Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование читательской грамотности через продуктивное чтение ФГОС НОО | Коваленко Елена Юрьевна. Работа №304455

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье показаны способы и методы работы из личного опыта по формированию читательской  самостоятельности у младших школьников через умения и навыки работы с кникой на уроках по ФГОС.В  статье показала систему специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность. Также поделилась практическими приемами, развивающими мотивацию, общеучебные и коммуникативные умения на уроках литературного чтения с использованием элементов стратегий чтения.

 

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС
Коваленко Елена Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ ЗАТО г. Североморск
Лицей №1
2022 год
Человека нельзя “сделать”, “ произвести”,
“вылепить” как вещь, как продукт,
как пассивный результат воздействия извне,
но можно только обусловить
его включение в деятельность,
вызвать его собственную активность
и исключительно
через механизм этой его собственной
(совместно с другими людьми)
деятельности он формируется в то,
кем делает его эта деятельность.
Г.С.Батищев
Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Стандарт ориентирует нас на подготовку квалифицированного читателя, формирование духовно полноценной личности и развитие способностей к творческой деятельности.
Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как знание в действии, способность использовать на практике полученные знания и навыки. Таким образом, предлагаемое понятие универсальных учебных действий относится к общему содержанию образования.
Каким же образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению? Только с помощью действия.
Разрабатывая рабочую программу по литературному чтению, очень хорошо изучила универсальные учебные действия по литературному чтению, которые должны быть сформированы в начальной школе.
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров (в исполнении учителя, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать алгоритм выполнения учебного задания (отбирать необходимые средства для получения результата, выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания
Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения.
Сравнивать тексты (учебный, художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. Сравнивать произведения разных жанров.
Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса.
Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения ( сначала с помощью учителя, затем самостоятельно)
Пересказывать текст художественного произведения: подробно с учетом сюжетных линий, кратко с выделением основных сюжетных линий; выборочно.
Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.
Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? по чему? зачем?).
Конструировать монологическое высказывание на заданную тему: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка.
Создавать текст рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей
Определять тему своего будущего письменного высказывания (о чем бы я хотел сказать)
Определять тип высказывания ): текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание). Отбирать целесообразные языковые средства в соответствии с типом текста.
Далее просмотрела все виды и формы работы, применяемые на данных уроках и определила систему работы с текстами на уроках. При построении урока литературного чтения стараюсь использовать технологию деятельностного подхода, в основе которой лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями. При такой организации обучения ученик является субъектом учебной деятельности.
В процессе работы совершенствую у детей навык чтения с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.
Урок лучше начинать с игровой артикуляционной разминки (работаем над постановкой дыхания и развиваем чёткость произношения; работаем со скороговорками, чистоговорками, чёткое чтение абзацев, строф, пословиц, сочетания и предложения из текста, предложенного для работы в классе и дома.)
Начиная, уже с уроков обучения грамоте наблюдаем и сравниваем предметы, картинки, слова в различных значениях.
Использую такие задания, которые возбуждают умственный аппетит, формируют положительное отношение к учебной деятельности первоклассников.
В процессе такой деятельности у детей формируются свойства речевого контроля и самоконтроля, очень важного для развития связного высказывания.
- нахождение сходств и отличий;
- придумывание рассказа по картинке;
- придумывание продолжения;
- иллюстрирование текстов;
- игра “Театр”, где по очереди каждый ребенок говорит слова героя его голоском;
- разыгрывание сценок
- рифма слов
Даю задание - закончить строку рифмой.
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения:
- К окончанию слова: вода – водный; белый – беленький, у чистого берега – у дальнего леса;
- К корню слова: чистота – частота; девушка – дедушка.
- Деление трудного слова на более лёгкие: приободрился- ободрился - бодрый; сельскохозяйственный - сельское хозяйство; обрадовался –радуется-рад.
- приём взаимопроверки (работают в парах: один читает – сосед слушает и следит за правильностью, отмечая ошибки, затем меняются);
- чтение Кто играет в прятки? Среди случайного набора букв надо найти и прочитать слова, узнать, кто играет в прятки: (ключевые слова берутся из нового текста, который будем изучать или при проверке домашнего задания). Эта игра помогает пополнять словарный запас, развивает внимание, зоркость при чтении.
Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.
- Игра Слова: назвать как можно больше слов, относящихся к определённой теме.
- Игра Кто больше запомнит: один назвал любое слово, другой его повторил и сказал своё слово и т.д.;
- Чтение “Фотоглаз”.
