Формирование читательской грамотности на уроке литературы | Ступникова Татьяна Мефодьевна. Работа №346482
Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования читательской грамотности у школьников на уроках литературы. В условиях современного образования задача формирования читательской грамотности приобретает особую актуальность. В статье рассматриваются основные подходы к формированию читательской грамотности в процессе обучения литературе, приводятся примеры эффективных методов и техник, способствующих развитию аналитических и интерпретационных навыков учащихся. Автор подчеркивает важность взаимодействия ученика с текстом, развития критического мышления и самостоятельного анализа произведений.
Ключевые слова: читательская грамотность, литература, аналитические навыки, текст, интерпретация, критическое мышление, образовательный процесс, школьное образование.
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Ступникова Татьяна Мефодьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ Луганской Народной Республики
"Сычанская общеобразовательная школа"
Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования читательской грамотности у школьников на уроках литературы. В условиях современного образования задача формирования читательской грамотности приобретает особую актуальность. В статье рассматриваются основные подходы к формированию читательской грамотности в процессе обучения литературе, приводятся примеры эффективных методов и техник, способствующих развитию аналитических и интерпретационных навыков учащихся. Автор подчеркивает важность взаимодействия ученика с текстом, развития критического мышления и самостоятельного анализа произведений.
Ключевые слова: читательская грамотность, литература, аналитические навыки, текст, интерпретация, критическое мышление, образовательный процесс, школьное образование.
Современное образование ставит перед учителем литературы задачу формирования у учащихся не только знаний о литературе, но и навыков, которые помогут им полноценно воспринимать и осмысливать текст, критически подходить к его анализу. Читательская грамотность, как способность воспринимать и понимать текст, его содержание и форму, является важнейшей составляющей общего развития школьников. Важность формирования читательской грамотности возрастает на фоне изменений образовательных стандартов, таких как Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые требуют от учеников не только знание содержания литературных произведений, но и способность к их анализу и интерпретации.
Читательская грамотность – это не только умение прочитать и понять текст, но и способность интерпретировать его на основе личного опыта, знаний и культурного контекста. Этот процесс требует активного взаимодействия с текстом, умения задавать вопросы, делать выводы и формировать собственную точку зрения. Важной частью этого процесса является развитие навыков критического мышления, что является одним из ключевых аспектов образовательных стандартов.
Первый шаг на пути формирования читательской грамотности – это знакомство учащихся с различными видами текстов. Это могут быть как художественные произведения, так и публицистика, эссе, письма и другие жанры. Разнообразие текстов помогает учащимся лучше понять структуру произведений, различные способы авторского воздействия на читателя и особенности художественного языка. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для анализа текста, его восприятия с разных точек зрения, что способствует глубокому пониманию прочитанного.
Одним из основных методов, который способствует формированию читательской грамотности, является метод анализа текста. Учитель должен учить школьников не просто воспринимать информацию, но и анализировать её, выявлять смысловые и стилистические особенности. Например, при изучении литературного произведения важно обратить внимание на характеры персонажей, их мотивацию, отношение автора к происходящим событиям, стиль повествования. Систематический подход к анализу произведения помогает ученикам развить навыки структурного восприятия текста, а также критического осмысления литературных произведений.
Важным этапом работы с текстом является его интерпретация. Учитель должен обучить учеников тому, как правильно интерпретировать литературные произведения, опираясь на контекст, а также на собственное мировоззрение. Умение видеть скрытые смыслы и подтексты, анализировать образы, оценивать действия персонажей, сопоставлять события и их последствия – все это требует от ученика не только знаний, но и творческого подхода. Интерпретация текста – это процесс, в котором ученики учат видеть многозначность и многослойность литературного произведения, что помогает глубже понять его содержание.
Не менее важным аспектом формирования читательской грамотности является развитие навыков критического мышления. Это умение подвергать сомнению прочитанное, ставить вопросы о мотивации персонажей, авторской позиции, логике событий. Критическое мышление позволяет учащимся не только понимать текст, но и формировать на его основе собственную точку зрения. При этом важно, чтобы ученики не воспринимали информацию механически, а учились выстраивать логические цепочки, анализировать последствия действий героев и оценивать произведение с различных точек зрения.
Эффективным способом развития читательской грамотности является использование методов, направленных на активное взаимодействие с текстом. Это может быть как коллективный, так и индивидуальный анализ произведения. Например, учитель может предложить учащимся обсудить прочитанное в классе, задать вопросы к произведению, предложить ученикам представить себя на месте одного из персонажей или пересказать события с точки зрения другого героя. Это развивает у учащихся способность к эмпатии, умение видеть происходящее глазами других людей, а также способствует лучшему пониманию текста.
Примером эффективного метода работы с текстом является создание творческих заданий, направленных на глубокую проработку литературного материала. Например, ученики могут написать продолжение события в произведении или представить альтернативный финал. Это помогает не только глубже понять содержание текста, но и развивает воображение, творческое мышление, способность к самовыражению. Также важным является задание на сопоставление произведений, написанных в разное время, на разные темы, что помогает учащимся оценить изменения в литературных традициях и подходах.
Кроме того, важной частью формирования читательской грамотности является работа с литературной критикой. Учителю следует знакомить учащихся с различными точками зрения на произведения, предложить прочитать статьи о книгах, критические рецензии, что помогает расширить горизонты восприятия и оценивать произведения в контексте разных интерпретаций. Взаимодействие с критическими материалами помогает учащимся осознавать, что произведение может быть многозначным, что существует множество точек зрения на его содержание.
Важным аспектом работы над читательской грамотностью является развитие у школьников способности к самостоятельному чтению и анализу. Для этого учитель должен научить учеников правильно выбирать книги для чтения, искать в них интересные и значимые для них темы, сопоставлять свои знания и впечатления с тем, что написано в произведении. Самостоятельная работа с текстом помогает ученикам углубить свои знания и развить собственную точку зрения.
Таким образом, формирование читательской грамотности на уроках литературы представляет собой комплексный процесс, включающий различные методы и подходы. Это и работа над анализом текста, и его интерпретация, и развитие критического мышления. Важно, чтобы ученики научились не только читать, но и понимать текст, видеть его многослойность и оценивать с различных точек зрения. Читательская грамотность помогает учащимся не только лучше усваивать литературный материал, но и развивает их способность к аналитическому и творческому мышлению, что является основой для их общего интеллектуального и личностного развития.
Список литературы
Коровянская
В.В.
Формирование читательской грамотности на уроках литературы
// Экономика и социум. 2024. №5-2 (120). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti-na-urokah-literatury (дата обращения: 08.10.2024).
Ланцевская
Н.Ю.
Потенциал метода проектов в формировании читательской грамотности на уроках литературы // Вестник
Шадринского
государственного педагогического университета. 2023. №1 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-metoda-proektov-v-formirovanii-chitatelskoy-gramotnosti-na-urokah-literatury (дата обращения: 08.10.2024).
Ципилева
Л. В. Методы и приемы формирования и развития читательской грамотности на уроках русского языка и литературы // Актуальные исследования.
2023. №31 (161).
С
. 13-15. URL:
https://apni.ru/article/6823-metodi-i-priemi-formirovaniya-i-razvitiya-chi