Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование читательской грамотности у школьников в условиях реализации ФГОС | Коломоец Людмила Михайловна. Работа №351239

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к формированию читательской грамотности у школьников в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Описаны методы, которые способствуют развитию умения понимать, анализировать и интерпретировать текст. Приведены примеры заданий и технологий, направленных на формирование у учащихся читательской компетентности, что является одной из ключевых задач современного образования.

Ключевые слова: читательская грамотность, ФГОС, школьники, текст, анализ, интерпретация, образовательные технологии.

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

 

Коломоец Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ "УВК "Школа-ДОУ имени Героя Советского Союза М.П.Могильного Володарского М.О." Донецкой Народной Республики

 

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к формированию читательской грамотности у школьников в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Описаны методы, которые способствуют развитию умения понимать, анализировать и интерпретировать текст. Приведены примеры заданий и технологий, направленных на формирование у учащихся читательской компетентности, что является одной из ключевых задач современного образования.

Ключевые слова: читательская грамотность, ФГОС, школьники, текст, анализ, интерпретация, образовательные технологии.

 

Формирование читательской грамотности у школьников является важным направлением современной образовательной практики, особенно в условиях реализации ФГОС. Этот процесс направлен на развитие у учащихся способности осмысленно воспринимать текст, анализировать его содержание, выстраивать логические связи и использовать полученную информацию для решения учебных и жизненных задач. Читательская грамотность способствует развитию критического мышления, расширяет кругозор учащихся и закладывает основу для успешного обучения.

Развитие навыков работы с текстом лежит в основе формирования читательской грамотности. Учитель может предлагать учащимся различные задания, направленные на понимание структуры текста, определение главной мысли и выделение ключевых понятий. Например, при чтении рассказа учащиеся могут разделить текст на смысловые части, озаглавить их и выделить основные идеи. Такие упражнения помогают школьникам научиться анализировать текст, видеть взаимосвязь между его частями и правильно интерпретировать информацию.

Интерактивные методы обучения способствуют активному вовлечению учащихся в процесс работы с текстом. Учитель может использовать технологии работы в парах и группах, где школьники обсуждают содержание текста, задают друг другу вопросы и совместно ищут ответы. Например, метод «Чтение с остановками» предполагает, что учащиеся читают текст частями, обсуждают содержание каждой части и прогнозируют дальнейшее развитие событий. Этот метод развивает у школьников способность к критическому восприятию текста, учит их выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Использование проблемных вопросов помогает учащимся глубже понять содержание текста и развивает их аналитические способности. Учитель может предложить школьникам ответить на вопросы, требующие осмысления прочитанного материала и формирования выводов. Например, при изучении рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» учащиеся могут рассуждать о причинах и последствиях поведения героев, анализировать мотивы их поступков. Проблемные вопросы стимулируют школьников к размышлениям, развивают их способность к обобщению и способствуют осознанному восприятию текста.

Работа с различными типами текстов позволяет школьникам осваивать навыки понимания и анализа информации, представленной в разных форматах. Учитель может использовать художественные, научно-популярные, публицистические и инструктивные тексты, чтобы показать учащимся многообразие форм подачи информации. Например, при работе с научно-популярным текстом школьники могут выделять основные понятия, создавать схемы и таблицы, что помогает им структурировать информацию и развивает навыки её обработки.

Проектная деятельность является эффективным способом формирования читательской грамотности, так как она позволяет учащимся использовать полученные знания для решения практических задач. Учитель может предложить школьникам создать проект, связанный с анализом литературных произведений или исследованием определённой темы. Например, проект «Образ героя в русской классике» может включать исследование характеристик героев, их поступков и влияния на сюжет. Проектная деятельность развивает у школьников навыки самостоятельной работы с текстом, учит их аргументированно выражать своё мнение и использовать информацию для создания новых материалов.

Использование цифровых технологий открывает новые возможности для формирования читательской грамотности. Учитель может применять интерактивные платформы, такие как Google Classroom, LearningApps или Quizlet, для создания заданий и тестов, которые позволяют школьникам работать с текстами в удобной форме. Например, выполнение заданий на платформе LearningApps помогает учащимся анализировать текст, отвечать на вопросы и проверять свои знания. Цифровые технологии делают процесс обучения более интересным и доступным, а также способствуют развитию у школьников навыков работы с информацией.

Итак, формирование читательской грамотности у школьников в условиях реализации ФГОС требует комплексного подхода, включающего развитие навыков анализа текста, использование интерактивных методов и цифровых технологий, работу с различными типами текстов и проектную деятельность. Эти методы способствуют развитию у учащихся критического мышления, способности осмысленно воспринимать информацию и применять её для решения учебных и жизненных задач. Важно, чтобы учитель создавал условия для активного вовлечения школьников в процесс обучения, помогая им становиться уверенными и грамотными читателями.

Список литературы

Валуйская Т. Г. Формирование читательской грамотности у обучающихся как условие повышения качества образования // Актуальные исследования. 2023. №24 (154). Ч.II.С. 72-74.

Формирование читательской грамотности обучающихся в условиях реализации обновленных ФГОС ООО. Учебно-методическое пособие / авт.-сост.: Н.Г. Масюкова, С.А.

Мамасьян

, В.А. Колесников, А.Г.

Кунникова

. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2022. – 60 с.

Шлейдовиц

, О. А. Роль читательской грамотности во ФГОС третьего поколения / О. А.

Шлейдовиц

. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 273-275.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×