Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование читательской грамотности для младших школьников | Елена Владимировна Борисенкова. Работа №329652

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения. 

Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.

Формирование читательской грамотности для младших школьников

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения. Можно выделить следующие этапы формирования умений по работе с текстом в начальной школе:

1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.

2 класс: учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.

3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.

Какие задачи выполняет развитие читательской грамотности в младшей школе

Преподаватель младшей школы должен донести до своих учеников понимание тех задач, которые решает овладение читательской грамотностью.

К таким задачам можно отнести следующие:

Читательская грамотность расширяет возможности участия в общественной жизни школы, класса и внешкольных образовательных заведений;

Читательская грамотность позволяет разнообразить свой досуг, получая удовольствие от прочтения разнообразных текстов;

Читательская грамотность повышает общую культуру ученика, делает его интересным собеседником, повышает его социальную значимость среди сверстников и взрослых.

Овладение читательской грамотностью может помочь в сложных жизненных ситуациях, когда информация, полученная из печатных источников, может послужить подсказкой для действий в реальной жизни.

Для решения этих задач необходимы последовательность и упорство. Учитель должен уделять достаточно времени для того, чтобы младшие школьники овладели следующими приёмами:

1.Воспринимать заложенную в текст информацию в целом;

2. Делать выводы из общего смысла текста, определять главную мысль;

3. Отвечать на вопросы по тексту и задавать свои вопросы;

4. Рассказывать о своих мыслях и чувствах, которые вызвал текст, в том числе и письменно;

5. Уметь проиллюстрировать прочитанный текст, пользуясь заложенной в нём информацией.

Разумеется, все эти знания и навыки школьник приобретает на протяжении многих лет обучения в школе. Но основы читательской грамотности закладываются в первые годы обучения. Без них невозможен переход ученика к следующей ступени обучения.

 В своей педагогической деятельности я столкнулась со следующими проблемами: 

- дети имеют низкую скорость чтения;

- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание;

- не могут делать выводы на основе прочитанного.

Первоклассники проходят подготовительный этап формирования читательской компетентности.

Это этап обучения детей читательской азбуке. На нём  дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться  выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать  надписи.

На подготовительном этапе развития читательской компетентности особое внимание также уделяется самостоятельной работе учащихся с детскими книгами (они могут рассмотривать иллюстрации в книге,придумывать сказку по картинкам). При этом механизм читательской деятельности школьников зависит от взрослого читателя.

 

Игры и упражнения для начального уровня читательской грамотности:

Уже при знакомстве детей с буквами, мы можеи использовать различные игры и упражнения для формирования читательской грамотности у младших школьников.

Начало урока – это кратковременный, но важный этап урока. Он нужен для создания у учащихся доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Быстро включить детей в работу. Для этого можно использовать скороговорки, чистоговорки, загадки.

Сейчас я расскажу и покажу вам игры и упражненияоторые я использовала начальном этапе обучения детей грамоте.

Назови слова на букву

«А»

(устно)

Найди на картинке

слова

оторые

начинаются

на букву «П»

.

Найди и

обведи

букву

«Ч»

.

Ра

скрась участки с нужной буквой (с буквой У)

Собери букву из элементов.

Прочитай большие букв

ы-

громко; маленькие- тихо.

Походу ознакомления учащихся с буквами, параллельно учащиеся учатся читать слоги. Здесь также могут быть применены игры и упражения по формировавнию читательской грамотности.

Раск

рась область картинки со слогом

(например: найди область со слогом

«

ка

»

)

Прочитай и раскрась такой же слог.

Вставь нужный (недостающий) слог.

Добавь до полного слова (например:

ма-мама

ашина

;

ме

– мел,

мель,

мельница)

Прочитай слова без лишнего слога

тюсалень леонапард лягушлика дязател

инжидюк кастфурюля скотывородка

повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп

Читай только первые слоги.

канат лентяй дача рисунок

сани ракета фантазия

концерт феникс тарелка

фикус аллея карандаш

Игровая технология

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала:

«Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.

«Инсценировка сказок»

Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для  работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения:

наглядные пособия;

демонстрационные картины;

учебные таблицы,

иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; альбомы сюжетных картинок;

книги;

электронные презентации.

 

Применяя  в работе разные приёмы и упражнения,   я отмечаю следующее:

За учебный период учащиеся моего 1 «а» класса, дети научились читать по слогам и целыми словами, различают звуки и буквы, могут объяснить значение слова, умеют писать с печатного текста, пишут небольшие предложения под диктовку, стараются высказывать свои мысли о прочитанном.

Проблема сегодняшнего дня научить каждого ученик беглому осознанному чтениюпересказам, добывать самостоятельно информацию из различных источников.

 

Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения выпускника начальной школы. Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Учащиеся должны освоить приёмы поиска нужной информации, овладеть алгоритмами основных учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), направленных на формирование читательской грамотности.

Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников представляют собой:

1) личностные результаты - сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения;
2) метапредметные результаты - умение эффективно использовать различные источники; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности;
3) предметные результаты - уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×