За отведённое время ученик должен “сфотографировать” столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово. Цель этого вида работы – развитие поля чтения, зрительного восприятия слов. Дети любят этот вид работы, а результаты интересные. Учащиеся, медленно читающие слова в тексте, очень быстро их “фотографируют” и произносят. Влияет приём и на совершенствование устойчивости внимания оперативной памяти.
Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.
- Губы: используется детьми для разграничения чтения про себя и чтения вслух. По команде читать про себя, прикладывают к губам указательный палец.
- Угадай. (Развитие смысловой догадки слов, предложений.) Тексты выбираются из известных детям произведений, н-р, стихотворение Берестова Хитрые грибы, которое заучивали наизусть:
- У……(вела) ме…..(ня) до...(рожка)
От кры…(леечка) в лес гу…(стой).
Я не ма…(лое) лу…(кошко),
А кор…(зинку) взял с со…(бой) и т.д.
- Финиш. Называется незнакомый текст по учебнику, указывается слово, до которого дети должны как можно быстрее дочитать. Дочитав, поднимают руку. Учитель выборочно проверяет правильность, задавая вопросы.
Чтение “Молния”.
Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортом режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения про себя с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по моей команде “Молния!” и продолжается до 2-х минут.
Чтение “Буксир”.
Я читаю текст, скорость чтения в пределах скорости учеников. Дети читают тот же текст, стараясь успевать за мной. Проверку осуществляю путем внезапной остановки на каком-либо слове. Дети должны остановиться, показать слово, а я выборочно проверяю. Упражнение ввожу для развития скорости чтения.
Чтение “Спринт”.
На максимальной скорости, читая про себя, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Цель упражнения – тренировка в скорочтении.
Чтение “Цепочкой”.
Чтобы организовать такое чтение правильно, учитель должен контролировать работу учащихся. Учащиеся часто не следят за чтением своих товарищей.
Чтение с остановками
Организация чтения текста с использованием различных типов вопросов. В процессе чтения учитель предлагает остановиться и сделать предположение к последующей части текста или конкретизацию к прочитанному с помощью вопросов.
Чтение с пометками
В процессе знакомства с новым текстом очень важно научить детей осознанно работать с текстом. Чтение сопровождается пометками простым карандашом. Используются значки: √, ?, !...
( Отметка важного, вопрос к незнакомому слову, ответ на вопрос…)
Целесообразней детей знакомить с новым текстом заранее. Как правило, на дом даю задание - первичное чтение текста с пометками. Урок начинается с объяснения незнакомых слов.
Чтение в кружок
Используется активно в том случае, если надо глобально погрузиться в тему и больше запомнить из текста. Дети поочередно читают часть текста (чаще это абзац), а все внимательно слушают. Затем каждый слушающий ребенок по очереди задает вопрос по прочитанному тому, кто читал. Читающий быстро и кратко отвечает. Как правило, используются вопросы поверхностные (те, которые содержат ответ в самом тексте).
Практика работы показывает эффективность хорошо продуманной системы словарной работы. Все малознакомые и редко употребляемые слова выносятся на доску, и проводится разнообразная словарная работа (представлена на слайде)
выяснение значения слова,
уточнение по толковому словарю,
установление других значений слова, в том числе переносных,
чтение и составление примеров употребления слов в разных значениях,
подбор синонимов и антонимов,
подбор однокоренных слов.
В классе есть волшебная коробочка, в которую мы собираем слова, значение которых непонятно, объясняем его значение, все вместе мы составляем предложение с данным словом.
В работе при отработке навыка чтения используем различные, по целям и формам организации, упражнения. Назовем некоторые из них:
- Многократное чтение
-Жужжащее чтение.
- Чтение вслух по цепочке;
- Комментированное чтение;
- Чтение за диктором;
- Чтение в паре с товарищем;
- Чтение с отрывом взгляда от текста;
- Чтение молча, и др.
Желательно на каждом уроке использовать приём стимулирования.
Один из приемов, который нравится ребятам – замер скорости чтения в конце урока. Свой результат они заносят в тетрадь и могут наглядно видеть свое продвижение.
Технология деятельностного подхода в обучении делает обучение мотивированным. Учу детей анализировать учебный материал, сравнивать, устанавливать отражённую в нём логику; учу размышлять, формулировать, доказывать, не бояться высказывать свою точку зрения; формирую умения контролировать самих себя, поэтому очень важно, чтобы ребёнок сам мог оценить результаты своего труда: чего достиг, где нужно ещё поработать.
Подробнее остановимся на составлении плана к тексту.
Обучение умению составлять план строится с учётом постепенного нарастания трудностей и проводится в определённой системе.
