Формирование читательской грамотности в начальной школе | Шарикова Наталья Романовна . Работа №292561. Номер работы: №292561
Автор: Шарикова Наталья Романовна
«Читательская грамотность как основная компетенция современного учения в начальной школе».
«Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная».
Пушкин А.С.
Ни один учебный предмет невозможно освоить без чтения. Чтение – обязательная и важная учебная деятельность практически любого урока. Новый государственный общеобразовательный стандарт выделяет чтение как одно из важнейших общеучебных умений, от которого зависит успешность дальнейшего обучения
Добрый день, уважаемые коллеги тема моего выступления: «Читательская грамотность как основная компетенция современного учения в начальной школе».
Слайд «Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная».
Пушкин А.С.
Ни один учебный предмет невозможно освоить без чтения. Чтение – обязательная и важная учебная деятельность практически любого урока. Новый государственный общеобразовательный стандарт выделяет чтение как одно из важнейших общеучебных умений, от которого зависит успешность дальнейшего обучения
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, в основе которого лежит системно – деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Поэтому так важно сформировать у школьников читательскую грамотность.
Слайд Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательская грамотность – планируемый результат начального обучения. Это очень широкий вопрос, который включает в себя понятийный аппарат, формирование и оценивание данной компетенции. Я остановлюсь на формировании читательской грамотности в начальной школе.
Слайд Особенности формирования читательской грамотности в начальной школе:
1. Формирование навыка чтения. Оно строится на умении правильно прочитывать слова, понимать смысл текста, выразительно читать.
2. Овладение техникой чтения.
3. Формирование читательских интересов
Поэтому на начальном этапе обучения в 1 классе важно научить ребенка читать, произнося верно все звуки в словах. Работа по формированию читательской грамотности обучающихся заключается в том, чтобы правильно прочитать и понять прочитанную информацию детально. Но простое чтение - скучный процесс и для учителя, и для детей, поэтому, чтобы данный вид деятельности дал свои плоды, необходимо использовать разнообразные формы работы с текстом, направленные на развитие обучающихся. Внимание учащихся должно быть направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижении необходимого уровня читательской грамотности.
Все это требует новых форм работы. Используя многообразные формы работы с детской книгой, с первых дней пребывания первоклассников в школе начинается активное приобщение учащихся в увлекательный мир детской книги.
Далее мы рассмотрим различные приемы работы с текстом.
Слайд Приемы работы с текстом:
Приемы работы с текстом, используемые для просмотрового чтения:
Проанализировать подзаголовок, а также спрогнозировать тему текста.
Сделать анализ подзаголовков, если они присутствуют в тексте. В качестве дополнительного задания возможен просмотр рисунков и разных выделений в тексте. Познакомиться со структурой текста.
Просмотреть первый, а также последний абзац читаемого текста. Знакомство с оглавлением.
Слайд Приемы работы с текстом, используемые для ознакомительного чтения:
Учащиеся читают текст по абзацам. Важно фиксировать внимание на существительных, первом и последнем предложении из каждого отдельного абзаца. Выделение важной информации.
Определять главное можно в процессе чтения текста.
Расстановка принятых самими учениками графических знаков
: ?
— мне непонятно или ! — это интересно.
Слайд Приемы работы с текстом, используемые для изучающего чтения:
Выделение смысловых частей читаемого текста.
Прогнозирование содержания и смысл последующих частей текста, опираясь на прочитанное.
Выделение ключевых слов текста по ходу чтения.
Составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как
во время
, так и после чтения текста.
Составление плана или графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей.
Теперь рассмотрим некоторые приемы по формированию читательской грамотности на разных видах урока.
Слайд
На уроке Уроке изучения нового материала могут быть использованы такие приемы как:
Прием «Верные и неверные утверждения»
Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Прием «Рассечение вопроса»
Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем
пойдет речь в тексте.
Прием – «Словарики»
При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем попросить встать тех ребят-словариков, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает.
Все приемы подробно представлены на слайде.
Слайд
На уроке Уроке закрепления знаний и способов действий могут быть использованы следующие приемы:
Прием «Синквейн»
Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного
текста.
Синквейн – «белый стих», стихотворение из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором
собрана основная информация. Синквен составляется по определенной структуре.
Структура синквейна:
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы).__
Приём «Создание викторины».
После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование.
Все приемы подробно представлены на слайде.
Слайд
На Уроке систематизации и обобщения знаний можем использовать
Приём «Логическая цепочка».
После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
Прием «Мозаика».
Ученикам предлагается собрать план из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
Все приемы подробно представлены на слайде.
Теперь я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе на уроках литературного чтения на этапе речевой разминки. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.
Слайд Задания для 1 класса.
Учащимся могут быть предложены задания разных видов. Например, задания в которых нужно найти слова или собрать их. Задания вы можете увидеть на слайде.
1.Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ
2. Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:
оядлео лушкяга змлнеякиа фрноаь сзтекроа пиодмор сзакка уебинчк пдосонулх кхнуя склоьуса сжнниека птальо иукгшри бдлеуьзор пгоири пкудоша согеивнк алатс мреавуй пцогвуиа
Слайд Задания для 2 класса
Во втором классе задания усложняются. Учащимся предлагают задания в которых нужно составить загадки и отгадать их. Так же идет работа с пословицами. Задания вы можете увидеть на слайде.
1. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.
L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T
Один костёр - весь мир согревает. ( Солнце)
2.Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.
1. По печи узнают человека.
2. Терпенье и прут всё перетрут.
3. Здоровому - грач не нужен.
4. Старый круг лучше новых двух.
Слайд Задание для 3-4 класса
В 3-4 классах идет работа с текстами. Необходимо их прочитать, проанализировать и ответить на вопросы. Задания вы можете увидеть на слайде.
1.Использование принципа решения анаграмм для прочтения завершенных коротких текстов. Напомню, что смысл анаграммы в том, чтобы переставить буквы или звуки в слове, чтобы получилось другое слово.
мосКос
кеРаты таюлет в москос. Я чоху теполеть к зёвдамз и назуть: мат дюли лии тен.
чаМет
ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать: но – о роме, я - о бене. нО дубет корямом, а я комлётчи.
2.Вставь подходящие по смыслу слова.
Скворец.
В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец. Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю. Слова для справок: подлечил был выпустил вбежал отнял
3. Прочитать текст и ответить на вопросы
Чайки.
Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску» Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат.
• Вопросы для контроля:
• Что умеют животные?
• Закончите морскую пословицу: «Чайка ходит по песку, морякам сулит….»
• Что не делают чайки, когда приближается сильная буря?
Слайд
Как я уже сказала ранее, оценивание результатов сформированности читательской грамотности– это еще один большой и важный вопрос. Но все-таки хочется отметить, какие читательские навыки должны быть сформированы у учащихся начальной школы
Читательские навыки выпускника начальной школы.
1)Преобразовывать информацию
2)Извлекать из текста явную информацию
3)Формулировать выводы, анализировать и оценивать содержание, структуру и языковые особенности текста.
4)Интерпретировать и обобщать информацию
И в заключении хочется добавить, что формирование читательской грамотности должно происходить не только на литературном чтении, но и на других предметах, а также во внеурочной деятельности.