Формирование читательской грамотности и интереса к чтению у школьников | Мельник Юлия Александровна. Работа №342367
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приёмы формирования читательской грамотности и повышения интереса к чтению среди школьников. Освещается роль учителя в развитии навыков осмысленного чтения, анализа текста и формирования позитивного отношения к литературе. Описаны различные методики, направленные на пробуждение читательской активности и развития умения самостоятельно работать с текстами.
Ключевые слова: читательская грамотность, чтение, интерес к чтению, школьники, анализ текста, литература.
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ
Мельник Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Специализированная школа с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла № 135 г. о. Донецк» ДНР
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приёмы формирования читательской грамотности и повышения интереса к чтению среди школьников. Освещается роль учителя в развитии навыков осмысленного чтения, анализа текста и формирования позитивного отношения к литературе. Описаны различные методики, направленные на пробуждение читательской активности и развития умения самостоятельно работать с текстами.
Ключевые слова: читательская грамотность, чтение, интерес к чтению, школьники, анализ текста, литература.
Читательская грамотность — это способность человека понимать, осмысливать и критически оценивать текстовую информацию, а также использовать её для решения жизненных задач. Важность развития этой компетенции для современных школьников не вызывает сомнений: в эпоху информационных технологий и большого объёма информации умение грамотно работать с текстом становится жизненно необходимым навыком.
В то же время проблема снижения интереса к чтению остаётся актуальной. Многие школьники предпочитают цифровой контент книгам, что требует от учителей русского языка и литературы разработки новых подходов к пробуждению интереса к чтению и развитию читательской грамотности. Целью данной статьи является анализ методов, которые способствуют эффективному формированию этих навыков.
Читательская грамотность включает несколько важных аспектов:
Понимание текста. Это базовый уровень, на котором учащиеся могут правильно воспринимать информацию, выраженную в письменной форме.
Интерпретация и анализ. Способность глубже вникать в текст, понимать подтекст, анализировать действия героев, определять идеи и темы произведения.
Критическое мышление. Способность формулировать и обосновывать собственное мнение, задавать вопросы к тексту, искать в нём скрытые смыслы.
Применение информации. Умение применять прочитанное на практике, использовать знания для решения повседневных задач и успешной социализации.
Задача учителя состоит в том, чтобы развивать все эти компоненты у учащихся через разнообразные методы работы с текстами.
Для формирования глубокого понимания текста преподавателю важно стимулировать у учеников осмысленное чтение, когда внимание акцентируется не только на сюжете, но и на языковых средствах, мотивации героев, проблемах и идеях произведения. Основные приёмы осмысленного чтения включают аннотация текста, ответы на вопросы по прочитанному и диалог с текстом.
Совместное обсуждение книг в классе способствует формированию у учеников навыков анализа текста и выражению собственного мнения. Важно создать такую атмосферу, где каждый школьник может открыто поделиться своим взглядом на прочитанное. Для этого будут полезны дискуссии и рефлексивные вопросы.
Творческие задания помогают учащимся более глубоко проникнуть в произведение, а также развить интерес к чтению. Например, обучающиеся могут писать краткие рецензии на прочитанные произведения или эссе на темы, связанные с содержанием книги. Это развивает аналитические и писательские навыки. А постановки на основе литературных произведений позволяют школьникам не только осмыслить содержание, но и проявить креативные способности.
Для развития читательской грамотности важно знакомить учащихся с разными жанрами и форматами текстов: художественными произведениями, научно-популярной литературой, публицистикой и т.д. Разнообразие жанров помогает учащимся лучше ориентироваться в текстах различного содержания и структуры.
Одной из ключевых задач учителя является создание у учеников устойчивого интереса к литературе. Важно, чтобы чтение стало для школьников не только учебной обязанностью, но и увлекательным процессом самопознания и открытия новых горизонтов.
Преподаватель может подбирать произведения с учётом интересов и возрастных особенностей учащихся, чередуя классическую литературу с современными произведениями. Важно находить баланс между обязательной программой и текстами, которые увлекают школьников, вызывают у них живой отклик.
Современные технологии предлагают множество возможностей для увлекательного изучения литературы. Использование мультимедийных форматов может сделать процесс чтения более доступным и привлекательным для учащихся. Игровые формы активизируют интерес к прочитанному материалу и помогают школьникам закрепить знания в увлекательной форме.
Организация внеклассных мероприятий, таких как литературные вечера или встречи с писателями, также помогает школьникам почувствовать живую связь с литературой. Это может вдохновить их на чтение и формирование собственного отношения к книгам.
Учитель играет ключевую роль в развитии читательской грамотности и интереса к чтению. Важно быть не только наставником, но и партнёром в обсуждении произведений, поощрять самостоятельные выводы учащихся и помогать им находить личное значение в прочитанном. Педагог должен создавать пространство для свободного выражения мнений, уважительного обсуждения текстов и стимулировать любознательность.
Таким образом, формирование читательской грамотности и интереса к чтению у школьников — это сложный, но важный процесс, который требует активного участия учителя. Применение разнообразных методов, таких как осмысленное чтение, обсуждение произведений, творческая работа с текстом и использование современных технологий, может помочь пробудить у учащихся любовь к литературе и сформировать необходимые навыки работы с текстами. Только комплексный подход к развитию читательских компетенций может сделать чтение не просто учебной задачей, но и любимым занятием школьников.
Список литературы
Богаткина
Н. А. Сущность понятия «читательская самостоятельность» [Электронный ресурс].
URL:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/02/05/sushchnost-ponyatiya-chitatelskaya-samostoyatelnost
Быкова
Е.
В.
Читательская
грамотность
как
главная
составляющая функциональной грамотности // ИД «Первое сентября»,
Оргкомитет фестиваля «Открытый урок» [Электронный ресурс].
URL
:
https
://
urok
.1
sept
.
ru
/
articles
/694490
Гарайханова
А. Д. Формирование читательской компетентности младших школьников // Сеть учителей и работников образования [Электронный ресурс].
URL:
http://imteacher.ru/stati/nachalnaya-schkola/doklad-formirovanie-chitatelskoi-kompete.html