Формирование читательских умений | Чуйкова Екатерина Анатольевна. Работа №321332. Номер работы: №321332
В статье представлен анализ читательских умений учащихся 3 класса и способы развития читательских умений младших школьников на уроках литаретурного чтения.
Объектом данного исследования является работа с художественным произведением – виды, приемы анализа текста, виды работ с текстом, упражнения, направленные на совершенствование навыка чтения.
Предметом исследования является уровень сформированности читательских умений у младших школьников посредством разнообразных упражнений, методов, приемов, а также уровень восприятия художественного произведения и уровень литературного развития младших школьников.
«Формирование читательских умений младших школьников»
Чуйкова Е. А.
учитель начальных классов
Актуальность данной темы заключается в следующем.
Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.
Объектом данного исследования является работа с художественным произведением – виды, приемы анализа текста, виды работ с текстом, упражнения, направленные на совершенствование навыка чтения.
Предметом исследования является уровень сформированности читательских умений у младших школьников посредством разнообразных упражнений, методов, приемов, а также уровень восприятия художественного произведения и уровень литературного развития младших школьников.
Гипотеза исследования: Если учитель будет систематически использовать на уроках чтения различные упражнения, методы и приемы, направленные на формирование системы читательских умений, то тем самым будет способствовать:
• развитию мышления в целом и читательских умений в частности;
• полноценному восприятию и осмыслению художественного произведения;
• целостному анализу художественного произведения;
• художественному, эстетическому развитию младших школьников;
• литературному развитию детей и формированию литературного мышления.
Отсюда целью своей работы считаю:
Создать педагогические условия формирования системы читательских умений у младших школьников.
Практическая значимость данной работы видится в том, что она может быть использована учителями, заинтересованными литературным развитием учащихся. Материалы работы могут пополнить виды и приемы анализа текста, виды работ с текстом в соответствии с целесообразностью их использования в каждом конкретном случае.
Экспериментальное исследование проходило в ГБОУ школа № 902 «Диалог» в 3 «Б» классе, состоящем из 26 учеников.
Цель исследования - выявить у учащихся третьего класса уровень сформированности читательских умений.
Экспериментальное исследование проходило в три этапа:
. Констатирующий - целью, которого является определение уровня сформированности читательских умений у учеников исследуемого класса.
. Формирующий - целью, которого является подобрать приемы формирования читательских умений у исследуемого класса при работе над языком художественных произведений.
. Контрольный - цель его, определение эффективности влияния приемов формирования читательских умений при работе над языком устно-поэтических произведений у учеников исследуемого класса.
Для определения уровня развития читательских умений младших школьников в качестве параметров оценивания были выбраны шесть аналитических умений:
• умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;
• умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• умение воспринимать и оценивать образ-персонаж;
• умение видеть авторскую позицию;
• умение осознавать идею произведения.
На первом этапе эксперимента каждому испытуемому индивидуально давался текст Б. В. Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Задание: прочитай текст рассказа вслух, а затем еще раз про себя.
На втором этапе эксперимента была применена специально разработанная методика тестовых заданий. Ее суть состоит в том, что каждый ребенок должен был проанализировать данный текст, ответив, как можно полно на шесть вопросов (по одному вопросу на проверку одного читательского умения).
Вопросы для анализа текста:
1)Найди в тексте образные слова и выражения, объясни их значение - проверка умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
2)Опиши героев рассказа; место и время, где происходит действие рассказа - проверка умения воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.
3)Кратко перескажи последовательность событий рассказа - проверка умения устанавливать причинно-следственные связи.
4)Объясни поступки Мити и опиши свое отношение к ним - проверка умения воспринимать и оценивать образ-персонаж.
5)Определи авторское отношение к главному герою рассказа - проверка умения видеть авторскую позицию.
6) Сформулируй идею (основную мысль) рассказа - проверка умения осознавать идею произведения.
Ответы на эти вопросы каждого испытуемого заносились в протокол исследования. Ответы на каждый вопрос тестового задания в зависимости от правильности и полноты оценивались по трехбалльной шкале, и в зависимости от набранных баллов определялся уровень сформированности каждого читательского (аналитического) умения:
Результаты:
Высокий уровень
Уровень выше среднего
Средний уровень
Низкий уровень
Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%
9
35
5
19
8
31
4
15
Анализ таблицы показал, что в 3 «Б» классе высокий уровень читательских умений сформирован у 9 учеников, что составило - 35%. Выше среднего уровня читательскими умениями обаладют 5 учеников - 19%. Средний уровень читательских умений сформирован у 8 учеников – 31%. На низком уровне сформированности читательских умений находятся 4 ученика, что составляет 15%.
Задача следующего этапа экспериментального исследования заключается в повышении уровня читательских умений третьеклассников при работе над произведениями эпического / художественного характера.
Прежде всего немалую роль на повышение уровня читательских умений влияет
мотивация школьника, его эмоциональный отклик. Поэтому ПЕРЕД непосредственным чтением (на этапе постановки темы, цели и задач урока) необходимо включить механизм антиципации
( предугадывания
, предвосхищения). Цель: развитие умения предполагать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям.
