Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование ценностного отношения к русскому языку в процессе изучения словообразования | Долбенчук Светлана Ивановна. Работа №344343

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена вопросу формирования ценностного отношения к русскому языку у учащихся через изучение словообразования. Рассматриваются методы и подходы, которые способствуют развитию у школьников понимания важности и красоты родного языка, а также его логики и структуры. Особое внимание уделяется интеграции словообразовательных процессов в учебный материал для создания у детей устойчивого интереса к русскому языку. Приводятся примеры конкретных упражнений и заданий.

Ключевые слова: русский язык, словообразование, ценностное отношение, изучение языка, школьное обучение, методика преподавания.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Долбенчук Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы
МБОУ "СОШ № 19 с. Луганское Красноармейского района Саратовской области"
Аннотация: Статья посвящена вопросу формирования ценностного отношения к русскому языку у учащихся через изучение словообразования. Рассматриваются методы и подходы, которые способствуют развитию у школьников понимания важности и красоты родного языка, а также его логики и структуры. Особое внимание уделяется интеграции словообразовательных процессов в учебный материал для создания у детей устойчивого интереса к русскому языку. Приводятся примеры конкретных упражнений и заданий.
Ключевые слова: русский язык, словообразование, ценностное отношение, изучение языка, школьное обучение, методика преподавания.
Формирование ценностного отношения к русскому языку является важной задачей учителя в образовательном процессе. В условиях глобализации, когда учащиеся ежедневно сталкиваются с влиянием иностранных языков и массовой культуры, необходимо подчеркнуть уникальность, богатство и системность родного языка. Одним из эффективных инструментов для этого является изучение словообразования — раздела русского языка, который позволяет не только глубже понять строение слов, но и осознать их внутреннюю логику, историю и взаимосвязь.
Изучение словообразования даёт возможность ученикам осознать, что язык — это не просто набор правил и слов, а живой и развивающийся организм, отражающий культуру и мировоззрение народа. Знакомство с процессами образования слов помогает увидеть, как на протяжении веков язык изменялся, адаптируясь к потребностям общества, сохраняя при этом внутреннюю гармонию и системность. Например, в процессе изучения различных префиксов и суффиксов школьники могут заметить, что слова могут менять своё значение в зависимости от сочетания морфем, что открывает для них новые горизонты в понимании языка как средства выражения мыслей и чувств.
Примером может служить разбор слова красота. Учитель может предложить детям разобрать его с точки зрения словообразования: корень крас, суффикс от, окончание а. Затем объяснить историческое происхождение этого слова, связанное с понятием красный — красивый, яркий, привлекательный. Это помогает учащимся понять, что многие привычные слова несут в себе скрытые смыслы, которые можно раскрыть, если обратиться к их происхождению.
Словообразование как часть программы по русскому языку не только помогает ученикам развивать навыки грамотного письма и речи, но и способствует формированию уважительного отношения к языку. Когда дети понимают, как образуются новые слова, как разные части речи связаны между собой через общие корни или суффиксы, они начинают воспринимать язык как сложную, но гармоничную систему. Это осознание является важным шагом к тому, чтобы школьники начали ценить русский язык не только как средство коммуникации, но и как культурное наследие, которое они несут.
Одним из подходов к формированию ценностного отношения к языку является активное вовлечение учащихся в процесс анализа слов. Например, учитель может предложить задачу на поиск корней однокоренных слов и их словообразовательных цепочек. Рассматривая такие слова, как говорить, разговор, переговоры, разговорчивый, дети учатся видеть единство этих слов через общий корень. Это позволяет осознать, что каждое новое слово, которое они употребляют, связано с уже существующими, и что язык — это не статичное, а развивающееся явление.
Кроме того, учителю следует уделять внимание играм и творческим заданиям, которые вовлекают детей в процесс активного словообразования. Например, можно предложить учащимся придумывать новые слова с использованием заданных корней и суффиксов. Это не только развивает фантазию и креативность, но и помогает лучше усвоить принципы словообразования. Таким образом, учащиеся учатся не просто заучивать правила, но и творчески применять их, что способствует более глубокому пониманию языка.
Важно, чтобы учитель объяснял учащимся, что каждый элемент языка, будь то корень, префикс или суффикс, играет свою роль в создании смыслов. Когда дети начинают понимать, что за каждым словом стоит определённая структура и логика, их отношение к языку становится более осознанным и уважительным. Например, изучая словообразование прилагательных (например, слова сладкий, сладковатый, сладенький), учащиеся видят, как с помощью суффиксов можно передать разные оттенки значений, что делает язык более гибким и выразительным.
Другой важный аспект заключается в том, что изучение словообразования позволяет детям осознать взаимосвязь русского языка с другими языками, как славянскими, так и неславянскими. Многие слова в русском языке имеют заимствованные корни, и, разбирая их словообразование, учащиеся могут увидеть, как язык адаптирует иностранные слова, делая их своими. Например, слова компьютер, информация или телефон стали привычными, но, разобрав их с точки зрения словообразования, можно проследить их историю и связь с другими языками. Это не только расширяет кругозор учащихся, но и помогает им осознать богатство и многослойность русского языка.
Примером такого подхода может быть изучение словообразования в заимствованных словах на примере слова телевизор. Учитель может рассказать, что оно состоит из двух частей: греческого теле (далеко) и латинского видео (вижу), а затем предложить найти другие слова с таким же корнем (телефон, телекоммуникация). Это помогает детям увидеть, как иностранные корни становятся частью русского языка, и как словообразование отражает общие процессы культурного и научного развития.
Для закрепления знаний и формирования более глубокого интереса к теме, можно использовать творческие задания. Например, предложить учащимся составить короткий рассказ, используя как можно больше слов с определённым суффиксом или префиксом, либо создать словесное дерево, где от одного корня будут расти разные слова. Это не только развивает навыки словообразования, но и способствует формированию личного отношения к языку как к средству самовыражения.
Таким образом, изучение словообразования — это не просто технический раздел программы по русскому языку, но и важный инструмент для формирования у учащихся уважительного и ценностного отношения к родному языку. Оно помогает ученикам глубже понять логику и структуру языка, его взаимосвязи и историю, что в свою очередь стимулирует их интерес и уважение к русской культуре и языковому наследию. Важно, чтобы учитель использовал различные методы — от анализа до творчества — для того, чтобы помочь детям осознать красоту и мощь языка, на котором они говорят.
Список литературы
Гунтарева Е.Е. Изучение словообразовательных понятий в школе // Наука и современность. 2014. №34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-slovoobrazovatelnyh-ponyatiy-v-shkole
Ленчик А.В., Подосинникова Р.В., Формирование ценностного отношения к языковой культуре у обучающихся средней школы на уроках русского языка // Научный вестник Крыма. 2022. №4 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsennostnogo-otnosheniya-k-yazykovoy-kulture-u-obuchayuschihsya-sredney-shkoly-na-urokah-russkogo-yazyka
Чудинова А.Р. Формирование ценностного отношения к русскому языку в старших классах в процессе дискуссии // Филологический класс. 2016. №3 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsennostnogo-otnosheniya-k-russkomu-yazyku-v-starshih-klassah-v-protsesse-diskussii
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×