Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование читательской грамотности у воспитанников через использование приемов технологии критического мышления | Козлова Светлана Петровна. Работа №345807

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования читательской грамотности у воспитанников дошкольного возраста через использование приемов технологии критического мышления. Рассматриваются ключевые аспекты применения критического мышления в образовательном процессе, а также методы, которые помогают детям осознанно воспринимать и анализировать текстовую информацию.

Ключевые слова: читательская грамотность, критическое мышление, дошкольное образование, осмысленное чтение, восприятие текста, развитие мышления, воспитатель.

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

Козлова Светлана Петровна, воспитатель

ФКДОУ «Детский сад №143» Минобороны России г. Саратов

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования читательской грамотности у воспитанников дошкольного возраста через использование приемов технологии критического мышления. Рассматриваются ключевые аспекты применения критического мышления в образовательном процессе, а также методы, которые помогают детям осознанно воспринимать и анализировать текстовую информацию.

Ключевые слова: читательская грамотность, критическое мышление, дошкольное образование, осмысленное чтение, восприятие текста, развитие мышления, воспитатель.

 

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста — одна из приоритетных задач современного образовательного процесса. В условиях информационного общества навыки критического мышления и осмысленного восприятия информации становятся необходимыми для успешной социализации и дальнейшего обучения. Важно с раннего возраста прививать детям интерес к чтению, умение воспринимать и анализировать текст, что закладывает основы для будущих учебных успехов. Технология критического мышления является эффективным инструментом в решении этой задачи, поскольку она способствует активному и осознанному восприятию текстов, учит детей задавать вопросы, размышлять и делать выводы.

В дошкольном возрасте формирование читательской грамотности требует не только работы с текстом, но и создания условий для развития мыслительных процессов. Применение технологии критического мышления в этом возрасте помогает воспитать у детей способность анализировать информацию, оценивать её достоверность и смысл, а также устанавливать причинно-следственные связи. Этот подход делает процесс обучения более активным и увлекательным, что особенно важно для детей младшего возраста.

Технология критического мышления представляет собой набор методов и приёмов, которые помогают детям осмысленно воспринимать информацию, анализировать её и делать выводы. В дошкольном возрасте такие методы становятся особенно важными, так как дети только начинают осваивать навыки чтения и работы с текстами. Основная цель технологии — научить воспитанников размышлять над прочитанным, задавать вопросы, искать ответы и сравнивать различную информацию.

Ключевой аспект применения критического мышления в дошкольном образовании заключается в создании условий, при которых дети будут активно вовлечены в процесс познания. Например, при чтении текстов воспитатель может задавать вопросы, которые стимулируют детей к размышлению. Это могут быть вопросы на осмысление содержания, анализ поступков героев или причинно-следственных связей. Важной частью этого процесса является поощрение детей к обсуждению и обмену мнениями, что помогает им не только лучше понять текст, но и развивать коммуникативные навыки.

Одним из методов технологии критического мышления является работа с текстом через прогнозирование. Перед чтением воспитатель может предложить детям предсказать, о чём будет история или как будут развиваться события. Это помогает детям включить своё воображение и внимание, что способствует более активному восприятию текста. После чтения важно обсудить, насколько их прогнозы совпали с действительным содержанием, что помогает детям развивать аналитическое мышление и навыки сравнения.

Воспитатель играет ключевую роль в процессе формирования читательской грамотности у детей дошкольного возраста. Его задача — не только познакомить детей с текстом, но и помочь им осмысленно воспринимать прочитанное, развивая при этом навыки критического мышления. Воспитатель должен быть активным участником процесса обучения, задавать вопросы, побуждать детей к размышлениям и предоставлять возможность выражать своё мнение.

Важным аспектом работы воспитателя является создание условий для самостоятельного анализа текста детьми. Это может быть достигнуто через организацию обсуждений, где дети могут делиться своими мыслями и впечатлениями о прочитанном. Важно поощрять детей к самостоятельным выводам, а также к поиску решений на основе текста. Такой подход помогает детям не только развивать читательскую грамотность, но и учит их критически оценивать информацию, что является важным навыком для их будущей жизни.

Кроме того, воспитатель должен использовать разнообразные методы для активного вовлечения детей в процесс чтения. Например, драматизация текстов или создание иллюстраций к прочитанному помогает детям лучше понять содержание и развивает творческие способности. Важно, чтобы воспитатель учитывал возрастные особенности детей и создавал задания, которые соответствуют их уровню развития, но при этом стимулируют их к дальнейшему росту.

Применение технологии критического мышления в дошкольном возрасте может быть разнообразным и зависит от целей обучения. Одним из ключевых методов является метод задавания вопросов. В процессе чтения воспитатель может задавать как простые вопросы, направленные на проверку понимания текста, так и более сложные, требующие анализа и интерпретации. Это помогает детям развивать не только память, но и навыки осмысленного восприятия информации.

Метод сравнений также является эффективным инструментом в развитии критического мышления. Воспитатель может предложить детям сравнить поступки героев или события из разных текстов, что помогает им лучше понять смысл прочитанного и развивает способность к абстрактному мышлению. Работа с противопоставлениями также учит детей видеть различия между фактами и их оценками.

Важным аспектом работы с текстом является обсуждение прочитанного. Воспитатель должен стимулировать детей к обмену мнениями, создавая атмосферу диалога, где каждый ребёнок может высказать своё мнение. Это не только помогает лучше понять текст, но и развивает у детей коммуникативные навыки, что важно для их дальнейшего образования.

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста является важной задачей, которую можно успешно решить через использование технологии критического мышления. Применение приёмов, направленных на развитие анализа, осмысление и интерпретацию текста, помогает детям лучше понимать прочитанное и развивать свои мыслительные способности. Воспитатель играет ключевую роль в этом процессе, создавая условия для активного вовлечения детей в чтение и стимулируя их к самостоятельным размышлениям. Использование методов критического мышления делает образовательный процесс более эффективным и увлекательным, что способствует успешному развитию детей.

 

Список литературы

1. Асачева М. В. Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы / М. В. Асачева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 120–124.

2. Раимбекова Г. К. Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы // European research. 2016. № 5 (16).

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×