Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование читательской грамотности на уроках литературы с использованием метода дискуссий и дебатов | Ильиных Светлана Анатольевна. Работа №349517

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье обсуждается значимость формирования читательской грамотности на уроках литературы с использованием методов дискуссий и дебатов. Подчеркивается, что данные методы способствуют не только развитию аналитического и критического мышления учащихся, но и позволяют глубже осознать содержание и идеи литературных произведений. Методики, основанные на обсуждении и аргументации, помогают учащимся учиться формулировать собственные мысли и выстраивать аргументы, а также развивают навыки активного слушания, что в конечном итоге повышает уровень читательской грамотности и усиливает интерес к чтению.

Ключевые слова: читательская грамотность, литература, дискуссия, дебаты, критическое мышление, аргументация, аналитическое мышление.

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ДИСКУССИЙ И ДЕБАТОВ

 

Ильиных Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ ЛНР «УВК Смелянская школа», с. Смелое

 

Аннотация. В статье обсуждается значимость формирования читательской грамотности на уроках литературы с использованием методов дискуссий и дебатов. Подчеркивается, что данные методы способствуют не только развитию аналитического и критического мышления учащихся, но и позволяют глубже осознать содержание и идеи литературных произведений. Методики, основанные на обсуждении и аргументации, помогают учащимся учиться формулировать собственные мысли и выстраивать аргументы, а также развивают навыки активного слушания, что в конечном итоге повышает уровень читательской грамотности и усиливает интерес к чтению.

Ключевые слова: читательская грамотность, литература, дискуссия, дебаты, критическое мышление, аргументация, аналитическое мышление.

 

Формирование читательской грамотности — одна из ключевых задач современного образования, особенно актуальная в условиях стремительного потока информации и увеличивающейся роли критического мышления. Для учителя литературы важно не только привить ученикам любовь к книгам, но и научить их глубже понимать прочитанное, осознавать скрытые смыслы текста, а также уметь анализировать и интерпретировать литературные произведения. Метод дискуссий и дебатов является мощным инструментом для достижения этих целей, поскольку он позволяет учащимся развивать не только навыки анализа текста, но и способности к аргументации, рефлексии и открытости к разным точкам зрения.

Дискуссии на уроках литературы дают возможность ученикам обсуждать ключевые моменты произведения, его сюжет, характеры персонажей и их мотивы. Под руководством учителя учащиеся учатся задавать вопросы, формулировать свои мысли, выражать и защищать свою точку зрения, а также слушать и понимать других. Этот процесс развивает у учеников умение выявлять главные идеи и проблемы, заложенные в произведении, что способствует повышению уровня их читательской грамотности. При этом дискуссии позволяют школьникам воспринимать текст не как нечто абстрактное, а как часть живой культуры и мыслительного процесса, с которым они могут взаимодействовать.

Дебаты, в свою очередь, представляют собой структурированную форму дискуссии, где учащиеся занимаются не просто выражением своих мыслей, но и обоснованием и защитой своей позиции перед аудиторией. Этот процесс требует от учеников глубокого осмысления текста и умения отстаивать свои выводы. В процессе подготовки к дебатам учащиеся не только перечитывают текст произведения, но и исследуют его контекст, сопоставляют его с другими произведениями и проводят параллели с современной реальностью. Дебаты побуждают школьников анализировать текст на более глубоком уровне, что способствует формированию навыков анализа и интерпретации — важнейших составляющих читательской грамотности.

Метод дебатов на уроках литературы позволяет развить у учащихся способность к формированию аргументов и навыков логического мышления. В ходе подготовки к дебатам учащиеся осваивают методы структурирования своих мыслей и построения убедительных речей. Они учатся выбирать и обосновывать свою позицию, обрабатывать информацию, а также интерпретировать литературные произведения и символику, что значительно расширяет их аналитические способности. Более того, дебаты способствуют развитию таких важных коммуникативных навыков, как умение слушать собеседника, анализировать его аргументы и подбирать контраргументы, что позволяет учащимся становиться более активными участниками образовательного процесса.

Помимо этого, метод дискуссий и дебатов играет значимую роль в процессе формирования критического мышления учащихся. Критическое мышление, являясь одним из важнейших навыков в современном мире, позволяет ученикам не только воспринимать и анализировать информацию, но и оценивать ее достоверность и значимость. В дискуссиях и дебатах учащиеся учатся анализировать свои выводы и представления о произведении, подвергать их критике и искать дополнительные подтверждения своим взглядам, что развивает их аналитические способности и способствует формированию умения мыслить критически.

Стоит отметить, что успех использования данных методов во многом зависит от профессионализма учителя, его способности создать доверительную атмосферу, где каждый ученик может выразить свое мнение. Важно, чтобы дискуссии и дебаты не превращались в спор ради спора, а носили образовательный характер, способствующий углубленному пониманию произведения и повышению уровня читательской грамотности. Учителю необходимо направлять процесс, обеспечивая учащимся пространство для самовыражения и одновременно обучая их навыкам аргументации и обоснования своих выводов.

Таким образом, метод дискуссий и дебатов открывает перед учителем литературы широкие возможности для повышения читательской грамотности учащихся, их личностного и интеллектуального развития. Развивая у учеников навыки анализа и интерпретации текста, способность к аргументированному изложению своих мыслей и критическому отношению к прочитанному, данный метод способствует формированию полноценных и осмысленных читателей, способных самостоятельно анализировать и воспринимать литературные произведения. В итоге дискуссии и дебаты не только делают уроки литературы более интересными и насыщенными, но и помогают учащимся глубже понять и полюбить литературу, что является одной из важнейших задач школьного образования.

 

Список литературы

1. Борисова Л. В. Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие речевой культуры учащихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы» / Л. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 74-86.

2. Досмаханова Р. А. Дебатная технология на уроках русской литературы / Р. А. Досмаханова, К. О. Ажиев, А. Х. Файзуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7.2 (87.2). — С. 71-73.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×