Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы на основе проблемного обучения | Горшенева Татьяна Ивановна. Работа №346113
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования читательской грамотности учащихся начальной школы с использованием методов проблемного обучения. Современное образование ставит перед педагогами задачу не только обучения детей основным предметам, но и формирования у них универсальных навыков, среди которых читательская грамотность занимает центральное место. Проблемное обучение, которое включает в себя анализ сложных, нестандартных задач, является эффективным инструментом для развития у школьников умения критически осмысливать текст, выделять главное и использовать полученные знания на практике. В статье представлено определение читательской грамотности, рассмотрены принципы проблемного обучения и приведены конкретные примеры заданий, направленных на развитие этого навыка у младших школьников.
Ключевые слова: читательская грамотность, начальная школа, проблемное обучение, критическое мышление, задачи, обучение чтению.
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Горшенева Татьяна Ивановна, учитель
БОУ «Андреевская основная школа», Вологодская область
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования читательской грамотности учащихся начальной школы с использованием методов проблемного обучения. Современное образование ставит перед педагогами задачу не только обучения детей основным предметам, но и формирования у них универсальных навыков, среди которых читательская грамотность занимает центральное место. Проблемное обучение, которое включает в себя анализ сложных, нестандартных задач, является эффективным инструментом для развития у школьников умения критически осмысливать текст, выделять главное и использовать полученные знания на практике. В статье представлено определение читательской грамотности, рассмотрены принципы проблемного обучения и приведены конкретные примеры заданий, направленных на развитие этого навыка у младших школьников.
Ключевые слова: читательская грамотность, начальная школа, проблемное обучение, критическое мышление, задачи, обучение чтению.
Современное образование всё больше смещает акцент с простого усвоения знаний на развитие ключевых компетенций, которые необходимы для полноценной жизни в информационном обществе. Одной из таких ключевых компетенций является читательская грамотность. Она подразумевает не просто умение читать и понимать текст, но и способность критически осмысливать прочитанное, выделять главную информацию, формулировать выводы и применять их на практике. В контексте начальной школы особую важность приобретает поиск эффективных методов формирования читательской грамотности, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы дальнейшего успешного обучения.
Одним из наиболее перспективных методов в развитии читательской грамотности является проблемное обучение. Данный подход предполагает создание для учащихся ситуации, в которой они сталкиваются с проблемой, требующей поиска решения. Такая методика стимулирует мыслительную деятельность, развивает аналитические способности и позволяет применять знания в реальных ситуациях. В данной статье мы рассмотрим, как на основе проблемного обучения можно эффективно формировать читательскую грамотность у младших школьников.
Читательская грамотность как понятие включает в себя несколько компонентов. Во-первых, это способность к точному восприятию текста, включая понимание смысла отдельных слов, предложений и всего текста в целом. Во-вторых, это умение работать с информацией, представленную в тексте, включая поиск, систематизацию и анализ данных. И, наконец, читательская грамотность предполагает способность к критическому осмыслению текста, оценке достоверности и значимости информации.
Согласно исследованиям, недостаточная читательская грамотность у школьников напрямую влияет на их успеваемость по всем предметам, поскольку понимание текста необходимо практически в любой учебной деятельности. Поэтому задача учителей начальной школы — сформировать у детей устойчивые навыки работы с текстами, которые позволят им уверенно воспринимать учебные материалы и применять полученные знания в различных ситуациях.
Проблемное обучение — это метод обучения, при котором перед учениками ставится проблема, для решения которой необходимо применять знания и навыки, а также находить новые пути её решения. Основным элементом этого метода является формулировка вопроса или задания, которое выходит за рамки обычных задач и требует от учеников анализа, поиска информации и выработки собственных решений.
Основные принципы проблемного обучения включают:
1. Активное участие учеников: учащиеся сами формулируют гипотезы, задают вопросы, проводят исследования.
