Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения | Богиня Людмила Юрьевна. Работа №363233

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматривается проблема формирования читательской грамотности младших школьников в структуре функциональной грамотности обучающихся. Раскрывается понятие «читательская грамотность», как базового компонента составляющего функциональную грамотность. Рассматриваются приемы и прогрессивные технологии, обеспечивающие формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения.

Развитие читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения как одного из компонентов функциональной грамотности
Богиня Людмила Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ ЛНР ЛСШ № 48 имени А.Н. Канищева
Е-mail:lubo86e@gmail.com
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования читательской грамотности младших школьников в структуре функциональной грамотности обучающихся. Раскрывается понятие читательская грамотность, как базового компонента составляющего функциональную грамотность. Рассматриваются приемы и прогрессивные технологии, обеспечивающие формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения.
Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, приемы формирования читательской грамотности, младшие школьники
Читательская грамотность - один из ключевых аспектов образовательной системы, которая играет важную роль в формировании функциональной грамотности у младших школьников. В условиях современного мира, где информация поступает из множества источников, способность эффективно воспринимать, анализировать и интерпретировать тексты становится жизненно необходимой компетенцией. А уроки литературного чтения в начальных классах предоставляют уникальную возможность развивать эти навыки, делая акцент на глубокое понимание прочитанного материала и критическое мышление.
Современные процессы развития образования выдвигают новые требования и задачи образования школьников. Приоритетной задачей современной школы является воспитание и обучение всесторонне развитой и функционально грамотной личности. В отличие от элементарной грамотности, которая включает способность человека читать, писать, осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность помогает человеку ориентироваться в мире и действовать в соответствии с принятыми в обществе ценностями и нормами [4]. Вопрос о важности формирования функциональной грамотности не подвергается сомнению, ведь именно наличие у школьника, далее – выпускника функциональной грамотности говорит об успешном взаимодействии с окружающим миром. Функциональная грамотность – понятие, которое включает в себя способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений [1]. ФГОС НОО определяет функциональную грамотность как цель и результат образования младших школьников [6]
Что такое читательская грамотность?
Читательская грамотность включает в себя умение читать, понимать и использовать информацию из различных типов текстов. Это не просто механический процесс чтения слов, а сложный когнитивный процесс, включающий анализ структуры текста, распознавание скрытых смыслов и установление связей между различными идеями. Важно отметить, что развитие читательской грамотности способствует формированию способности к самостоятельному обучению и адаптации к новым условиям, что особенно актуально в современном мире.
Базовым навыком, который ученик приобретает в школе, является чтение, именно от уровня владения этим навыком зависят не только академические достижения ученика, но и его профессиональные достижения в дальнейшей жизни. По мнению Т.Г. Галактионовой, чтение как форма речевой деятельности представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приема сообщения [3]. Сегодня в современном образовании овладение навыком чтения для учащихся младших классов является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. А одной из приоритетных задач начального образования является – научить детей осознанному, беглому, выразительному чтению. В 1991 году IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement), в организации, которая инициировала сравнительное исследование качества чтения, возникает понятие читательская грамотность, которое определяет чтение в широком смысле как возможность размышлять о прочитанном и использовать прочитанное для достижения личных и общественных целей, в первую очередь – для дальнейшего обучения. Далее под читательской грамотностью предложено рассматривать способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, определяемых обществом и играющих важной значение в жизни индивида, а также способность человека изучать письменные тексты и вычерпывать из них нужную информацию, тем самым расширять свои знания и возможности, необходимые для социальной жизни [9]. Целью читательской грамотности является – процесс становления личности, проходящий посредством и в тесной связи с чтением [5].
Поскольку в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения, то определены требования ФГОС к читательской грамотности, которые отражены в обобщенных планируемых результатах освоения междисциплинарной программы Чтение: работа с информацией, а также в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам начальной школы. Отсюда читательская грамотность включает большой спектр компетенций:
1) понимание текста на уровне фактической информации, данной в тексте;
2) оценка языка, стиля, жанра;
3) ориентация в тексте; преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
4) формулирование основных идей и выводов;
5) общее понимание текста;
6) размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.
В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как готовность к смысловому чтению, способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования. Существует несколько этапов формирования читательской грамотности младших школьников, которые определяются уровнем общеязыковой и специальной читательской подготовки при работе с книгой [11]:
1) подготовительный этап обучения читательской грамотности;
2) начальный этап обучения читательской грамотности;
3) основной этап обучения читательской грамотности;
4) заключительный этап обучения читательской грамотности.
Каждый этап отличается целями обучения, требованиями к учебному материалу, методикой работы и организацией учебной деятельности учащихся. На всех уроках осуществляется взаимодействие форм, приемов обучения чтению. Наиболее эффективным для формирования читательской грамотности является младший школьный возраст. Однако для того, чтобы решение данной проблемы было успешным, необходимо создание психолого-педагогических условий, направленных на поддержку и развитие детского чтения в образовательном пространстве школы. Формирование читательской грамотности у младших школьников предполагает использование разнообразных приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы. Рассмотрим приемы в рамках актуальных педагогических технологий [7].
Формирование читательской грамотности происходит на уроках при использовании прогрессивных технологий обучения, среди которых технология критического мышления, технология проблемного обучения, игровая технология, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, личностно-ориентированная технология [10].
Технология развития критического мышления. Приемы этой технологии позволяют формировать ученика, мыслящего критически, иными словами, способного к активной самостоятельной деятельности, выполняющего разные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация. С этой целью можно использовать такие технологические приемы как:
1) Верные и неверные утверждения,
2) Мозговой штурм,
3) Дерево предсказаний,
4) Приём-дискуссия Совместный поиск.
Технология проблемного обучения. Основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Методические приемы создания проблемных ситуаций:
1) учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
2) сталкивает противоречия практической деятельности; – излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
3) предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, педагога);
4) побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
5) ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
6) определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
7) ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, и др.) [8].
Игровая технология. Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении:
1. Мим-театр,
2. Древо мудрости.
Информационно-коммуникационная технология. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.
Здоровьесберегающая технология. Неотъемлемой частью работы учителя является применение здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, важно отметить значимость смены видов деятельности на уроке, позволяющие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность [2].
Личностно-ориентированная технология. На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Один из приемов работы – вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе. Следующее направление по формированию читательской грамотности – это внеурочная деятельность. Формы организации её разнообразны: поэтические конкурсы, читательские конференции, реклама книги, литературные игры, инсценировки литературных произведений, библиотечные часы, проба пера, внеурочный курс Работа с текстом. Формированию читательской грамотности также способствует и проектно исследовательская деятельность, в процессе которой требуется найти необходимую информацию по теме, обработать её и представить результаты работы перед аудиторией. Учащиеся увлечены этой работой потому, что темы для своих работ дети выбирают сами. Например, Профессии моих родителей, Моя семья, Мой домашний питомец и др. Первыми помощниками в этой работе являются родители. Сочетание указанных приемов способствует эффективной организации работы на уроке литературного чтения по формированию читательской грамотности. Рассмотренные приемы обеспечивают развитие у младших школьников навыков мышления и рефлексии, которые являются важнейшими составляющими понятия читательская деятельность. Продуманная и целенаправленная работа с текстом дает возможность ученику из большого объема информации получить нужную и полезную, а также сформировать социальнонравственный опыт и познавать окружающий мир.
Роль уроков литературного чтения в начальной школе
Уроки литературного чтения в начальной школе играют ключевую роль в развитии читательской грамотности благодаря своей направленности на работу с художественными произведениями. Художественная литература обладает уникальной способностью вызывать эмоциональный отклик, стимулируя воображение и у детей и развивая эмпатию. Эти качества делают уроки литературного чтения идеальным пространством для развития навыков анализа, интерпритации и синтеза информации. На уроках литературного чтения младшие школьники сталкиваются с различными жанрами литературы, такими как рассказы, стихотворения, пьесы, романы, сказки. Это разнообразие позволяет развивать у детей гибкость мышления, расширять кругозор и формировать эстетические вкусы. Чтение художественной литературы способствует развитию воображения, способности видеть мир глазами другого человека, что особенно важно в процессе социализации.
Методы развития читательской грамотности
Для эффективного развития читательской грамотности на уроках литературного чтения мною используются различные педагогические методы и подходы. Одним из наиболее эффективных методов является чтение вслух. Оно помогает ученикам улучшить технику чтения, научиться правильно расставлять акценты и интонации, а также развивает внимание и память. Важно, чтобы учитель обращал внимание на правильность произношения, темп речи и выразительность чтения.
