Формирование благоприятного психологического климата в классном коллективе | Мой кабинет. Работа №350606. Номер работы: №350606
Данная статья рассматривает проблемы формирования благоприятного психологического климата в классном коллективе. Особое внимание в статье уделено эмоциям, которые испытывает ребенок при благоприятном психологическом климате, эффективности влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе.
Статья может быть полезна педагогическим работникам, студентам педагогических специальностей, основной задачей которых является создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.
Формирование благоприятного психологического климата
в классном коллективе
ЕГЕРЕВА СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА,
учитель английского языка МБОУ «ВОШ г. Тулы»
Данная статья рассматривает проблемы формирования благоприятного психологического климата в классном коллективе. Особое внимание в статье уделено эмоциям, которые испытывает ребенок при благоприятном психологическом климате, эффективности влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе.
Статья может быть полезна педагогическим работникам, студентам педагогических специальностей, основной задачей которых является создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.
Развитие личности, формирование базисных качеств происходят в школьные годы и во многом зависят от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становление личности) представляет младший школьный возраст, т.е. формирования психологического климата в начальных классах.
Социально – психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Психологический климат в детском коллективе прежде всего проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях детей к происходящему; в активности обучающихся, их отношению к образовательному процессу, в доброжелательных отношениях со сверстниками и взрослыми.
Обучение в школе занимает определённую часть жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты и свидетельствует практика, эмоциональное благополучие в классе - одно из важнейших условий развития личности школьника.
Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов – предметников, школьного психолога и администрации. Оно требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
Создание благоприятного климата является делом ответственным, творческим, требующим умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива.
Для того, чтобы изучить социально – психологический климат в классе, педагоги должны знать:
Характеристики благоприятного социально – психологического климата:
В классе преобладает жизнерадостный тон взаимоотношений между реб
я
тами; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравиться участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время.
В классе существуют нормы справедливого и уважительно
го отношения ко всем его членам.
В классе высоко ценят такие черты личности, как ответс
т
венность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
Члены класса активны
,
добиваются высоких показателей в учебе и
досуг
о
вой
деятельности.
Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
В отношениях между группировками внутри класса существует понимание, сотрудничество.
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником, и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы.
Под благоприятным психологическим климатом принято понимать эмоционально- психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.
Характеристики неблагоприятного социально- психологического климата:
1.В классе преобладают конфликтность, агрессивность, соперничество.
2. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства, класс заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых».
3. Отсутствуют такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие.
4.Успехи или неудачи членов коллектива вызывают нездоровую зависть или злорадство.
5.В трудных ситуациях класс не способен объединиться, возникают ссоры.
Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нем, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций.
Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате: доброжелательность, защищенность, инициативность, работоспособность, свобода своего «я».
При неблагоприятном климате: незащищенность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.
Эффективное влияния оказывают педагоги на психологический климат в детском коллективе:
Личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, ини
циативность, коммуникабельность
.
Профессиональные качества педагогов
(теор
етическая и методическая по
д
готовле
нность).
Если психологический климат связан с моральным состоянием детей, задействованы важные понятия – добро, совесть, честь, справедливость, то говорят о морально- психологическом климате.
Воспитательная сила, огромные возможности, формирующие личность коллектива, зависит от его психологического климата. Успешное формирование моральной атмосферы в любом звене общественной жизни предполагает знание особенностей проявления коллектива
В совместных и взаимных действиях людей, в их общении возникает прямой обмен мыслями, взглядами, идеями, проявляются различные формы взаимных отношений людей друг к другу, так называемые межличностные отношения.
В процессе общения и взаимоотношений возникают и развиваются различные социально-психологические явления: сопереживание и сочувствие, психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение. Все они являются стимулами деятельности и поведения, механизмами саморазвития и формирования личности.
Стабильность в поведении человека играет большую роль в установлении его взаимоотношений с окружением. Если человек стабилен, ответственен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Если же он постоянно неуравновешен, имеет склонности делать непредсказуемые шаги, то коллектив негативно реагирует на такого человека.
Таким образом, социально-психологический климат - это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся в отношении друг к другу, к труду, к учёбе (в детском коллективе), к окружающим событиям и к организации в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей и ориентаций.
В зависимости от характера социально-психологического климата его воздействие на личность будет различной - стимулировать к труду, поднимать
настроение, вселять уверенность или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к потерям.
Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в коллективе (детском или взрослом) возникнут сами собой, их надо сознательно формировать.
Многие педагоги серьезно подходят к вопросу о создании благоприятного психологического климата, но не все владеют способами и методами его создания.
Знание способов формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.
Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально- психологического климата в классе, которые могут использовать педагоги:
так как социально
- психологический климат- это результат совместной де
я
тельности учащихся класса, создавать условия для организации совместной деятельности детей, поощрять активность, инициативу, творчество;
находить общие интересы, кот
орые объединили бы детей класса;
формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
создавать ситуацию успеха классного коллектива, стремиться
привлекать
в жизнь класса каждого ре
бенка
;
поощрять
доброжелательность
,
учитывать
интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
создавать условия для повышения и сохранения стабильно- положител
ь
ных отношений между учителями и учащимися;
развивать умение и потребность в познании других людей, толерантное о
т
ношение
к ним
.
Поэтому, для создания благоприятного психологического климата на своих уроках, педагогам необходимо руководствоваться памяткой:
1.Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив.
2.Помни: ты нуждаешься в учениках так же, как они нуждаются в тебе – каждый день, каждый урок!
3. Постарайтесь сделать свой урок незабываемым для учеников.
4.Когда в ученике гаснет искра успеха. Он перестает интересоваться предметом. Старайтесь поддерживать огонь в душе ученика!
5. Слово –это мощное оружие в руках учителя. Неосторожное слово может навсегда посеять в ребенке чувство неуверенности в себе. Избегай необдуманных слов!
6.Ученик – это «пришелец» из семьи. Постарайся расположить к себе родителей своих учеников, ведь у тебя с ними одна задача- учить и воспитывать. Пусть на смену выражению « ваш ребенок» придет выражение « наш ребенок». Родители это обязательно оценят.
7.Ничто так не сближает учителей и учеников, как совместное творчество. Пусть в школьной жизни будет больше праздников!
8. Улыбка открывает все двери! Улыбайся, открывая дверь в детские сердца! Улыбайся чаще.
Считаю, что становление личности ребенка (подростка) происходит, именно, в общении с окружающими людьми.
Школа – это место, где ребенок находит новых друзей, занимается интересным делом с учетом своих потребностей и возможностей, учится общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Именно в детских коллективах приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к жизни и людям.
В заключении хочется сказать, что создание благоприятного психологического климата в коллективе помогает ребенку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно на занятиях; помогает раскрыть свои личностные качества; адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.
Литература.
1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М: Просвещение, 2001
2. Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. – Москва, 2005 г.
3.Трушина. И.П. «Трудный» ребенок в семье и школе. – Калуга, 1998г.
4. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М: Мысль, 2008.