ее аргументами, находить компромисс с собеседником, лаконично излагать свою мысль. Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося.