Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы | Жумагалиева Менслу Темрболатовна. Работа №338330. Номер работы: №338330

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена важности формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в современном образовании. Автор   предлагает   методы и приемы развития   читательских навыков, включая   чтение   вслух, работу   с   различными   жанрами   и   типами   текстов, а   также   активное   взаимодействие   с   текстом. 

 

Ключевые слова: читательская грамотность, критическое мышление, анализ, интерпретация.

 

 

Особая значимость работы по формированию и оценке читательской грамотности связана с тем, что за последние несколько десятилетий изменились цели школьного образования: от освоения системы знаний к формированию способности использовать знания для решения различных задач, находить нужную информацию, преобразовывать информацию для создания новых знаний.

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Жумагалиева Менслу Темрболатовна,

учитель русского языка и литературы МКОУ «Савинская СШ»

 

Аннотация. Статья посвящена важности формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в современном образовании. Автор предлагает методы и приемы развития читательских навыков, включая чтение вслух, работу с различными жанрами и типами текстов, а также активное взаимодействие с текстом.

Ключевые слова: читательская грамотность, критическое мышление, анализ, интерпретация.

 

Особая значимость работы по формированию и оценке читательской грамотности связана с тем, что за последние несколько десятилетий изменились цели школьного образования: от освоения системы знаний к формированию способности использовать знания для решения различных задач, находить нужную информацию, преобразовывать информацию для создания новых знаний. Необходимость постоянной адаптации к изменениям, значительные объемы информации, с которыми работают школьники, необходимость использовать одномоментно несколько источников информации влияют на структуру читательской деятельности.

Читательская грамотность представляет собой умение не только понимать текст, но и критически относиться к нему, анализировать смысловое содержание, оценивать стиль и языковые средства. Она помогает развить навыки анализа и интерпретации, а также расширить кругозор учеников.

Уроки русского языка и литературы предоставляют возможность углубленного изучения текстов разных жанров и эпох. Чтение художественной литературы развивает эмпатию и воображение.

На уроках русского языка и литературы особое внимание уделяется развитию языковых навыков. Активное взаимодействие с текстом, составление собственных рассуждений, аргументированное выражение своих мыслей и идей – все это способствует формированию грамотного письма и устной речи. Кроме того, анализ стилей писателей, изучение языковых средств, активное работа с литературными текстами помогают расширить словарный запас учащихся и понимать нюансы языка.

Не менее важным аспектом формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы является развитие критического мышления. Ученикам предоставляется возможность анализировать тексты, сравнивать разные точки зрения, оценивать достоинства и недостатки произведений и авторов. Это не только развивает критическое мышление, но и позволяет учащимся формировать свою личную позицию на основе анализа и обсуждения.

В основе разработки заданий по читательской грамотности лежат концептуальные подходы исследования PISA, включающие представление о читательской грамотности как способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Среди компонентов оценки ключевыми характеристиками представляются: 1) типы текстов, 2) проверяемые виды деятельности и 3) ситуации, в которых читаются письменные тексты за пределами школы. При этом принципиально важным является понимание основной цели оценки, направленной на формирование читательских умений, и задания в таком ракурсе рассматриваются как средство этого процесса.

Методы и приемы развития читательских навыков учащихся играют важную роль в формировании читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. Использование разнообразных методов помогает привить учащимся интерес к чтению, развить их умение анализировать тексты и понимать глубокий смысл произведений.

Одним из эффективных методов развития читательских навыков является чтение вслух. Учитель может выбирать различные произведения для группового чтения в классе, что поможет учащимся не только научиться правильно и выразительно читать, но и развить навыки восприятия текста, умение улавливать детали и общую идею произведения. Чтение вслух также дает возможность для обсуждения и анализа текста вместе с учителем и одноклассниками, что способствует развитию коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся.

Важной составляющей развития читательских навыков является работа с различными жанрами и типами текстов. Учителю следует предлагать разнообразные тексты – от художественной литературы до научно-популярных статей – чтобы учащиеся могли ознакомиться с разными стилями письма, научиться различать особенности каждого жанра и адекватно реагировать на содержание текста. Также стоит стимулировать учащихся к самостоятельному чтению и давать рекомендации по выбору литературы, исходя из их интересов и возможностей.

Использование интерактивных технологий также имеет важное значение в формировании читательской грамотности. В наше время учащиеся активно взаимодействуют с различными электронными устройствами и программами, поэтому учитель может предлагать им использовать интерактивные приложения и онлайн-сервисы для чтения книг и анализа текстов. Это поможет сделать процесс чтения более интересным и захватывающим, а также развить навыки работы с современными технологиями.

Не менее важным методом развития читательских навыков является организация дискуссий и дебатов по прочитанным произведениям. Учащиеся могут обсуждать и анализировать главных героев, смысловую нагрузку произведения, проблемы, которые автор ставит в своем произведении, а также давать собственную оценку и интерпретацию. Это поможет развить критическое мышление и способность аргументированно высказываться, а также повысит интерес учащихся к чтению и анализу литературы.

В заключение можно отметить несколько путей, которые позволят совершенствовать работу по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

Во-первых, необходимо создать привлекательную и интересную образовательную среду. Учителя должны постоянно развивать свое творчество и находить новые методики работы, которые смогут заинтересовать учеников и побудить их к чтению. Для этого можно использовать различные игровые элементы, проводить чтение вместе с учащимися, организовывать конкурсы и мероприятия, связанные с литературой.

Во-вторых, необходимо стимулировать интерес к чтению и создавать условия для практики. Подобные мероприятия могут быть как внешними, например, походы в библиотеку, участие в конкурсах и проектах, так и внутренними, например, чтение и обсуждение произведений в классе, организация книжных выставок и школьных клубов, участие в драматических постановках.

Также необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Одни дети лучше воспринимают тексты при чтении, другим более понятна аудиозапись или видео, третьи предпочитают индивидуальную работу, четвертые - коллективные задания. Учителя должны уметь адаптировать свои уроки и подходы в соответствии с этими особенностями.

Необходимо развивать навык критического мышления у учащихся. Учителя должны научить школьников анализировать произведения, различать главное и второстепенное, оценивать авторские намерения и достоинства произведений.

Важно также осознание значимости чтения. Учителя должны информировать учащихся о важности чтения для развития мышления, эмоциональной сферы и образования в целом. Они должны регулярно демонстрировать эту значимость на практике, привлекая учащихся к дискуссиям и анализу произведений.

Таким образом, формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы является сложным и многогранным процессом. Он требует от педагогов не только профессионализма в своей области, но и гибкости, творчества и педагогического мастерства. Но только такой подход сможет сделать уроки русского языка и литературы по-настоящему эффективными и интересными для учащихся, способствуя их личностному и интеллектуальному развитию.

 

Список литературы

1. Кузнецова, М.И. Читательская грамотность [Электронный ресурс] / М.И. Кузнецова, Ю.Н. Гостева, Г.А. Сидорова [и др.] // Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022.

2. Методические рекомендации по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся [Текст]: сборник методических рекомендаций / Авт.-сост. О.Н. Бершанская, Т.Ю. Ерёмина, Г.А. Кобелева, Н.В. Носова, С.А. Окунева, А.В. Ряттель. – Киров: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2022. – 135 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×