Развитие Умения воссоздавать в воображе
нии художественные картины.
Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются следующие методические приемы и формы работы с текстом:
постановка уточняющих вопросов после первичного восприятия текста;
словесное и графическое рисование;
составление диафильмов, сценариев мультфильмов;
конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера;
инсценирование и драматизация.
Эффективными будут также словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это относится к произведениям, насыщенными сложным психологическим анализом либо с обилием пейзажных зарисовок. Кроме этого, составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет также способствовать «пробуждению» воображения.
Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование или драматизация отдельных эпизодов и всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на те детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев, которые могли быть упущены, «не увидены» при первом чтении.
Умение целостно воспринимать
образ-персонаж.
Важнейшим читательским умением, вытекающим из предыдущего, является умение целостно воспринимать образ-персонаж, т.е. эмоционально относиться к нему, сопереживать, сорадоваться вымышленной жизни придуманного героя.
Дети часто относятся к героям как к живым людям, и поэтому сочувствуют им, как если бы это происходило в реальной жизни. Поэтому для развития этого умения нужно научить читателя видеть, как, с помощью каких художественных средств автор создает образ-характер в произведении. Это будет способствовать эстетическому развитию ребенка, становлению его как «эстетически развитого читателя». Формирование данного умения опирается на ряд методических приемов, обусловленных спецификой художественных средств создания образа-персонажа.
ТАБЛИЦЫ «ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖА ОМОРОКОВОЙ»
Другая трудность при формировании этого читательского умения связана с ограниченностью лексического запаса учащихся, определяющего человеческие эмоции и настроения. Поэтому при анализе лирических произведений учащиеся могут прибегнуть к помощи «Словаря настроений». Это методическое открытие Г.Н. Кудиной и 3. Н. Новлянской («давыдовская» система) можно использовать при работе в любой образовательной системе, поскольку оно помогает маленькому читателю, как осознать, так и вербализовать те эмоционально-эстетические переживания, которые возникают при чтении лирики, но которые не всегда находят у ребенка адекватное воплощение в слове.
Уме
ние видеть логику развития действия
(сюжета) в эпичес
ком тексте
Наиболее эффективными приемами для формирования этого умения являются следующие: составление плана эпического произведения и озаглавливание его основных смысловых частей, создание диафильма, сценария для инсценирования текста.
В своей педагогической практике при работе над сюжетом произведения пользуюсь составленным вместе с детьми «сюжетно-композиционным треугольником» и предлагаю пользоваться такой схемой:
Схема 1
Кульминация
Линия времени Экспозиция Заключение
Завязка Развязка
Умение воспринимать изобра
зительно-выразительные средства художественного языка
Одним из трудно формируемых, но очень важных читательских умений является умение воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка (особая ритмичность, звукопись, виды тропов, повторы, инверсии и т.д.). Необходимо раскрывать учащимся содержательность этих поэтических средств, используя следующие типовые вопросы:
• Какие слова кажутся вам наиболее красивыми, необычными, звучными?
• Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?
• Какую картину они позволяют нарисовать?
• Какие чувства, мысли хотел передать с их помощью поэт?
Укажем важнейшие методические приемы, помогающие сформировать это читательское умение. Во-первых, это выделение поэтических средств языка с целью воссоздания картин природы, характеристики героя, его переживаний. Очень эффективным средством являются подбор синонимов с целью осмысления оттенков значения авторского слова. Также оправдано сопоставление авторского текста с намеренно искаженным с целью оправдания и понимания авторского выбора.
При работе над изобразительно-выразительными средствами языка составляем с учащимися словари: словарь терминов и понятий, словарь синонимов, антонимов, памятки. (См. Приложение)
Умение осваивать идею произве
дения.
Умение понимать авторскую позицию, его замысел способствует восприятию целостности произведения, что тем самым формирует мировоззрение учащихся.
Вопросами сознательного чтения также занимались М.П. Воюшина, М. И. Оморокова, Т.А. Ладыженская и многие другие.
В трудах М.А. Рыбниковой ученик предстал как активное действующее лицо, как «фактор методики». Разработанная ею методическая система основана на закономерностях усвоения детьми литературы и организации их деятельности. Путь к воспитанию квалифицированного читателя, по мнению Рыбниковой, проходит через анализ произведения, оттачивающий остроту познающей мысли, и через собственное творчество учащихся.
Методика чтения и анализа художественных произведений встала на путь экспериментальных исследований, опирается на современные данные психологии, литературоведения и широкий массовый педагогический опыт. Разработка теории деятельности сделала возможным постановку проблемы формирования читательских умений.
Заключение
На основании анализа литературы по данной проблеме и результатов проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определенной начитанностью, нравственно – эстетическим, художественным, эмоциональным развитием.
2. Работа по формированию системы читательских умений продолжается.