Формирование читательской грамотности у школьников на примере изучения ВОВ | Арыскина Тамара Владимировна. Работа №342932
Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования читательской грамотности у школьников на основе изучения материалов, посвящённых Великой Отечественной войне. Особое внимание уделяется тому, как работа с историческими текстами и художественными произведениями о войне способствует развитию навыков критического мышления, анализа, интерпретации текстов и понимания культурно-исторического контекста. Пример изучения материалов о ВОВ иллюстрирует важность комплексного подхода к чтению, направленного на осознание значимости исторических событий и их влияния на современность.
Ключевые слова: читательская грамотность, Великая Отечественная война, критическое мышление, исторический текст, художественная литература, культурно-исторический контекст.
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ВОВ
Арыскина Тамара Владимировна, учитель
МБОУ Толстомысенская СОШ № 7
Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования читательской грамотности у школьников на основе изучения материалов, посвящённых Великой Отечественной войне. Особое внимание уделяется тому, как работа с историческими текстами и художественными произведениями о войне способствует развитию навыков критического мышления, анализа, интерпретации текстов и понимания культурно-исторического контекста. Пример изучения материалов о ВОВ иллюстрирует важность комплексного подхода к чтению, направленного на осознание значимости исторических событий и их влияния на современность.
Ключевые слова: читательская грамотность, Великая Отечественная война, критическое мышление, исторический текст, художественная литература, культурно-исторический контекст.
Формирование читательской грамотности у школьников является одной из центральных задач современной образовательной системы. Читательская грамотность включает не только умение прочитать и понять текст, но и способность анализировать, интерпретировать и критически осмысливать полученную информацию, соотнося её с более широким контекстом. Одним из эффективных методов развития этих навыков является изучение материалов, связанных с важными историческими событиями, такими как Великая Отечественная война. Эта тема, глубоко укоренённая в российской культуре и истории, представляет собой богатую основу для формирования читательской грамотности.
Изучение ВОВ на уроках литературы и истории предполагает обращение к разнообразным текстам, среди которых особое место занимают как исторические документы, так и художественная литература. Работа с этими источниками позволяет школьникам не только погружаться в исторический контекст, но и развивать навыки критического анализа. Изучение художественных произведений о войне, таких как повести и романы Михаила Шолохова, Бориса Васильева, Константина Симонова, помогает ученикам осмыслить не только события войны, но и эмоциональные, моральные и социальные аспекты, которые передаются через художественные образы. Эти произведения позволяют глубже понять личные переживания людей, участвовавших в войне, что способствует формированию более осознанного и эмоционального восприятия текста.
Исторические документы, такие как письма с фронта, правительственные постановления, воспоминания ветеранов и мемуары, представляют собой другой важный источник для формирования читательской грамотности. Эти материалы требуют от школьников осознания особенностей официального и личного стиля письменного изложения, понимания специфики документальных текстов. Изучение таких источников помогает ученикам развивать умение работать с разными типами информации, соотнося факты с их эмоциональным и социальным контекстом. Важно, чтобы школьники не только осмысливали содержание текстов, но и критически оценивали информацию, представленную в них, понимая, как историческая реальность отражается в документах и как интерпретация событий может меняться в зависимости от того, кто и когда их описывает.
Работа с текстами о Великой Отечественной войне также способствует развитию у учащихся понимания культурно-исторического контекста, который является неотъемлемой частью процесса формирования читательской грамотности. Осознание связи между текстом и историческими событиями, их влияние на культуру, политику и общественное сознание играет ключевую роль в понимании текста на более глубоком уровне. В частности, изучение темы войны требует от школьников осознания того, как коллективная память общества формирует восприятие прошлого и как это отражается в литературных и документальных текстах. Понимание этих аспектов позволяет ученикам формировать осознанное отношение к изучаемым произведениям и документам, что способствует более точному восприятию текста.
Читательская грамотность включает также умение понимать различные жанры текстов и стилистические особенности, присущие каждому из них. Изучение текстов о ВОВ помогает школьникам осознавать различия между художественным и документальным стилем, а также лучше понимать жанровую специфику мемуаров, дневников, писем и официальных документов. Важно, чтобы учащиеся умели интерпретировать не только смысл текста, но и его стилистические и жанровые особенности, так как это значительно повышает их способность к критическому мышлению и анализу.
Кроме того, изучение темы Великой Отечественной войны способствует формированию у школьников навыков междисциплинарного мышления. Этот процесс требует интеграции знаний из различных предметных областей, таких как история, литература, обществознание. Работа с текстами о войне требует от учащихся осознания исторического контекста и культурных реалий того времени, что развивает их способность к синтезу информации. Это умение особенно важно для формирования читательской грамотности, так как позволяет ученикам воспринимать текст не как изолированное произведение, а как часть более широкой системы знаний.
Формирование читательской грамотности требует осознанного подхода со стороны учителя, который должен не только предлагать учащимся тексты для изучения, но и создавать условия для их глубокого анализа и обсуждения. Важной задачей является не только привлечение внимания к содержанию текста, но и формирование у школьников умения задавать вопросы, искать скрытые смыслы и делать выводы. Изучение материалов о Великой Отечественной войне предоставляет прекрасную возможность для развития этих навыков, так как требует от учащихся не только внимания к фактам, но и их осмысления в контексте эмоциональных и культурных переживаний.
Таким образом, изучение темы Великой Отечественной войны является важным компонентом в процессе формирования читательской грамотности у школьников. Оно позволяет развивать у учащихся навыки анализа, критического мышления и интерпретации текста, а также способствует осознанию связи между текстом и историческим контекстом. Применение этих подходов на уроках помогает школьникам глубже осмыслить как сам процесс чтения, так и значение тех исторических событий, которые отразились в литературе и документальных источниках.
Список литературы
1. Бойко Е.А. О развитии читательской грамотности учащихся в условиях современной школы / Е.А. Бойко // Молодой ученый. — 2023. — № 29 (476). — С. 125-126.
2. Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. — 2016. — № 10.4 (114.4). — С. 19-21.