Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста | Кулишова Инна Владимировна. Работа №349257

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста. Описаны основные подходы, которые могут использовать воспитатели для знакомства детей с окружающим миром, расширения их кругозора и развития интереса к окружающему миру. Автор подчеркивает значимость различных методов и приемов, таких как наблюдение, экспериментирование и игра, для формирования связного представления об окружающей действительности у дошкольников.

         Ключевые слова: целостная картина мира, дошкольное образование, познавательное развитие, интеграция знаний, наблюдение.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Кулишова Инна Владимировна, воспитатель

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

"Мусиевский учебно-воспитательный комплекс"

 

Аннотация: Статья посвящена формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста. Описаны основные подходы, которые могут использовать воспитатели для знакомства детей с окружающим миром, расширения их кругозора и развития интереса к окружающему миру. Автор подчеркивает значимость различных методов и приемов, таких как наблюдение, экспериментирование и игра, для формирования связного представления об окружающей действительности у дошкольников.

Ключевые слова: целостная картина мира, дошкольное образование, познавательное развитие, интеграция знаний, наблюдение.

 

Формирование целостной картины мира у дошкольников — одна из важнейших задач педагогов дошкольного образования, поскольку восприятие мира у детей в этом возрасте находится на начальной стадии. Создание у ребенка представления о связях и отношениях между объектами и явлениями окружающего мира помогает ему понимать и осознавать реальность, находить свое место в ней. В процессе формирования у ребенка целостной картины мира важную роль играет воспитатель, направляющий познавательную активность и создающий условия для развития у ребенка интереса к окружающему миру.

Одним из главных методов, способствующих формированию целостного представления о мире, является метод наблюдения. Наблюдение позволяет детям самостоятельно изучать окружающие объекты и явления, задавать вопросы и строить выводы. Например, в процессе наблюдения за погодными изменениями дети не только знакомятся с природными явлениями, но и учатся видеть их взаимосвязи и понимать закономерности. Постепенно у них формируется представление о том, что природа подчиняется определенным законам, и это позволяет детям понять ее как единую систему.

Не менее значимым методом является экспериментирование. Проведение простых опытов помогает детям лучше понимать физические и природные явления, учит их на практике исследовать окружающий мир и анализировать результаты. Например, опыт с водой — ее испарением и конденсацией — позволяет ребенку понять такие сложные процессы, как круговорот воды в природе. Экспериментирование дает детям не только знания, но и опыт самостоятельного исследования, помогает в будущем более осознанно воспринимать научные и природные процессы.

Игровая деятельность также играет большую роль в процессе познания и создания целостной картины мира. Игры дают возможность детям моделировать ситуации из реальной жизни, формировать представления о правилах и законах взаимодействия в обществе. В процессе сюжетно-ролевой игры дети учатся понимать действия и поступки других людей, представляют себя в роли различных профессий, что развивает их социальные навыки. Например, игра «магазин» позволяет ребенку изучать основы экономики и взаимоотношений между людьми, а также формирует представления о деньгах, обмене и работе.

Для формирования у ребенка целостного восприятия мира важно интегрировать знания из разных областей. Такой подход позволяет ребенку увидеть мир как единое целое, где все элементы связаны между собой. Например, занятие, в рамках которого рассматриваются растения, может включать в себя элементы природоведения, рисования, музыки и математики: дети могут изучать строение растения, рисовать цветы, слушать звуки природы и считать листья. Это позволяет сформировать у ребенка не только знания в разных областях, но и умение видеть межпредметные связи, что очень важно для восприятия мира в целом.

Важной задачей воспитателя также является развитие у детей способности задавать вопросы и искать на них ответы. Познавательная активность ребенка напрямую связана с его любознательностью, и важно поддерживать ее на высоком уровне. Для этого можно организовать обсуждение различных тем, где дети будут свободно делиться своими мыслями и задавать вопросы. Ответы на такие вопросы могут стимулировать интерес ребенка к новым знаниям, создавать у него представление о том, что мир разнообразен и в нем еще много неизведанного.

Кроме того, педагог должен создавать условия для развития у детей сенсорного восприятия, так как именно через органы чувств дети получают первичные представления о мире. Разнообразные материалы и предметы, с которыми работают дети, позволяют им различать фактуры, формы, цвета, запахи, звуки. Это могут быть природные материалы, игрушки, специально подготовленные наглядные пособия. Сенсорное восприятие дает возможность дошкольникам изучать свойства объектов, что помогает в дальнейшем лучше их понимать и осознавать их место в окружающем мире.

Эмоционально-ценностное отношение к природе и окружающему миру также важно для формирования целостного восприятия. Чувства, испытываемые ребенком в процессе общения с природой, способствуют развитию у него бережного отношения к окружающей среде и всему живому. Воспитатель может организовать экскурсии на природу, занятия по экологическому воспитанию, где дети смогут соприкоснуться с миром животных и растений, наблюдать за ними и осознавать их важность. Такие занятия помогают ребенку понять, что человек — часть природы, и учат заботиться о ней.

Нельзя забывать и о развитии у детей представлений о времени и пространстве. Педагог может включать в занятия рассказы о прошлом, иллюстрировать развитие событий, таким образом помогая ребенку осознать преемственность времени. Например, наблюдение за ростом растений позволяет увидеть процесс развития и изменения в природе. Использование календарей, иллюстрированных книг о временах года, истории помогает детям понять, что время непрерывно движется, и они являются частью этой цепочки событий.

Важной частью формирования целостного восприятия мира у детей является воспитание социальной ответственности и готовности взаимодействовать с другими людьми. Воспитатель должен способствовать созданию атмосферы доброжелательности и сотрудничества среди детей. Обсуждение поступков персонажей сказок и историй, примеров из реальной жизни позволяет ребенку понять, что такое добро, взаимопомощь и забота о других. На занятиях можно обсуждать примеры из жизни, которые помогут детям понять, как их поступки могут повлиять на других людей.

В процессе формирования у детей целостной картины мира большое значение имеет личный пример педагога. Дошкольники склонны копировать поведение взрослых, поэтому важно, чтобы воспитатель демонстрировал любознательность, бережное отношение к природе, уважение к окружающим людям. Воспитатель, проявляющий искренний интерес к познанию мира и готовый делиться своими знаниями с детьми, способен заразить их своим энтузиазмом и создать условия для формирования у них полноценного и всестороннего восприятия действительности.

Таким образом, формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста требует использования разнообразных методов и приемов, направленных на всестороннее развитие личности. Интеграция знаний, развитие наблюдательности, активного восприятия мира через сенсорный опыт, а также создание эмоционально-ценностного отношения к окружающему — все это помогает детям создать представление о мире как об единой системе.

 

Список литературы

 

Гюльмамедова

Т

.

Г

.

Целостная картина мира в дошкольном образовании

// Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: ttps://scienceforum.ru/2014/article/2014003521 (дата обращения: 29.10.2024).

Максимова С. М. К. Психолого-педагогические условия формирования целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста // Дискуссия. 2016. №7 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-tselostnoy-kartiny-mira-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 29.10.2024).

Максимова С. М. К. Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста: теоретико-методологический анализ // Дискуссия. 2016. №4 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tselostnoy-kartiny-mira-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-teoretiko-metodologicheskiy-analiz (дата обращения: 29.10.2024).

Пономарева Л. И.,

Ган

Н. Ю., Обухова К. А.

Формирование основ понимания детьми дошкольного возраста целостной картины мира

// Евразийский Союз Ученых. 2020. №10-1 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osnov-ponimaniya-detmi-doshkolnogo-vozrasta-tselostnoy-kartiny-mira (дата обращения: 29.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×