Формирование читательской грамотности на уроках литературы | Басырова Марина Фёдоровна. Работа №347605. Номер работы: №347605
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования читательской грамотности на уроках литературы в современной школе. Автор анализирует понятие читательской грамотности, её важность для образовательного процесса и жизнедеятельности человека. Особое внимание уделено методам и приёмам, которые помогают развивать у школьников навыки глубокого и осознанного чтения, критического анализа текста и самостоятельного мышления. Приведены примеры практических заданий, способствующих формированию читательской грамотности и развитию интереса к чтению у учащихся.
Ключевые слова: читательская грамотность, литература, осознанное чтение, анализ текста, методы преподавания, критическое мышление.
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Басырова Марина Фёдоровна, учитель русского языка и литературы
МАОУ "СОШ №20", Магаданская область, пгт. Сокол
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования читательской грамотности на уроках литературы в современной школе. Автор анализирует понятие читательской грамотности, её важность для образовательного процесса и жизнедеятельности человека. Особое внимание уделено методам и приёмам, которые помогают развивать у школьников навыки глубокого и осознанного чтения, критического анализа текста и самостоятельного мышления. Приведены примеры практических заданий, способствующих формированию читательской грамотности и развитию интереса к чтению у учащихся.
Ключевые слова: читательская грамотность, литература, осознанное чтение, анализ текста, методы преподавания, критическое мышление.
Формирование читательской грамотности у школьников — одна из ключевых задач современного образования. Читательская грамотность включает умение не только читать и понимать текст, но и осмысливать его, делать выводы, связывать с личным опытом и контекстом современной культуры. В условиях роста информационного потока и развития цифровых технологий дети всё чаще сталкиваются с большим количеством информации, которую необходимо уметь критически оценивать. Поэтому учитель литературы становится центральной фигурой, способной привить учащимся навыки грамотного чтения и анализа текстов.
Читательская грамотность — это не только способность прочитать и понять текст, но и умение анализировать его, интерпретировать, оценивать информацию и использовать её для решения различных задач. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет читательскую грамотность как способность человека использовать письменные тексты для того, чтобы развивать собственные знания и потенциал, а также эффективно взаимодействовать с окружающей средой.
Для школьников важно развивать читательскую грамотность на уроках литературы, так как она формирует у них следующие ключевые навыки:
понимание смысла текста;
умение находить в нём ключевую информацию;
анализ авторских приёмов и структурных элементов произведения;
способность критически осмысливать текст и формировать собственное мнение;
применение полученных знаний и информации для решения проблемных ситуаций.
Таким образом, читательская грамотность выходит за рамки простого чтения и становится основой для развития критического мышления, что особенно важно в условиях современной информационной среды.
Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературы
Формирование читательской грамотности требует от учителя систематического подхода и использования различных методик, направленных на развитие умения читать осознанно, анализировать текст и применять прочитанное на практике. Рассмотрим некоторые из этих методов.
Метод осознанного чтения
Метод осознанного чтения предполагает, что учащиеся читают текст внимательно, обращая внимание на его структуру, ключевые идеи и авторские приёмы. Важная роль в осознанном чтении принадлежит вопросам, которые задаёт учитель на разных этапах работы с текстом.
Пример: при изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» учитель может предложить учащимся такие вопросы:
Какие черты характера Петра Гринева проявляются в первой встрече с Пугачёвым?
Как изменяется образ Маши Мироновой в ходе повести?
В чём заключается конфликт между героями и как он связан с историческими событиями?
Такие вопросы стимулируют учеников к осознанному чтению, направленному на глубокий анализ персонажей и событий произведения.
Развитие навыков интерпретации текста
Интерпретация текста требует от учащихся умения анализировать подтексты, выявлять символы и метафоры, понимать авторские идеи. Для развития этих навыков можно использовать метод «читательского дневника», где школьники фиксируют свои мысли и ассоциации, возникающие при чтении текста, а также формулируют свои гипотезы относительно смыслов произведения.
Примером такого задания может быть ведение дневника при чтении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Учащиеся могут записывать свои размышления о внутренних мотивах Раскольникова, рассуждать о роли второстепенных персонажей и значении символов (например, символ креста или города как образа).
Групповой анализ текста
Групповой анализ текста стимулирует учащихся к активному обсуждению прочитанного, позволяет услышать мнения других и учит уважать разные точки зрения. Учитель может разделить класс на несколько групп, каждая из которых анализирует определённый фрагмент произведения, затем они представляют результаты своей работы классу.
Пример: при изучении произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» каждая группа может проанализировать одного из персонажей — Печорина, Максимыча, Бэлу или Вернера — и представить свои выводы о мотивах их действий и роли в произведении.
Написание аналитических эссе
Аналитическое эссе — это эффективный способ развить у учащихся навыки критического анализа текста. Важно, чтобы при написании эссе школьники не только пересказывали содержание произведения, но и формулировали свои мысли, опираясь на конкретные примеры и цитаты.
Пример темы для эссе: «Роль судьбы и случайности в судьбе Евгения Онегина». Это задание позволяет учащимся анализировать ключевые эпизоды произведения и делать выводы о философских идеях, заложенных Пушкиным.
Практические задания для формирования читательской грамотности
На уроках литературы можно применять разнообразные задания, которые помогают развивать навыки осознанного чтения и анализа текста:
Вопросы высокого уровня: задайте учащимся открытые вопросы, требующие анализа текста и интерпретации его смыслов. Например: «Почему автор выбирает определённую точку зрения при описании событий?»
Чтение с остановками: предложите учащимся сделать паузы в процессе чтения для обсуждения прочитанного и выдвижения гипотез относительно дальнейшего развития сюжета.
Создание карт понятий: учащиеся могут создавать визуальные схемы, отражающие ключевые идеи произведения, взаимоотношения персонажей или основные темы.
Сравнение произведений: предложите учащимся сравнить два произведения, анализируя сходства и различия в их тематике, стилевых приёмах и философских идеях.
Рефлексивные вопросы: после чтения текста предложите учащимся ответить на вопросы, связанные с их личным восприятием произведения: «Как этот текст заставил вас задуматься о жизни или обществе?»
Формирование читательской грамотности на уроках литературы — это важнейшая задача, которая способствует развитию у школьников умения анализировать тексты, формировать собственные суждения и критически оценивать полученную информацию. Использование различных методов и приёмов, таких как осознанное чтение, групповой анализ, написание эссе и рефлексия, помогает учащимся лучше понимать художественные произведения и активно применять полученные навыки в повседневной жизни.
Читательская грамотность не только улучшает академические результаты, но и способствует формированию личности, способной осмысливать мир вокруг себя, делать выводы и принимать взвешенные решения на основе полученных знаний.
Список литературы
Коровянская В.В. Формирование читательской грамотности на уроках литературы // Экономика и социум. 2024. №5-2 (120). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti-na-urokah-literatury.
Пургина Н.Ю., Котвицкая С.А. Роль чтения в формировании читательской грамотности // Вестник науки. 2024. №6 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-chteniya-v-formirovanii-chitatelskoy-gramotnosti.