Детям необходимо раскрыть сущность понятия план рассказа практическим путём.
Работа, подготавливающая детей к составлению плана, проводится уже в период обучения грамоте. Это установление соответствия заголовков содержанию маленьких текстов. На уроке идёт обсуждение, что значит озаглавить текст или его часть, почему один заголовок удачен, а другой не подходит. Полезна работа с синонимами. Ведь отбор синонимов и помогает точнее выразить ту или иную мысль.
Второй вид работы, подготавливающий детей к составлению плана - выборочное чтение под руководством учителя. Дети читают те части текста, которые являются ответом на поставленный вопрос. Выборочное чтение учит выделять из рассказа нужные мысли, развивает умение делить рассказ на части.
Следующий этап – восстановление текста. Школьникам даётся текст, разрезанный на части (абзацы), из которых они должны составить рассказ.
В дальнейшем проводится работа с картинным планом. Целесообразнее эту работу проводить по сказке.
- В качестве начального упражнения даётся несколько иллюстраций к сказке, в нарушенной последовательности и предлагается учащимся расположить их сообразно содержанию. Дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них.
- Дополнение серии картинок недостающей с помощью словесного рисования.
- Исключение из серии картинок той, которая не относится к данному рассказу или которая является лишней.
Далее предлагается составить картинный план самостоятельно. Обсуждение вопроса о количестве картин уже есть деление произведения на части, т. е. анализ; представление содержания каждой картинки и её озаглавливание – синтез.
Далее проводится работа с готовым планом:
- По готовому плану, прочитанного ранее произведения, предлагается узнать рассказ. Объяснить, как догадались.
- Деление текста на части по готовому плану.
- Сравнение двух планов к одному и тому же рассказу.
При обучении составлению плана соблюдается определённая последовательность действий, которую ученики записывают в виде следующей инструкции:
Проведи диалог с текстом;
Выдели существенные мысли;
Выдели главную мысль;
Раздели текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей;
Озаглавь каждую часть.
Кроме того, целесообразно дать требования, предлагаемые к плану психологами и методистами. Они сводятся к следующему:
В пунктах плана должны быть выделены главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чём) и что говорится в каждой части рассказа;
Пункты плана должны быть краткими;
Они должны быть связаны между собой по смыслу.
Работая над планом, школьники по инструкции проверяют правильность своих действий, а результаты сверяют с записанными требованиями.
Таким образом, разнообразные систематические упражнения в составлении плана, его анализе, редактировании сделают работу по формированию умения составлять план целенаправленной и продуктивной.
Я овладела практическими приемами, развивающими мотивацию, общеучебные и коммуникативные умения и предлагаю опыт проведения уроков литературного чтения с использованием элементов стратегий чтения.
Стратегия чтения представляет собой группу действий и операций, организованных для достижения целей - полноценного освоения содержания текста. Она включает в себя план, программу операций, совершаемых читателем с текстом, таких, как анализ и синтез получаемой информации, оценка собственного понимания текста, размышление о читаемом, отношение к нему.
Остановлюсь на некоторых из них:
Алфавит за круглым столом
Задача: за определенный промежуток времени вписать в таблицу понятия или слова, имеющие отношение к рассматриваемой теме. Слова должны начинаться на определенную букву.
Упоминание слов на каждую букву алфавита по теме ___________
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
2Ключевые слова
Стадию вызова интереса на уроке можно осуществить с помощью ключевых слов, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, связав по смыслу.
Используемые задания:
1. Учитель сам предлагает слова и просит придумать текст с этими словами, связав их по смыслу. Затем, после прочтения предложенного текста, ученики подтверждают (опровергают) свои предположения;
2. Ключевые слова вводятся с помощью загадок, заданий, логических упражнений. Детям предлагается придумать свой сюжет (рассказ, сказку, стихотворение) с использованием этих слов.
Таким образом, привлекаю внимание детей к основному тексту. Параллельно с этой стратегией провожу словарную работу, объясняю лексическое значение слов.
3. Мозговой штурм
На поставленную проблему или вопрос все участники дают свои варианты ответов, вспоминая все, что знают по заданной теме вопроса.
Слайд 17. Паутинка ассоциаций
- выбираем главную тему или объект,
- вокруг главного изображения записываем ключевые слова и наиболее важные идеи, которые выскажут участникипо этой теме
- цветом выделяем главные, дополнительные идеи, детали, определенных людей, ассоциации.
Слайд 18.Написание Синквейна
Синквейн – пятиисточник
Помогает кратко записать содержание текста и высказать отношение к нему.
Написание синквейна:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной.