Другой важный метод – обсуждение прочитанного. Обсуждение позволяет младшим школьникам обмениваться мнениями, высказывать свои мысли и чувства, а также учиться аргументированно отстаивать свою точку зрения. Это способствует развитию критического мышления и коммуникативных навыков. Учителя могут задавать вопросы, направленные на выявление смысла текста, установление связей между событиями и персонажами, а также на оценку авторского замысла.
Использование визуальных материалов, таких как иллюстрации, диаграммы и схемы, также способствует лучшему пониманию текста. Они помогают младшим школьникам представить себе события и персонажей, а также лучше запомнить ключевые моменты произведения. Применение мультимедийных технологий, таких как презентации и видеоролики, делают уроки более интересными и интерактивными.
Роль учителя в развитии читательской грамотности
Учитель играет ключевую роль в процессе формирования читательской грамотности. Он должен не только обучать технике чтения, но и создавать условия для глубокого понимания и анализа текста. Важным аспектом моей работы является подбор подходящего материала для чтения. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям и интересам учеников., быть доступными для понимания, но одновременно стимулировать развитие мышления и воображения.
Кроме того, учитель должен уметь мотивировать учеников к чтению. Это может достигаться путём проведения конкурсов, викторин, организации книжных клубов и обсуждения актуальных вопросов, связанных с литературой. Создание благоприятной атмосферы на уроке, поощрение самостоятельности и творчества также способствуют повышению интереса к чтению.
Важно отметить, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения междисциплинарной программы Чтение: работа с информацией, а также в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам начальной школы. Данное понятие входит в понятие функциональной грамотности, которое подразумевает собой способности свободно использовать навыки чтения, письма, счета, так как данные навыки составляют общеучебные умения. Тем самым, младший школьник, овладев функциональной грамотностью, способен развивать в себе не только способности к обучению, но и умению учиться. В частности, читательская грамотность способствует освоению учащимся всех школьных предметов, поскольку, овладев данными навыками, учащиеся могут в совершенстве понимать тексты, что в свою очередь способствует верному выполнению учебных заданий.
Литература:
1. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для
учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова [и др.]. – Москва : Российский
учебник; Вентана-Граф, 2018. – 288 с. – Текст: непосредственный
2. Воюшина М.П. Методика обучения литературе в нач. школе: учебник для
студентов высшей учебных заведений / под ред. М.П. Воюшиной. – Москва: Издательский
центр Акадения, 2010. – 288 с. – Текст: непосредственный
3. Галактионова, Т.Г. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для
учителей общеобразовательных учреждений / Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, М.И.
Гринева и др. – Москва: Просвещение, 2011. – 88 с. – ISBN 978-5-09-021300-4. – Текст:
непосредственный
4. Губанова, М.И. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и
перспективы формирования / М.И. Губанова, Е.П. Лебедева. – Текст: непосредственный //
Начальная школа. – 2017. – №12. – С. 65-68.
5. Дьякова Е.А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной
грамотности в школе / Е.А. Дьякова. – Текст: непосредственный // Русская речевая культура
и текст: материалы XI Международной конференции / под общей редакцией Н.С.
Болотновой. – Томск, 2020. – С. 250-255.
6. Ермоленко В.А. Функциональная грамотность в современном контексте / В.А.
Ермоленко. – Москва: Ин-т теории образования и педагогики Рос. акад. образования, 2002.
7. Колесова О.В. Приемы формирования читательской грамотности младших
школьников / О.В. Колесова. – Нижний Новгород: НГПУ, 2018. – 54 с. – Текст:
непосредственный
8. Кузнецова Е.П. Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам
чтения / Е.П. Кузнецова, А.М. Кошелева. – Чита: Молодой ученый, 2016. – 83 с. – Текст:
непосредственный
9. Кузнецова М.И. Международное сравнительное исследование грамотности чтения
младших школьников PIRLS: концепция, основные результаты и тенденции / М.И.
Кузнецова. – Текст: непосредственный // Педагогические измерения. – 2017. – №2. – С. 35-
45.
10. Лутошкина В.Н. Формирование читательской грамотности младших школьников:
учебно-методическое пособие / В.Н. Лутошкина, Е.Н. Плеханова; под общ. ред. С.В.
Буланкова. – Красноярск: КК ИПК ППРО, 2012. – 66 с. – Текст: непосредственный
11. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности
в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения / Э.А. Орлова. – Москва :
МЦБС, 2008. – 72 с. – Текст: непосредственный
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×