Название статьи:
Формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира | Терюхова Юлия Борисовна. Работа №341380
Дата публикации:
27.08.2024
Автор:
Терюхова Юлия Борисовна
Описание:
Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования читательской грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе. Описаны методы и приемы, способствующие развитию у младших школьников навыков работы с текстом, понимания и анализа информации, а также критического мышления. Приведены примеры интеграции читательской грамотности в учебный процесс через задания, связанные с чтением и обсуждением текстов на природоведческую и социально-значимую тематику.
Ключевые слова: читательская грамотность, окружающий мир, начальная школа, критическое мышление, анализ текста.
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Терюхова Юлия Борисовна, учитель начальных классов
МАОУ "Средняя школа "Перспектива" г. Новый Уренгой
Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования читательской грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе. Описаны методы и приемы, способствующие развитию у младших школьников навыков работы с текстом, понимания и анализа информации, а также критического мышления. Приведены примеры интеграции читательской грамотности в учебный процесс через задания, связанные с чтением и обсуждением текстов на природоведческую и социально-значимую тематику.
Ключевые слова: читательская грамотность, окружающий мир, начальная школа, критическое мышление, анализ текста.
Формирование читательской грамотности является одной из ключевых задач начального образования, поскольку способность эффективно работать с текстом лежит в основе успешного обучения в школе и дальнейшего развития учащихся. Уроки окружающего мира предоставляют широкие возможности для интеграции чтения и анализа текста в образовательный процесс. Тексты на темы природы, общества, науки не только расширяют кругозор детей, но и способствуют развитию их познавательных интересов, критического мышления и навыков работы с информацией.
Читательская грамотность включает в себя умение не только прочитать текст, но и понять его содержание, извлечь нужную информацию, проанализировать и осмыслить прочитанное. Для развития этих навыков на уроках окружающего мира можно использовать разнообразные методики и приемы, направленные на активное взаимодействие детей с текстом.
Одним из эффективных методов является работа с текстами природоведческого и социального содержания. Например, после прочтения текста о круговороте воды в природе учащимся можно предложить выполнить задания на понимание и анализ информации, такие как составление схемы круговорота, выделение ключевых понятий, обсуждение прочитанного в классе. Это позволяет детям не только усваивать содержание учебного материала, но и учиться структурировать информацию, находить в тексте главные идеи и делать выводы.
Важную роль в формировании читательской грамотности играют задания на поиск информации в тексте. Такие задания помогают детям развивать навык поиска ответов на конкретные вопросы, учат различать главную и второстепенную информацию, а также критически оценивать полученные данные. Например, после прочтения текста о климатических зонах можно предложить ученикам найти и выписать информацию о климате своего региона, сравнить его с другими зонами и сделать выводы о причинах различий.
Обсуждение и рефлексия являются важными компонентами развития читательской грамотности. Обсуждение прочитанного текста в классе позволяет детям делиться своими мыслями, учиться аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы и искать на них ответы. Например, после прочтения текста о значении лесов для экологии планеты можно организовать дискуссию о том, как люди могут сохранить леса и почему это важно. Такие обсуждения развивают у детей умение критически оценивать информацию и формировать свои суждения на основе прочитанного.
Для успешного формирования читательской грамотности важно использовать интегративный подход, когда читательская деятельность объединяется с другими видами учебной работы. Например, после прочтения текста о жизни древних цивилизаций учащиеся могут создать иллюстрации, модели или провести мини-исследования, которые помогут им глубже понять материал и выразить свои знания в различных формах. Интеграция читательской грамотности с проектной и исследовательской деятельностью делает процесс обучения более увлекательным и продуктивным.
Приведённый в работе материал позволяетпонять, что формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира является важной задачей начального образования. Использование разнообразных методов работы с текстом, таких как анализ, обсуждение, поиск информации и интеграция с другими видами деятельности, позволяет учащимся не только успешно осваивать учебный материал, но и развивать навыки критического мышления, анализа и самостоятельного поиска знаний. Эти навыки являются основой для дальнейшего успешного обучения и формирования активной, думающей личности.
Список литературы
Бурдина, Н. В. Читательская грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе / Н. В. Бурдина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 134-136.
Сулейманова, С. У. Формирование читательской грамотности младших школьников в изучении окружающего мира / С. У. Сулейманова // Функциональная грамотность: вызовы, решения, эффективные практики: Материалы XXIII международных педагогических чтений, посвященных 80-летию Победы в Сталинградской битве, Году педагога и наставника в РФ и 200-летию К. Д. Ушинского, Волгоград, 12 апреля 2023 года / Науч. редакторы А. Н. Кузибецкий, Л. К. Максимов. — Волгоград: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Волгоградская государственная академия последипломного образования, 2023. — С. 93–96.
Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е.Е. Пановой. – Липецк: ГАУДПО ЛО ИРО, 2020. – 116 с.
Скачать работу
Терюхова Юлия Борисовна, учитель начальных классов
МАОУ "Средняя школа "Перспектива" г. Новый Уренгой
Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования читательской грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе. Описаны методы и приемы, способствующие развитию у младших школьников навыков работы с текстом, понимания и анализа информации, а также критического мышления. Приведены примеры интеграции читательской грамотности в учебный процесс через задания, связанные с чтением и обсуждением текстов на природоведческую и социально-значимую тематику.
Ключевые слова: читательская грамотность, окружающий мир, начальная школа, критическое мышление, анализ текста.
Формирование читательской грамотности является одной из ключевых задач начального образования, поскольку способность эффективно работать с текстом лежит в основе успешного обучения в школе и дальнейшего развития учащихся. Уроки окружающего мира предоставляют широкие возможности для интеграции чтения и анализа текста в образовательный процесс. Тексты на темы природы, общества, науки не только расширяют кругозор детей, но и способствуют развитию их познавательных интересов, критического мышления и навыков работы с информацией.
Читательская грамотность включает в себя умение не только прочитать текст, но и понять его содержание, извлечь нужную информацию, проанализировать и осмыслить прочитанное. Для развития этих навыков на уроках окружающего мира можно использовать разнообразные методики и приемы, направленные на активное взаимодействие детей с текстом.
Одним из эффективных методов является работа с текстами природоведческого и социального содержания. Например, после прочтения текста о круговороте воды в природе учащимся можно предложить выполнить задания на понимание и анализ информации, такие как составление схемы круговорота, выделение ключевых понятий, обсуждение прочитанного в классе. Это позволяет детям не только усваивать содержание учебного материала, но и учиться структурировать информацию, находить в тексте главные идеи и делать выводы.
Важную роль в формировании читательской грамотности играют задания на поиск информации в тексте. Такие задания помогают детям развивать навык поиска ответов на конкретные вопросы, учат различать главную и второстепенную информацию, а также критически оценивать полученные данные. Например, после прочтения текста о климатических зонах можно предложить ученикам найти и выписать информацию о климате своего региона, сравнить его с другими зонами и сделать выводы о причинах различий.
Обсуждение и рефлексия являются важными компонентами развития читательской грамотности. Обсуждение прочитанного текста в классе позволяет детям делиться своими мыслями, учиться аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы и искать на них ответы. Например, после прочтения текста о значении лесов для экологии планеты можно организовать дискуссию о том, как люди могут сохранить леса и почему это важно. Такие обсуждения развивают у детей умение критически оценивать информацию и формировать свои суждения на основе прочитанного.
Для успешного формирования читательской грамотности важно использовать интегративный подход, когда читательская деятельность объединяется с другими видами учебной работы. Например, после прочтения текста о жизни древних цивилизаций учащиеся могут создать иллюстрации, модели или провести мини-исследования, которые помогут им глубже понять материал и выразить свои знания в различных формах. Интеграция читательской грамотности с проектной и исследовательской деятельностью делает процесс обучения более увлекательным и продуктивным.
Приведённый в работе материал позволяетпонять, что формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира является важной задачей начального образования. Использование разнообразных методов работы с текстом, таких как анализ, обсуждение, поиск информации и интеграция с другими видами деятельности, позволяет учащимся не только успешно осваивать учебный материал, но и развивать навыки критического мышления, анализа и самостоятельного поиска знаний. Эти навыки являются основой для дальнейшего успешного обучения и формирования активной, думающей личности.
Список литературы
Бурдина, Н. В. Читательская грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе / Н. В. Бурдина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 134-136.
Сулейманова, С. У. Формирование читательской грамотности младших школьников в изучении окружающего мира / С. У. Сулейманова // Функциональная грамотность: вызовы, решения, эффективные практики: Материалы XXIII международных педагогических чтений, посвященных 80-летию Победы в Сталинградской битве, Году педагога и наставника в РФ и 200-летию К. Д. Ушинского, Волгоград, 12 апреля 2023 года / Науч. редакторы А. Н. Кузибецкий, Л. К. Максимов. — Волгоград: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Волгоградская государственная академия последипломного образования, 2023. — С. 93–96.
Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е.Е. Пановой. – Липецк: ГАУДПО ЛО ИРО, 2020. – 116 с.