Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование читательской грамотности у младших школьников с помощью современных технологий: методы и приёмы смыслового чтения | Руденко Татьяна Петровна. Работа №351001

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. В статье рассматриваются современные методы и приёмы формирования читательской грамотности у младших школьников с использованием цифровых технологий. Описаны основные подходы к смысловому чтению, позволяющие ученикам эффективно анализировать и понимать текст. Приводятся примеры цифровых инструментов и ресурсов, способствующих развитию навыков чтения, что делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей. Статья содержит практические рекомендации для учителей по использованию технологий в учебном процессе.

Ключевые слова: читательская грамотность, смысловое чтение, начальная школа, цифровые технологии, методы чтения, понимание текста, электронные ресурсы.

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

 

Руденко Татьяна Петровна, учитель начальных классов

ГБОУ Луганской Народной Республики "Белокуракинская школа № 2"

 

Аннотация. В статье рассматриваются современные методы и приёмы формирования читательской грамотности у младших школьников с использованием цифровых технологий. Описаны основные подходы к смысловому чтению, позволяющие ученикам эффективно анализировать и понимать текст. Приводятся примеры цифровых инструментов и ресурсов, способствующих развитию навыков чтения, что делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей. Статья содержит практические рекомендации для учителей по использованию технологий в учебном процессе.

Ключевые слова: читательская грамотность, смысловое чтение, начальная школа, цифровые технологии, методы чтения, понимание текста, электронные ресурсы.

 

Читательская грамотность является важнейшим навыком, формируемым в начальной школе, так как именно от умения понимать и анализировать прочитанное зависит дальнейшее обучение ребёнка. Смысловое чтение предполагает не просто беглое прочтение текста, а его глубокое понимание, умение выделять основную мысль и анализировать информацию. Современные цифровые технологии предоставляют учителям широкий спектр инструментов, которые помогают сделать обучение интересным и эффективным, а также развивать у детей навыки критического мышления и самостоятельного анализа текста.

Смысловое чтение является основой для развития у школьников целого ряда навыков:

- Умения понимать и перерабатывать информацию. В процессе смыслового чтения ученик учится извлекать из текста полезные данные, оценивать их значимость и делать выводы.

- Формирования критического мышления. Когда ребёнок понимает смысл текста, он может высказывать свою точку зрения, оценивать события и находить причинно-следственные связи.

- Развития памяти и внимания. Постепенное и глубокое осмысление текста способствует улучшению памяти, так как дети запоминают ключевые моменты, а внимание развивается благодаря необходимости фокусироваться на смысле каждой прочитанной фразы.

Рассмотрим методы и приёмы смыслового чтения.

После прочтения текста учитель может попросить детей написать краткую аннотацию или пересказать текст. Это упражнение развивает способность выделять основное содержание, структурировать мысли и закрепляет навыки смыслового чтения.

Учитель может предложить детям ответить на вопросы, касающиеся ключевых моментов текста. Такие вопросы помогают ученикам осмысливать прочитанное, выделять главные идеи и искать подтверждения своих ответов в тексте.

С помощью тестов с выбором правильного ответа ученики учатся концентрироваться на значимых деталях текста. Учитель может использовать онлайн-тесты или составить их в электронных форматах, чтобы сделать процесс обучения более интерактивным.

Визуальные схемы помогают ученикам запоминать содержание текста, структурируя информацию и выделяя главные моменты. Такие схемы можно создавать с помощью специальных программ, что делает процесс увлекательным и помогает ученикам наглядно представлять материал.

Организация ролевых игр, основанных на сюжете текста, позволяет детям глубже понять содержание и события. Обсуждение прочитанного в формате диалога стимулирует желание высказывать своё мнение и позволяет ученикам лучше понять смысл текста.

Сегодня существуют специальные платформы, такие как "Читай-город" или "ЛитРес: Школа", которые позволяют организовать чтение текстов с сопровождением заданий на понимание. Такие платформы включают тесты, викторины и задания на поиск информации, что способствует углублению работы с текстом.

Использование электронных книг и аудиокниг помогает расширить круг чтения, а также развивает навыки смыслового восприятия текста. Аудиокниги полезны для детей, у которых возникают трудности с чтением, так как они могут слушать текст, а затем обсуждать его содержание.

Программы, такие как MindMeister и Canva, позволяют детям визуализировать содержание текста. С помощью таких инструментов ученики могут создавать карты текста, которые помогают структурировать и запоминать информацию.

Онлайн-тесты (например, на платформе Kahoot!) мотивируют учеников и позволяют учителю оценить уровень понимания текста. Викторины можно использовать как после прочтения текста, так и в процессе чтения для закрепления информации.

Учитель может предложить ученикам создавать презентации, видео или аудиозаписи по теме прочитанного текста. Это помогает развивать творческие способности и закрепляет навыки смыслового чтения, так как для создания проекта необходимо хорошо понять содержание текста.

Приведем практические рекомендации для учителей:

- Использование цифровых инструментов должно быть регулярным, чтобы дети постепенно привыкали к новым форматам работы с текстом. Учитель может интегрировать платформы для чтения в процесс обучения и периодически давать задания на электронной основе.

- Работа в группах позволяет детям обсуждать текст и делиться своими идеями, что помогает лучше понять содержание и закрепить навыки. Учитель может организовать групповые проекты, в которых каждая команда представляет свою точку зрения на текст.

- Важно учитывать уровень подготовки детей при подборе текстов и заданий. Сначала лучше использовать более простые тексты с короткими заданиями, а затем переходить к более сложным.

- Использование интересных для детей текстов, в том числе современных детских книг и сказок, может существенно повысить мотивацию к чтению и работы над текстом. Учитель также может использовать мультимедийные элементы, такие как видео или изображения, для поддержания интереса к чтению.

В заключение отметим, что использование современных технологий в процессе формирования читательской грамотности у младших школьников открывает новые возможности для учителей. Цифровые инструменты позволяют сделать процесс чтения увлекательным, организовать его в интерактивном формате и предоставить ученикам возможность для самостоятельного анализа текста. Применение разнообразных методик и приёмов смыслового чтения позволяет детям лучше понимать содержание текстов, развивать аналитическое мышление и критически оценивать информацию. Для достижения наилучших результатов важно интегрировать технологии в учебный процесс системно, учитывать уровень подготовки детей и предлагать им интересные задания.

Список литературы

Авдеева А.В.

Формирование читательской компетенции младших школьников / А.В. Авдеева, М.В.

Молькова

. // Молодой ученый. – 2015. – №22.1 (102.1). – С. 44–46.

Андронова Н.В., Постникова А.С. Развитие эмоциональной культуры младших школьников // Огарёв-Online. 2016. №21 (86).

Вафина Ю.Ф. Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения //Вестник науки. 2024.№4 (№4).

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×