Формирование читательской компетентности у школьников | Тимофеева Наталья Владимировна. Работа №352095
Статья посвящена формированию читательской компетентности у школьников на уроках русского языка и литературы. Раскрывается значение читательской компетентности для общего развития учеников, приводятся эффективные методы и приемы работы, которые способствуют развитию интереса к чтению, критическому мышлению и аналитическим навыкам. Приводятся практические примеры использования данных методов в образовательной деятельности, направленных на формирование осознанного, заинтересованного и увлеченного читателя.
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ
Тимофеева Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 4, Свердловская область, г. Верхняя Пышма
Аннотация. Статья посвящена формированию читательской компетентности у школьников на уроках русского языка и литературы. Раскрывается значение читательской компетентности для общего развития учеников, приводятся эффективные методы и приемы работы, которые способствуют развитию интереса к чтению, критическому мышлению и аналитическим навыкам. Приводятся практические примеры использования данных методов в образовательной деятельности, направленных на формирование осознанного, заинтересованного и увлеченного читателя.
Ключевые слова: читательская компетентность, школьники, русский язык, литература, развитие интереса к чтению, критическое мышление, анализ текста.
Формирование читательской компетентности у школьников является одной из ключевых задач современного образования. Способность ученика понимать, интерпретировать и критически осмысливать прочитанный текст имеет огромное значение не только для успешного освоения школьной программы, но и для его будущего личностного и профессионального развития. В условиях быстро меняющегося информационного пространства, где учащимся ежедневно приходится сталкиваться с большим объемом информации, умение читать и анализировать становится необходимым навыком. Учитель русского языка и литературы играет центральную роль в формировании этого навыка, влияя на читательскую культуру и восприятие художественной литературы школьниками.
Одним из важнейших этапов работы с учениками является развитие интереса к чтению. На уроках литературы для этого можно использовать различные приемы: организовать дискуссии, обсуждения, создавать проекты, посвященные анализу литературных произведений, или проводить ролевые игры, где каждый ученик вживается в роль одного из героев книги. Например, после прочтения произведения Николая Гоголя «Мертвые души» можно предложить ученикам провести "суд" над главным героем, где одна группа учащихся будет защищать Чичикова, а другая — обвинять его. Такая форма работы позволяет глубже вникнуть в сюжет, мотивы персонажей и литературные особенности текста, что делает изучение произведения более осмысленным и увлекательным.
Другим эффективным методом формирования читательской компетентности является использование анализа текста. Важно не только прочитать произведение, но и научить школьников его анализировать. Учитель должен показывать, как выявлять ключевые моменты, обращать внимание на символику, язык, структуру и стиль текста. Например, при изучении творчества Анны Ахматовой можно обсудить, как поэтесса использует художественные образы для передачи личных переживаний и исторического контекста, обратить внимание на эмоциональный подтекст её стихотворений. Анализируя литературные произведения, учащиеся учатся видеть скрытые смыслы, выраженные авторами, и развивают навыки критического мышления.
Формирование читательской компетентности также предполагает использование разнообразных текстов. Это могут быть не только классические произведения, включенные в школьную программу, но и современные книги, эссе, научно-популярные статьи, а также тексты различного жанра — от прозы до поэзии. Важно привлекать те произведения, которые могут быть интересны школьникам, соответствовать их возрастным особенностям и жизненному опыту. Например, для старшеклассников можно предложить чтение произведений Владимира Набокова или Виктора Пелевина, обсудить их особенности и значение в контексте современной культуры. Такая работа помогает ученикам развивать литературный вкус, учиться критически подходить к тексту и формировать собственное мнение.
Особое внимание стоит уделить обучению навыкам интерпретации текста. Ученики должны понимать, что у каждого произведения может быть несколько уровней смысла, и не всегда автор выражает свои идеи прямым текстом. Для этого учителю необходимо развивать у школьников умение задавать вопросы, искать ответы между строк, опираться на факты и детали, которые могут быть незаметны при первом прочтении. Например, анализируя «Войну и мир» Льва Толстого, можно предложить ученикам найти параллели между персонажами и историческими событиями, выявить ключевые символы, а затем обсудить, как они соотносятся с общей темой произведения.
Не менее важным аспектом является развитие эмоциональной отзывчивости к литературным произведениям. Учащиеся должны научиться сопереживать героям, видеть мир их глазами, чувствовать и понимать их эмоции. Этого можно добиться через создание эмоциональной атмосферы на уроке, использование выразительного чтения, а также обсуждение личных впечатлений и чувств, которые вызвал текст. Учитель должен уметь пробуждать у учеников живой интерес к судьбам героев, стимулировать их эмоциональное вовлечение и сочувствие. Например, при чтении романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» можно попросить учащихся поделиться своими мыслями о судьбе каждого героя, обсудить, почему те или иные поступки вызывают у них определенные эмоции.
Одним из важных инструментов является привлечение к изучению литературы цифровых и мультимедийных технологий. Современные школьники привыкли к визуальной информации, и использование мультимедийных средств может значительно повысить их интерес к литературе. Можно создавать интерактивные презентации, использовать видеоматериалы, которые помогут лучше понять исторический контекст произведения или проиллюстрировать важные моменты сюжета. Например, при изучении творчества Александра Пушкина можно использовать анимационные фильмы или видеоролики, которые помогут школьникам визуализировать сюжеты его произведений и лучше понять смысл стихотворений.
Формирование читательской компетентности требует от учителя русского языка и литературы не только владения методами работы с текстом, но и умения находить подход к каждому ученику. Учитель должен быть открытым к диалогу, учитывать индивидуальные особенности школьников, подбирать тексты и задания, которые будут соответствовать их интересам и потребностям. Важно создавать условия, при которых каждый ученик будет чувствовать себя комфортно и уверенно, участвуя в обсуждении и анализе произведений.
Таким образом, формирование читательской компетентности — это комплексная задача, которая требует от учителя творчества, гибкости и умения адаптироваться к особенностям каждого ученика. Учитель должен не только передавать знания, но и пробуждать интерес к чтению, развивать навыки критического мышления и анализа текста, учить школьников интерпретировать произведения, сопереживать героям и выражать собственное мнение. Только так можно воспитать осознанного и увлеченного читателя, который будет не только получать удовольствие от прочитанного, но и использовать приобретенные знания и навыки в своей жизни.
Список литературы
Блинова Л
.
А
.
Формирование читательской компетенции школьников в соответствии с ФГОС НОО и ООО // Проблемы Науки. 2016. №4 (46).
Кузнецова, М.И. Читательская грамотность [Электронный ресурс] / М.И. Кузнецова, Ю.Н. Гостева, Г.А. Сидорова [и др.] // Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном
процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022.
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 360 с.