Формирование читательской грамотности на уроках музыки в начальной школе | Кабирова Алсу Шамильевна. Работа №299573
Автор: Кабирова Алсу Шамильевна
Успешное усвоение школьной программы невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Чтение и работа с информацией занимает особое место среди метапредметных универсальных учебных действий. Поэтому обучение любому предмету должно включать приемы чтения на разнообразном учебном материале. Уроки музыки, так же не являются в этом исключением.
В своей работе я использую разные виды текстов и упражнений
Сплошные тексты обычно состоят из предложений, которые соединены в абзацы. Абзацы в свою очередь могут быть соединены в параграфы, главы и т.д.
Несплошные тексты организованы иначе, содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи. В таких текстах практически отсутствуют словесные пояснения, развернутые предложения.
Смешанные тексты – это не текст с набором иллюстраций, они соединяют черты сплошных и несплошных текстов. В смешанных источниках текста больше, чем в несплошных.
Формирование читательской грамотности учащихся на уроках музыки в начальной школе
Успешное усвоение школьной программы невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Чтение и работа с информацией занимает особое место среди метапредметных универсальных учебных действий. Поэтому обучение любому предмету должно включать приемы чтения на разнообразном учебном материале. Уроки музыки, так же не являются в этом исключением.
Формирование навыка чтения строится на трех группах читательских умений.
-умение в нахождении информации в содержании текста и понимание его целостного смысла правильно прочитывать слова;
-- Интерпретация текста;
- Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
В своей работе я использую разные виды текстов и упражнений
Сплошные тексты обычно состоят из предложений, которые соединены в абзацы. Абзацы в свою очередь могут быть соединены в параграфы, главы и т.д.
Несплошные тексты организованы иначе, содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи. В таких текстах практически отсутствуют словесные пояснения, развернутые предложения.
Смешанные тексты – это не текст с набором иллюстраций, они соединяют черты сплошных и несплошных текстов. В смешанных источниках текста больше, чем в несплошных.
Одновременно каждый источник должен соответствовать определенной ситуации:
Личная. Такие тексты обслуживают частные интересы человека – и практические, и эмоциональные, и интеллектуальные. Они предназначены для поддержки и развития личных отношений между людьми, для удовлетворения любопытства и для проведения приятного досуга.
Примеры: письма (электронные и обычные), смс, блоги, дневниковые записи.
Общественная. В таких ситуациях функционируют тексты, описывающие дела и заботы общественных организаций. Они предполагают более или менее анонимные человеческие связи.
Примеры: официальные документы, информация об общественных событиях, газетные новости, форумы в Интернете.
Деловая. Текст обслуживает выполнение какого-либо безотлагательного дела. Он направлен, прежде всего, на то, чтобы оценить готовность успешно функционировать за порогом школы, применяя свои знания и умения в реальной жизни.
Примеры: поиск работы в соответствующем разделе газеты или в Интернете, инструкция о том, как приступить к работе, деловые письма.
Для формирования читательской грамотности я применяю следующие виды вопросов:
Закрытый тип – выбор одного или нескольких ответов.
Открытый тип – в ответе необходимо вписать одно слово, последовательность букв или число.
Сопоставление.
Установление истинности, соответствия
Слайд 4. Итак, рассмотрим разных виды текстов и разные ситуации на уроках музыки.1 вид - сплошной вид текста
Детям я выдаю распечатанный вариант текста, и текст находится перед глазами детей и они работают по тексту.
Вид текста: сплошной
Ситуация: личная
Профессия «дирижер»
Дирижер - это музыкант, работа которого заключается в управлении оркестром, хором, ансамблем; ни на каком инструменте во время концерта он не играет. В таком виде профессия дирижера появилась в начале 19-го века. До этого времени управление оркестром было возложено на одного из музыкантов, как правило самого опытного скрипача.
Дирижер во время концерта стоит спиной к залу и лицом к музыкантам. Для управления оркестром не обязательно, но практически всегда используется небольшая палочка в правой руке. В прошлом вместо палочки использовались свернутые в трубочку ноты или другие предметы.
Название профессии «дирижер» произошло от французского слова diriger — управлять. Как правило, для получения профессии дирижера требуется сначала освоить игру на каком-либо инструменте, а затем получить профильное образование в одном из музыкальных вузов.
Многие дирижеры не только играют произведения других композиторов, но и сами пишут музыку.
Итак, представляю вам вопросы на нахождение информации.
1.Умение: Нахождение информации.
Тип вопроса: закрытый.
1. Кто такой "дирижёр"? Выбери правильный вариант ответа.
А. Дирижёр - это, тот кто поёт, занимается пением.
Б. Дирижер - это музыкант, который управляет оркестром, ансамблем, хором.
В. Дирижёр - это артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними.
Г. Дирижёр - специалист в области музыки или тот, кто занимается игрой на музыкальном инструменте
Д. Дирижёр - автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте, создатель танцевальных форм.
Ответ: _________________б_
С уроками музыки связано посещение экскурсий, музеев, театра, предлагаю рассмотреть билет в театр кукол.
Вид текста – НЕСПЛОШНОЙ
Ситуация – ДЕЛОВАЯ
1.Умение: Нахождение информации.
Тип вопроса: открытый
1. Сколько раз можно посетить театр по данному абонементу?
В ответе запиши только число. Ответ: ___4__ раза
Слайд 7. Тип текста: смешанный
Ситуация: общественная