Слайд 19. Примеры синквейнов, написанных детьми:
Учитель
Каникулы
Добрый, мудрый.
Весёлые, долгожданные.
Учит, переживает, надеется.
Отдыхаем, гуляем, спим.
Понимает проблемы своих учеников.
Скоро лето, море, отпуск.
Наставник, друг.
Хорошо!
Анализ эффективности используемых стратегий на уроках литературного чтения позволяет говорить об определенных качественных изменениях в образовательной среде, процессе обучения, при котором предпочтение отдается творческой организации продуктивной деятельности.
Рабочей программой предусмотрено выполнение проектов, предложенных Примерной программой ФГОС НОО.
В разделе Устное народное творчество
*сборник пословиц и поговорок
*сборник загадок
* сборник сказок
В разделе Люблю природу русскую. Осень
- Проект по созданию коллажа Унылая пора очей очарованья
* Осень в красках
* сборник стихов собственного сочинения Осень в Североморске
- Проект Наши верные друзья
* фотовыставка
В классе есть ребята, которые пробуют и очень любят сочинять стихи, придумывать сказки, рассказы на заданные темы. Примеры творческих работ детей напечатаны как в классном сборнике детского творчества Серебряное перышко, так и в школьном журнале Лотос.
В конце учебного года мы проводим обобщающие уроки- литературные игры, которые помогают подытожить прочитанное. Дети оцениваются по различным номинациям:
- Самый активный читатель
- Лучший сочинитель
- Лучший сценарист
- Лучший актер и другие.
- Лучший составитель кроссворда
- Самый внимательный читатель
- Самый вдумчивый читатель.
Главным помощником в приобщении и увлечении учеников чтением стала городская детская библиотека №2. На базе класса в библиотеке был открыт Клуб нравственно – патриотического воспитания РОссия - НАшДОм.
Программа рассчитана на 4 года (с 1 по 4 класс).
На занятиях в клубе дети знакомятся с творчеством писателей, книжными новинками
Слайд 22. рекламируют прочитанные книги
Слайд 23. участвуют в литературных праздниках
Слайд 24.Проходят лабиринты, отгадывают загадки
Слайд 25. Придумывают обложки к любимым книгам
Составляют кроссворды, пишут аннотации к произведениям, принимают участие в выставках, которые создают сами.
Такая форма совместной работы библиотеки, школы, семьи оказалась эффективной и продуктивной,и способствует развитию личности ребёнка, обеспечивает поддержку его духовной жизни.
Учащиеся с большим удовольствием сочиняют стихи и сказки, пишут сочинения. Они принимают участие в конкурсе детской рукописной книги. В 2009-2010 учебном году мои второклассники принимали участие в XIII Международном конкурсе детской рукописной книги Как хорошо на свете без войны в номинации: Зеленая книга. Награждены грамотой за сборник Заполярные чудеса. Вот несколько стихотворений, которые вошли в этот сборник.
Североморский специальный дом для одиноких престарелых граждан
Благодарен будет труд учителя, избравшего себе в союзники ученика. Ведь личность ребёнка формируется в реальных отношениях и поступках, в той атмосфере, которая царит вокруг него. И развитию творческих начал личности будет способствовать сотрудничество учителя и ученика. Мы разрабатывает сценарии праздников и выступаем перед бабушками и дедушками.
Такие совместные мероприятия воспитывают у детей уважительное отношение ко всем пожилым людям, вызывают желание сделать для них что-нибудь приятное; помогают накопить детям эмоциональный запас доброты, толерантности; прививать умение оказывать знаки внимания, говорить добрые слова, проявлять лучшие качества личности.
Нами были проведены праздничные концерты к Новому году, 8 Марта, Дню пожилого человека.
Вывод: Таким образом, предмет Литературное чтение прежде всего способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, даёт возможность для формирования первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности. Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.
Знакомство с элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.
Мой девиз работы: Творить, дерзать, совершать открытия, учить и учиться самой у своих учеников!
Список используемой литературы
1. Василина, Д.С. Условия развития креативной личности // Психологические чтения. Человек в условиях социальных изменений: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Вып. 4. Часть 1. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. 4.
2. Василина, Д.С. Развитие творческого потенциала учащихся как педагогическая проблема // Наука в вузе: современные тенденции. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть III. Психолого-педагогические науки. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2007. – С.34-38.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - С-Пб.: Союз, 1997.
4. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - Фрунзе, 1990.
5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
6. Сборник нормативных документов. Начальная школа/ сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – Дрофа, 2008.
7. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. Пособие. – Магнитогорск, 2001.
8.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через
умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС
HYPER13PAGE HYPER15
1
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×