Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование читательской компетентности у младших школьников | Котельникова Валентина Алексеевна. Работа №339763. Номер работы: №339763

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает методы и подходы формирования читательской грамотности на уроках окружающего мира. Описываются основные стратегии, направленные на развитие у младших школьников навыков чтения, анализа и понимания текстов. Приведены практические рекомендации для учителей по интеграции читательских заданий в уроки окружающего мира с целью повышения общей грамотности учащихся.

Ключевые слова: читательская грамотность, уроки окружающего мира, младшие школьники, развитие навыков, чтение, анализ текста.

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

 

Котельникова Валентина Алексеевна, учитель начальных классов

ГБОУ «Школа 78 городского округа Донецк» ДНР

 

Аннотация. Статья рассматривает методы и подходы формирования читательской грамотности на уроках окружающего мира. Описываются основные стратегии, направленные на развитие у младших школьников навыков чтения, анализа и понимания текстов. Приведены практические рекомендации для учителей по интеграции читательских заданий в уроки окружающего мира с целью повышения общей грамотности учащихся.

Ключевые слова: читательская грамотность, уроки окружающего мира, младшие школьники, развитие навыков, чтение, анализ текста.

 

Формирование читательской грамотности у младших школьников является важной задачей начального образования. Читательская грамотность включает в себя умение понимать, анализировать и интерпретировать текст, что способствует общему интеллектуальному и культурному развитию детей. Уроки окружающего мира предоставляют уникальные возможности для интеграции читательских заданий и развития этих навыков.

Одним из ключевых методов формирования читательской грамотности является использование разнообразных текстов, соответствующих тематике уроков окружающего мира. Учителя могут предлагать детям тексты разного жанра и сложности: научно-популярные статьи, рассказы, описания природных явлений, инструкции и т.д. Важно, чтобы тексты были интересными и познавательными, стимулировали у детей желание читать и узнавать новое.

Организация работы с текстом включает различные виды деятельности, направленные на развитие навыков чтения, анализа и интерпретации. Учителя могут использовать такие формы работы, как чтение вслух, самостоятельное чтение, обсуждение текста, выполнение заданий по тексту. Например, после прочтения текста дети могут отвечать на вопросы, пересказывать прочитанное, обсуждать ключевые идеи и выводы. Это помогает детям лучше понимать текст и развивает их аналитические способности.

Использование иллюстративных материалов и наглядных пособий также способствует развитию читательской грамотности. Учителя могут использовать картинки, схемы, диаграммы, карты, которые сопровождают текст и помогают детям визуализировать информацию. Например, изучение темы "Животные леса" может быть дополнено иллюстрациями животных, картами их обитания, схемами пищевых цепей. Это помогает детям лучше усваивать информацию и понимать содержание текста.

Интерактивные методы обучения, такие как игры, квесты, викторины, способствуют повышению интереса детей к чтению и развитию их читательской грамотности. Учителя могут организовывать игры, связанные с текстами на уроках окружающего мира, проводить викторины по прочитанным материалам, устраивать квесты с заданиями на поиск информации в текстах. Например, квест "Найди ответ в тексте" может включать задания на поиск информации о растениях и животных, описанных в тексте, выполнение которых требует внимательного чтения и анализа.

Проектная деятельность является эффективным методом развития читательской грамотности. Учителя могут предлагать детям участвовать в проектах, связанных с темами окружающего мира, которые требуют чтения и анализа различных текстов. Например, проект "Мир вокруг нас" может включать исследование определенной темы, сбор информации из разных источников, создание презентаций, докладов, плакатов. Проектная деятельность помогает детям развивать навыки самостоятельного поиска и анализа информации, стимулирует их интерес к чтению и обучению.

Использование технологий и цифровых ресурсов также играет важную роль в формировании читательской грамотности. Учителя могут использовать электронные учебники, интерактивные доски, образовательные платформы, которые предлагают тексты и задания для развития навыков чтения и анализа. Например, платформы для чтения и анализа текста, такие как Google Classroom или Kahoot, могут быть использованы для проведения онлайн-уроков, выполнения заданий, проверки знаний. Это помогает сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным.

Совместное чтение и обсуждение текстов является важным элементом формирования читательской грамотности. Учителя могут организовывать чтение вслух в классе, где дети будут по очереди читать текст, обсуждать его содержание, делиться своими мыслями и впечатлениями. Совместное чтение помогает детям развивать навыки правильного произношения, интонации, улучшает их способность к восприятию и пониманию текста. Обсуждение текстов способствует развитию критического мышления, умения формулировать и выражать свои мысли.

Поощрение и признание достижений детей также играют важную роль в формировании читательской грамотности. Учителя могут организовывать награждения, где дети будут получать грамоты и призы за активное участие в чтении, выполнение творческих заданий, успехи в анализе текстов. Такое поощрение стимулирует детей к дальнейшим успехам, формирует у них положительное отношение к чтению и литературе. Важно, чтобы поощрения были искренними и заслуженными, стимулируя детей к развитию и совершенствованию.

Подводя итог, можно сказать, что формирование читательской грамотности на уроках окружающего мира требует систематической и последовательной работы учителей. Использование разнообразных текстов, организация работы с текстом, использование иллюстративных материалов, интерактивных методов обучения, проектной деятельности, технологий и цифровых ресурсов, совместное чтение и обсуждение текстов, поощрение и признание достижений способствуют развитию у детей навыков чтения, анализа и понимания текстов. Эффективная работа учителей помогает создать условия для всестороннего развития детей и формирования у них устойчивого интереса к чтению.

 

Список литературы

Бурдина

, Н. В. Читательская грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе / Н. В.

Бурдина

. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 134-136.

Мишакина

Т.

 

Л., Гладкова С.А. Формируем универсальные учебные действия на уроках окружающего мира, Ювента, М., 2016. – 48 с.

Мостова

О. Н. Формирование читательской грамотности в начальной школе: учеб.-метод. пособие / О.Н.

Мостова

, Т.Б. Шило, О.З. Никитина; под ред. О.Н. Мостовой, А.Н.

Кочановой

. – СПб.: ЛОИРО, 2019. –

 

133 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×