Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование читательской грамотности школьников на уроках английского языка | Возовикова Анна Игоревна. Работа №352999. Номер работы: №352999

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Читательская грамотность является одной из ключевых компетенций, необходимых для успешного обучения школьников. На уроках английского языка формирование этой компетенции приобретает особое значение, так как чтение способствует не только овладению языковыми навыками, но и расширению кругозора, развитию критического мышления и способности к анализу текстов. В статье рассматриваются подходы к формированию читательской грамотности на уроках английского языка в средней школе, предлагаются методы и приемы работы с текстами, а также освещается роль учителя в этом процессе.

Ключевые слова: читательская грамотность, английский язык, критическое мышление, методы обучения, работа с текстом, средняя школа, учебные стратегии.

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Возовикова Анна Игоревна, учитель английского языка

МОАУ «Средняя школа №141», Красноярский край г. Красноярск

Аннотация. Читательская грамотность является одной из ключевых компетенций, необходимых для успешного обучения школьников. На уроках английского языка формирование этой компетенции приобретает особое значение, так как чтение способствует не только овладению языковыми навыками, но и расширению кругозора, развитию критического мышления и способности к анализу текстов. В статье рассматриваются подходы к формированию читательской грамотности на уроках английского языка в средней школе, предлагаются методы и приемы работы с текстами, а также освещается роль учителя в этом процессе.

Ключевые слова: читательская грамотность, английский язык, критическое мышление, методы обучения, работа с текстом, средняя школа, учебные стратегии.

Читательская грамотность — это умение понимать, интерпретировать и использовать текстовую информацию для решения различных задач, обучения и участия в общественной жизни. В условиях современной образовательной парадигмы развитие этой компетенции становится важной задачей для всех предметных областей, включая преподавание английского языка.

На уроках английского языка чтение занимает особое место: оно не только способствует изучению грамматических структур и расширению словарного запаса, но и помогает учащимся освоить стратегию работы с текстами различной сложности. Важно, чтобы учащиеся могли не просто читать текст на английском языке, но и осознавать его содержание, критически оценивать информацию и применять ее на практике.

1. Читательская грамотность и ее компоненты

Читательская грамотность включает в себя следующие ключевые компоненты:

Понимание текста: способность извлекать основную информацию, определять главные идеи и второстепенные детали.

Интерпретация и анализ: умение анализировать текст, выявлять авторские идеи, интерпретировать скрытый смысл и оценивать достоверность информации.

Критическое мышление: способность сравнивать различные источники информации, формировать свое мнение на основе прочитанного.

Эти навыки тесно связаны с формированием у учащихся языковой компетенции, и их развитие должно быть интегрировано в процесс обучения английскому языку.

2. Подходы к формированию читательской грамотности

В педагогической практике для формирования читательской грамотности используются различные подходы, среди которых можно выделить:

Коммуникативный подход. Чтение рассматривается как средство коммуникации, а работа с текстом строится на принципах взаимодействия: обсуждение, обмен мнениями, ответы на вопросы и задания, связанные с реальными жизненными ситуациями.

Интегрированный подход. Чтение интегрируется с другими видами деятельности, такими как письмо, говорение и аудирование, что позволяет развивать читательскую грамотность в комплексе с другими навыками.

Проектный подход. Учащиеся работают над проектами, которые требуют поиска и анализа информации из различных источников, включая тексты на английском языке.

3. Методы и приемы работы с текстами

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка возможно благодаря использованию разнообразных методов и приемов.

До чтения (pre-reading)

Активизация фона знаний: обсуждение темы текста, формулирование вопросов, предположение содержания на основе заголовка, иллюстраций или ключевых слов.

Установление цели чтения: учитель предлагает ученикам сосредоточиться на поиске определенной информации или ответов на вопросы.

Во время чтения (while-reading)

Чтение с выделением главной информации: учащиеся отмечают ключевые идеи и важные детали.

Составление смысловых карт: помогает визуализировать структуру текста и взаимосвязи между его частями.

Работа с незнакомыми словами: использование контекста для определения значения слова, работа с толковыми словарями.

После чтения (post-reading)

Дискуссия: обсуждение содержания текста, обмен мнениями, ответы на вопросы.

Критический анализ: учащиеся оценивают достоверность информации, определяют цель текста и позицию автора.

Творческая работа: написание продолжения текста, создание диалогов, связанных с его содержанием, или иллюстраций.

4. Роль учителя в формировании читательской грамотности

Учитель играет центральную роль в процессе формирования читательской грамотности. Он выступает не только в качестве организатора образовательного процесса, но и наставника, который:

Подбирает тексты, соответствующие уровню подготовки и интересам учащихся.

Мотивирует учеников к чтению, объясняя практическую значимость этого навыка.

Обучает стратегиям чтения, таким как сканирование (scanning), просмотровое чтение (skimming) и углубленное изучение текста.

Создает комфортную среду для обсуждения прочитанного, стимулирует критическое осмысление текста.

5. Примеры заданий для развития читательской грамотности

Кроссворды и викторины по содержанию текста. Помогают закрепить основные идеи и детали текста.

Ролевая игра. Учащиеся инсценируют сюжет текста, что позволяет глубже понять его содержание.

Сравнительный анализ. Сравнение двух текстов на схожую тему с целью выявления общего и различий.

Написание аннотации. Учащиеся учатся формулировать основную мысль текста кратко и четко.

Формирование читательской грамотности школьников на уроках английского языка является неотъемлемой частью образовательного процесса. Оно помогает не только совершенствовать языковые навыки, но и развивать критическое мышление, способность к анализу и интерпретации информации. Успех в достижении этой цели зависит от правильного выбора методов и приемов обучения, а также от активной роли учителя как вдохновителя и наставника.

Список литературы

Муминова З. И. ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Вестник науки. 2022. №1 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chtenie-na-urokah-angliyskogo-yazyka-kak-sposob-razvitiya-funktsionalnoy-gramotnosti-starsheklassnikov

Мясникова Юлия Игоревна, Чернякова Юлия Сергеевна Формирование читательской грамотности школьников посредством интегрированного подхода на уроках английского языка // Концепт. 2024. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti-shkolnikov-posredstvom-integrirovannogo-podhoda-na-urokah-angliyskogo-yazyka

Ситдикова Е. В. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Вестник науки. 2024. №7 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-tehnologii-kak-sposob-razvitiya-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah-angliyskogo-yazyka

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×