2. Интеграция знаний: задачи требуют применения знаний из различных областей, что способствует их систематизации.
3. Развитие критического мышления: учащиеся учатся не только решать задачи, но и оценивать полученные результаты, анализировать способы решения и искать альтернативы.
4. Применение знаний на практике: проблемное обучение направлено на решение реальных жизненных ситуаций, что делает его крайне важным для формирования функциональной грамотности, в том числе и читательской.
Для формирования читательской грамотности в начальной школе проблемное обучение предоставляет уникальные возможности. Работая с текстами в рамках проблемных заданий, дети учатся находить в тексте информацию, которая необходима для решения задачи, анализировать её и применять в новой ситуации.
Проблемное обучение можно успешно интегрировать в процесс работы с текстами в начальной школе. Рассмотрим несколько примеров заданий, направленных на развитие читательской грамотности.
1. Задания на прогнозирование событий: перед прочтением текста ученикам предлагается описать, как они думают, что произойдёт дальше на основе названия или первой части текста. Это стимулирует их к анализу и предположению, что развивает способность предсказывать информацию и работать с контекстом.
2. Задания на поиск решения проблемы: ученикам предлагается текст, в котором описана какая-либо проблема. Задача учащихся — найти в тексте ключевые моменты, описывающие проблему, и предложить возможные способы её решения. Например, в рассказе о потерянном предмете дети могут проанализировать поведение героев и предложить свой вариант, как можно было бы действовать в такой ситуации.
3. Задания на выделение главной идеи текста: ученикам даётся текст, и их задача — найти в нём главную мысль или идею. Примером может служить анализ сказки или рассказа, где школьники должны определить, чему учит данное произведение, и выделить ключевые моменты, поддерживающие эту мысль.
4. Задания на сопоставление информации из разных источников: ученикам предлагаются несколько коротких текстов по одной теме. Они должны сравнить полученную информацию, выделить общее и различное, а также оценить, какие из источников более надёжны и почему. Это упражнение учит школьников критически оценивать информацию и развивает способность к анализу текста.
5. Задания на разработку вопросов по тексту: после прочтения текста ученики сами формулируют вопросы, которые могли бы быть заданы по данному материалу. Это развивает умение ставить задачи и искать ответы, что крайне важно для формирования читательской грамотности.
Важной составляющей успеха проблемного обучения является роль учителя, который выступает не просто как передатчик знаний, но как организатор учебной деятельности. Учитель создаёт условия для активной мыслительной деятельности, побуждает детей к самостоятельному поиску решений и помогает в организации работы с текстом.
При этом учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, его уровень подготовки и мотивации. Для этого могут использоваться разноуровневые задания, которые позволяют каждому ученику чувствовать себя успешным и справляться с задачами на своём уровне. Важно также создавать атмосферу поддержки и сотрудничества, чтобы дети не боялись ошибаться и пробовать новые способы решения задач.
В заключение можно отметить, что формирование читательской грамотности у учащихся начальной школы является одной из ключевых задач современного образования. Проблемное обучение предоставляет уникальные возможности для развития этого навыка, так как стимулирует критическое мышление, умение анализировать текст и применять знания на практике. Задания, основанные на проблемном подходе, позволяют детям активно участвовать в учебном процессе, что делает его более осмысленным и продуктивным. Роль учителя в таком обучении крайне важна, так как именно от него зависит создание мотивационной среды, в которой учащиеся будут стремиться к решению поставленных задач, анализу текстов и выработке собственных выводов. Проблемное обучение — это эффективный инструмент, который может значительно повысить уровень читательской грамотности школьников, подготовив их к успешной учебной деятельности в будущем.
Список литературы
1.Виноградова, Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова и др.: под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018.
2.Колесникова, А. А. Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории / А. А. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 236-238.
3.Колесова О.В. Приемы формирования читательской грамотности младших школьников / О.В. Колесова. – Нижний Новгород: НГПУ, 2020.