Формирование ценностей студента | Бобкова Ольга Петровна. Работа №320940
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, ответственности, патриотизма, гражданственности), нравственного облика (терпения, милосердия, кроткости, добродушия), нравственной позиции (проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служить людям и Родине, проявлению доброй воли и т.п.).
МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Методический доклад
на тему
«Формирование духовно – нравственных ценностей студентов через урочную и внеурочную деятельность»
Разработчик: преподаватель
О.П. Бобкова
МОСКВА
2023
Тема: «Формирование духовно – нравственных ценностей студентов через урочную и внеурочную деятельность»
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, ответственности, патриотизма, гражданственности), нравственного облика (терпения, милосердия, кроткости, добродушия), нравственной позиции (проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служить людям и Родине, проявлению доброй воли и т.п.).
Духовно – нравственное воспитание имеет целый ряд направлений:
гражданско
–
патриотическое,
художественно
– эстетическое,
спортивно –
оздоровительное,
туристско
– краеведческое.
Все направления духовно – нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе традиций.
В требованиях ФГОС обозначено, программа духовно – нравственного развития обучающегося должна объединять урочную, внеурочную и вне техникумовскую деятельность, в совместной педагогической работе техникума, семьи и других институтов общества. Выше указанные направления определила и я в своей работе:
урочная
деятельность,
внеурочная деятельность,
сотрудничество с родителями.
Для формирования духовно-нравственных ценностей на уроках я использую следующие приемы:
воспитание моральных качеств обучающихся на основе личностных отношений,
введение в конспект уроков исторических фактов из жизни ученых - экономистов, их деятельности,
использование высказываний известных ученых,
использование интересных фактов, статистических данных,
решение задач с практическим содержанием.
Наиболее продуктивным считаю решение ситуационных задач с практическим содержанием, например, составление семейного бюджета, расчет заработной платы, написание резюме, разрешения конфликта и т.д. В период с 2019 по 2020 годы я провела открытые уроки по учебным дисциплинам: «И был глубокий эконом», «Расчет заработной платы различных форм», «Решение проблем собственного трудоустройства» и т.д.
Организация внеклассных мероприятий (экономические игры, конкурсы, конференции и другое) воспитывает у обучающихся трудолюбие, ответственность, интерес с изучаемым дисциплинам и выбранной профессии, стремление к повышению правовой и экономической грамотности, умение работать в команде, доброжелательность к друг другу и т.д. В период с 2020 по 2021 годы я провела открытые внеклассные мероприятия по учебным дисциплинам: «Знатоки экономики», «Трудоустройство», «Защита прав потребителей» (рассмотрение конкретных ситуаций олимпиады), олимпиады.
На формирование духовно – нравственных ценностей студентов оказывают влияние и тематические классные часы: «Воспитание гражданского долга у подростков», «Урок мира», «Истоки и последствия терроризма», «История развития государственных символов России», «Честь и достоинство», «Культура личности», «День против курения», «Семья в жизни человека», «Никто - не забыт, ничто - не забыто», «Здоровье – это жизнь» «Что значит уважать другого человека», «Финансовая грамотность» и др.
Важным направлением в формировании нравственных ценностей обучающихся в группе является работа с родителями. Нравственные ценности закладываются в семье, об этом идет речь на родительских собраниях по темам: «Трудный ребенок», «Конфликт в нашей жизни», «Как себя вести в обществе».
В техникуме также стали традиционными встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, живыми свидетелями военных событий. Уроки мужества, памяти и другие мероприятия предусматривают живое общение людей разных поколений и позволяют сформировать представление у студентов о тех далеких военных событиях. Целью этих мероприятий является формирование у студентов любви к близким, уважение к старшему поколению, развитие всесторонней личности, патриотического воспитания, собственного достоинства.
Большое внимание в ГПОУ ТО «АХТТ» уделяется развитию волонтерского движения. Для молодых людей очень важно проявление инициативы, повышение собственной самооценки, значимости, понимание того, что от них что-то зависит в этом мире. Волонтеры проводят активную работу по вопросам пропаганды здорового образа жизни, благотворительные акции для пожилых людей.
В техникуме ежегодно проводятся конкурсы плакатов и стенгазет о вреде алкоголя и курения, абортах и СПИДе, конкурсы тематических презентаций и открыток, мероприятия, посвященные Дню победы, 23 февраля,
Одним из средств, которым располагает педагог для воспитания своих студентов в нравственном духе, является его личный пример поведения и отношения к студентам. Преподаватель является для студентов той личностью, с мнением которой все они, как правило, считаются и дорожат им. Если педагог в своем поведении в техникуме на учебных занятиях, вне занятий, в своих отношениях со студентами и другими людьми создает для них нравственный образец, то он тем самым осуществляет нравственное воспитание своих студентов.
Все перечисленные мероприятия не только помогают в формировании сплоченного коллектива, но и способствуют воспитанию коллектива, формированию нравственных ценностей нашей молодежи.
С целью изучения ценностных ориентации студентов в рамках техникума проведен социологический опрос по определению приоритетов ценностей у педагогов и студентов.
Как я уже выше называла, к основным духовно-нравственным ценностям относятся:
патриотизм,
социальная солидарность,
гражданственность,
семья,
личность,
труд и творчество,
наука,
искусство и традиции,
природа, человечество,
традиционная религия и т.д.
Ценности, имеющие наименьший приоритет у студентов: поклонение Богу, готовность уповать на него, смирение, гражданская ответственность и патриотизм.
Ценности, имеющие наибольший приоритет у студентов. Студенты отдают предпочтение свободе, любви, прагматическим ценностям, карьере, собственности, возможности развития и способности к самосовершенствованию.
Общими ценностями у студентов и преподавателей выступают: здоровье, семья, преданность в дружбе, надежность, образование.
Для преподавателей более значимы ценности гуманистической направленности: способность к состраданию, доброта, уважительное отношение к окружающим, вежливость.
Полученные результаты помогут классным руководителям, заместителю директора по ВР, преподавателям построить траекторию дальнейшей работы со студентами через использование различных форм открытых занятий, внеурочных мероприятий, тематических классных часов, встречи с интересными людьми, разнообразной тематики классных часов по нравственному воспитанию.
Список ценностей
1 Патриотизм 2. Гражданская ответственность 3 Любовь 4 Способность к раскаянию 5 Великодушие 6 Готовность уповать на Бога 7 Возможность развития и стремление к самосовершенствованию 8 Послушание и смирение 9 Политика 10 Справедливость 11Собственность 12 Здоровье 13 Свобода 14 Надежность 15 Семья 16 Порядочность 17 Преданность в дружбе