Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях дистанционного обучения | Макарова Сахайаана Константиновна . Работа №351198
Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях дистанционного обучения
Современный мир – мир информации, технологий и цифровизации. Мы получаем данные в других объемах, формах, на других носителях. Престиж чтения падает, преобладает желание получить необходимое в легкой форме. Не надо ходить в библиотеку, тратить время на поиск нужной книги среди десятков стеллажей. Один клик, и в тетради уже готовое решение задачи по математике или распечатанный доклад «Мир живой природы».
Возникает проблема грамотности, образованности, культуры, ведь чтение – это основа:
1. Освоения знаний.
2. Эрудированной, «сильной» письменной и устной речи.
3. Сознательного мышления.
Дети, не читающие книги, менее уверены, конкурентоспособны, креативны и успешны, чем сверстники, черпающие информацию из книг.
Мы определили объект исследования – процесс формирования читательской компетентности в условиях дистанционного обучения.
Предмет исследования – педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников в условиях дистанционного обучения.
Полученные данные исследования отнесены к новым, так как тема является малоизученной за счет внедрения в образовательный процесс дистанционного обучения.
Современная школа сталкивается с рядом задач, к одной из которых относится воспитание функционально грамотной личности. Это личность социализированная, мобильная, способная к быстрой адаптации и использованию знаний для решения разных задач. Один из видов функциональной грамотности – читательская грамотность (понимание и использование письменной речи) или читательская компетентность – система ЗУН, помогающих в понимании, отборе, обобщении и использовании информации с какой-либо целью.
Развитие читательской компетентности предполагает овладение компетенциями: образовательной, развивающей, коммуникативной, информационной, социальной. Показателями их сформированности являются критерии: мотивационный, когнитивный, деятельностный, а также метапредметные результаты.
Казалось бы, выстроить систему работы, придерживаться ее, и результаты не заставят долго ждать. Но современные реалии таковы, что традиционный процесс обучения время от времени разбавляется дистанционным. Что понимается под ним?
Дистанционное обучение – образовательный процесс, организуемый с применением телекоммуникационных технологий, целью которых является обеспечение обучающихся возможностью освоения знаний без прямого контакта с учителем. Другими словами – процесс обучения, не требующий прихода в школу и направленный больше на самообразование.
Возникают трудности в овладении читательской компетентностью, так как:
1. Длительность онлайн-урока ограничена СанПином. Роль учителя снижается.
2. Возникают перебои связи.
3. Нет возможности выслушать и послушать большее количество детей (снижение коммуникативной функции).
4. Вынужденные пропуски некоторых этапов урока.
5. Невозможность контролировать выполнение заданий в оставшееся время урока, направленное на само изучение.
6. Проблемы с самоорганизацией детей.
Имеются и положительные стороны:
1. У обучающихся появляется возможность перечитать текст столько, сколько потребуется для полного понимания содержания и выполнения заданий.
2. Повышение мотивации у скромных, недостаточно хорошо читающих детей.
3. Выполнение заданий в индивидуальном темпе.
4. Наличие большего количества источников информации – словари, данные о писателях и т.д.
С целью определения уровня сформированности читательской компетентности, было проведено исследование. Оно проводилось в период выхода детей с дистанционной формы обучения на очную. Обучающимся 3-го класса в количестве 29 человек был предложен текст Михаила Пегова «Первые почтальоны – гонцы». Задания к нему направлены на определение следующих навыков:
- поиск явной информации;
- внимание к деталям;
- понимание слов, которых нет в собственном словаре;
- глубокое понимание текста;
- вычитывание неявной информации;
- чтение не сплошного текста (диаграмма, таблица).
На основе анализа выполненных заданий получены результаты: высокий уровень читательской компетентности имеют - 45% обучающихся, средний - 31%, низкий - 24%. Таким образом, мы понимаем, что проблема читательской грамотности в классе есть.
Для решения данной проблемы был составлен план работы по формированию читательской компетентности в период дистанционного обучения:
Таблица 1.
Форма работы
Описание
Создание читательского пространства
Дом – повышение читательской культуры родителей, донесение значимости чтения.
Электронные библиотеки – регистрация, просмотр видео, прослушивание аудиозаписей, участие в конкурсах библиотеки.
Интеграция учебных предметов и внеучебной работы
Математика – изучение темы «Таблица умножения».
Технология, изо – создание плаката или поделки на основе изученной информации.
Внеучебная работа – участие в дистанционных конкурсах рисунков, поделок.
Творческие работы
Создание комиксов или графических романов в приложениях: A Comic Viewer, ComicRack, Marvel AR и др.
Использование приемов
Модель Фрейер
Структура обучения, помогающая осознать и понять изучаемое понятие. Обучающиеся записывают его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры.
Си-финк-уандэ
Обучающиеся предугадывают сюжет или тему по картинке, опираясь на вопросы: что вы видите? Что вы об этом думаете? О чем вас это заставляет задуматься?
Чтение не сплошных текстов
Включение в процесс уроков русского языка, математики и других таблиц, графиков, схем и т.д.
Помощь обучающимся в самоорганизации
Для контроля чтения учитель записывает обрывистую аудиозапись со следующим примерным содержанием: подготовь книгу, начни чтение, остановись, проговори, о чем прочитал, какие эмоции у тебя возникли на данном этапе чтения и т.д.
В данное время мы находимся на этапе создания читательского пространства, а также используем интеграцию учебных предметов и внеучебной работы, приемы в период очного обучения.
Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях дистанционного обучения
Современный мир – мир информации, технологий и цифровизации. Мы получаем данные в других объемах, формах, на других носителях. Престиж чтения падает, преобладает желание получить необходимое в легкой форме. Не надо ходить в библиотеку, тратить время на поиск нужной книги среди десятков стеллажей. Один клик, и в тетради уже готовое решение задачи по математике или распечатанный доклад «Мир живой природы».
Возникает проблема грамотности, образованности, культуры, ведь чтение – это основа:
Освоения знаний
.
Эрудированной, «сильной» письменной и устной речи
.
Сознательного мышления.
Дети, не читающие книги, менее уверены, конкурентоспособны, креативны и успешны, чем сверстники, черпающие информацию из книг.
Мы определили объект исследования – процесс формирования читательской компетентности в условиях дистанционного обучения.
Предмет исследования – педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников в условиях дистанционного обучения.
Полученные данные исследования отнесены к новым, так как тема является малоизученной за счет внедрения в образовательный процесс дистанционного обучения.
Современная школа сталкивается с рядом задач, к одной из которых относится воспитание функционально грамотной личности. Это личность социализированная, мобильная, способная к быстрой адаптации и использованию знаний для решения разных задач. Один из видов функциональной грамотности – читательская грамотность (понимание и использование письменной речи) или читательская компетентность – система ЗУН, помогающих в понимании, отборе, обобщении и использовании информации с какой-либо целью.
Развитие читательской компетентности предполагает овладение компетенциями: образовательной, развивающей, коммуникативной, информационной, социальной. Показателями их сформированности являются критерии: мотивационный, когнитивный, деятельностный, а также метапредметные результаты.
Казалось бы, выстроить систему работы, придерживаться ее, и результаты не заставят долго ждать. Но современные реалии таковы, что традиционный процесс обучения время от времени разбавляется дистанционным. Что понимается под ним?
Дистанционное обучение – образовательный процесс, организуемый с применением телекоммуникационных технологий, целью которых является обеспечение обучающихся возможностью освоения знаний без прямого контакта с учителем. Другими словами – процесс обучения, не требующий прихода в школу и направленный больше на самообразование.
Возникают трудности в овладении читательской компетентностью, так как:
Д
лительность
онлайн-
урока ограничена
СанПином
.
Роль учителя снижается.
В
озник
ают
перебои связи
.
Н
ет возможности выслушать и послушать большее количество детей (снижение коммуникативной функции)
.
В
ынужденные пропуски некоторых этапов урока
.
Н
евозможность
контролировать
выполнени
е
задани
й
в оставшееся время урока, направленное на само изучение.
Проблемы с самоорганизацией
детей.
Имеются и положительные стороны:
У обучающихся появляется в
озможность перечитать текст столько, сколько потребуется для полного понимания
содержания
и выполнени
я
заданий.
Повышение мотивации у скромных, недостаточно хорошо читающих детей.
Выполнение заданий в индивидуальном темпе.
Наличие большего количества источников информации – словари, данные о писателях и т.д.
С целью определения уровня сформированности читательской компетентности, было проведено исследование. Оно проводилось в период выхода детей с дистанционной формы обучения на очную. Обучающимся 3-го класса в количестве 29 человек был предложен текст Михаила Пегова «Первые почтальоны – гонцы». Задания к нему направлены на определение следующих навыков:
- поиск явной информации;
- внимание к деталям;
- понимание слов, которых нет в собственном словаре;
- глубокое понимание текста;
- вычитывание неявной информации;
- чтение не сплошного текста (диаграмма, таблица).
На основе анализа выполненных заданий получены результаты: высокий уровень читательской компетентности имеют - 45% обучающихся, средний - 31%, низкий - 24%. Таким образом, мы понимаем, что проблема читательской грамотности в классе есть.
Для решения данной проблемы был составлен план работы по формированию читательской компетентности в период дистанционного обучения:
Таблица 1.
Форма работы
Описание
Создание читательского пространства
Дом – повышение читательской культуры родителей, донесение значимости чтения.
Электронные библиотеки – регистрация, просмотр видео, прослушивание аудиозаписей, участие в конкурсах библиотеки.
Интеграция учебных предметов и внеучебной работы
Математика – изучение темы «Таблица умножения».
Технология, изо – создание плаката или поделки на основе изученной информации.
Внеучебная работа – участие в дистанционных конкурсах рисунков, поделок.
Творческие работы
Создание комиксов или графических романов в приложениях: A Comic Viewer, ComicRack, Marvel AR и др.
Использование приемов
Модель Фрейер
Структура обучения, помогающая осознать и понять изучаемое понятие. Обучающиеся записывают его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры.
Си-финк-уандэ
Обучающиеся предугадывают сюжет или тему по картинке, опираясь на вопросы: что вы видите? Что вы об этом думаете? О чем вас это заставляет задуматься?
Чтение не сплошных текстов
Включение в процесс уроков русского языка, математики и других таблиц, графиков, схем и т.д.
Помощь обучающимся в самоорганизации
Для контроля чтения учитель записывает обрывистую аудиозапись со следующим примерным содержанием: подготовь книгу, начни чтение, остановись, проговори, о чем прочитал, какие эмоции у тебя возникли на данном этапе чтения и т.д.
В данное время мы находимся на этапе создания читательского пространства, а также используем интеграцию учебных предметов и внеучебной работы, приемы в период очного обучения.