Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях дистанционного обучения | Макарова Сахайаана Константиновна . Работа №351198

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях дистанционного обучения

Современный мир – мир информации, технологий и цифровизации. Мы получаем данные в других объемах, формах, на других носителях. Престиж чтения падает, преобладает желание получить необходимое в легкой форме. Не надо ходить в библиотеку, тратить время на поиск нужной книги среди десятков стеллажей. Один клик, и в тетради уже готовое решение задачи по математике или распечатанный доклад «Мир живой природы».

Возникает проблема грамотности, образованности, культуры, ведь чтение – это основа:

1.                  Освоения знаний.

2.                  Эрудированной, «сильной» письменной и устной речи.

3.                  Сознательного мышления.

Дети, не читающие книги, менее уверены, конкурентоспособны, креативны и успешны, чем сверстники, черпающие информацию из книг.

Мы определили объект исследования – процесс формирования читательской компетентности в условиях дистанционного обучения.

Предмет исследования – педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников в условиях дистанционного обучения.

Полученные данные исследования отнесены к новым, так как тема является малоизученной за счет внедрения в образовательный процесс дистанционного обучения.

Современная школа сталкивается с рядом задач, к одной из которых относится воспитание функционально грамотной личности. Это личность социализированная, мобильная, способная к быстрой адаптации и использованию знаний для решения разных задач. Один из видов функциональной грамотности – читательская грамотность (понимание и использование письменной речи) или читательская компетентность – система ЗУН, помогающих в понимании, отборе, обобщении и использовании информации с какой-либо целью.

Развитие читательской компетентности предполагает овладение компетенциями: образовательной, развивающей, коммуникативной, информационной, социальной. Показателями их сформированности являются критерии: мотивационный, когнитивный, деятельностный, а также метапредметные результаты.

Казалось бы, выстроить систему работы, придерживаться ее, и результаты не заставят долго ждать. Но современные реалии таковы, что традиционный процесс обучения время от времени разбавляется дистанционным. Что понимается под ним?

Дистанционное обучение – образовательный процесс, организуемый с применением телекоммуникационных технологий, целью которых является обеспечение обучающихся возможностью освоения знаний без прямого контакта с учителем. Другими словами – процесс обучения, не требующий прихода в школу и направленный больше на самообразование.

Возникают трудности в овладении читательской компетентностью, так как:

1.                  Длительность онлайн-урока ограничена СанПином. Роль учителя снижается.

2.                  Возникают перебои связи.

3.                  Нет возможности выслушать и послушать большее количество детей (снижение коммуникативной функции).

4.                  Вынужденные пропуски некоторых этапов урока.

5.                  Невозможность контролировать выполнение заданий в оставшееся время урока, направленное на само изучение.

6.                  Проблемы с самоорганизацией детей.

Имеются и положительные стороны:

1.                  У обучающихся появляется возможность перечитать текст столько, сколько потребуется для полного понимания содержания и выполнения заданий.

2.                  Повышение мотивации у скромных, недостаточно хорошо читающих детей.

3.                  Выполнение заданий в индивидуальном темпе.

4.                  Наличие большего количества источников информации – словари, данные о писателях и т.д.

С целью определения уровня сформированности читательской компетентности, было проведено исследование. Оно проводилось в период выхода детей с дистанционной формы обучения на очную. Обучающимся 3-го класса в количестве 29 человек был предложен текст Михаила Пегова «Первые почтальоны – гонцы». Задания к нему направлены на определение следующих навыков:

- поиск явной информации;

- внимание к деталям;

- понимание слов, которых нет в собственном словаре;

- глубокое понимание текста;

- вычитывание неявной информации;

- чтение не сплошного текста (диаграмма, таблица).

На основе анализа выполненных заданий получены результаты: высокий уровень читательской компетентности имеют - 45% обучающихся, средний - 31%, низкий - 24%. Таким образом, мы понимаем, что проблема читательской грамотности в классе есть.

Для решения данной проблемы был составлен план работы по формированию читательской компетентности в период дистанционного обучения:

Таблица 1.

Форма работы

Описание

Создание читательского пространства

Дом – повышение читательской культуры родителей, донесение значимости чтения.

Электронные библиотеки – регистрация, просмотр видео, прослушивание аудиозаписей, участие в конкурсах библиотеки.

Интеграция учебных предметов и внеучебной работы

Математика – изучение темы «Таблица умножения».

Технология, изо – создание плаката или поделки на основе изученной информации.

Внеучебная работа – участие в дистанционных конкурсах рисунков, поделок.

Творческие работы

Создание комиксов или графических романов в приложениях: A Comic Viewer, ComicRack, Marvel AR и др.

Использование приемов

Модель Фрейер

Структура обучения, помогающая осознать и понять изучаемое понятие. Обучающиеся записывают его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры.

Си-финк-уандэ

Обучающиеся предугадывают сюжет или тему по картинке, опираясь на вопросы: что вы видите? Что вы об этом думаете? О чем вас это заставляет задуматься?

Чтение не сплошных текстов

Включение в процесс уроков русского языка, математики и других таблиц, графиков, схем и т.д.

Помощь обучающимся в самоорганизации

Для контроля чтения учитель записывает обрывистую аудиозапись со следующим примерным содержанием: подготовь книгу, начни чтение, остановись, проговори, о чем прочитал, какие эмоции у тебя возникли на данном этапе чтения и т.д.

 

            В данное время мы находимся на этапе создания читательского пространства, а также используем интеграцию учебных предметов и внеучебной работы, приемы в период очного обучения.

 

 

Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях дистанционного обучения

Современный мир – мир информации, технологий и цифровизации. Мы получаем данные в других объемах, формах, на других носителях. Престиж чтения падает, преобладает желание получить необходимое в легкой форме. Не надо ходить в библиотеку, тратить время на поиск нужной книги среди десятков стеллажей. Один клик, и в тетради уже готовое решение задачи по математике или распечатанный доклад «Мир живой природы».

Возникает проблема грамотности, образованности, культуры, ведь чтение – это основа:

Освоения знаний

.

Эрудированной, «сильной» письменной и устной речи

.

Сознательного мышления.

Дети, не читающие книги, менее уверены, конкурентоспособны, креативны и успешны, чем сверстники, черпающие информацию из книг.

Мы определили объект исследования – процесс формирования читательской компетентности в условиях дистанционного обучения.

Предмет исследования – педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников в условиях дистанционного обучения.

Полученные данные исследования отнесены к новым, так как тема является малоизученной за счет внедрения в образовательный процесс дистанционного обучения.

Современная школа сталкивается с рядом задач, к одной из которых относится воспитание функционально грамотной личности. Это личность социализированная, мобильная, способная к быстрой адаптации и использованию знаний для решения разных задач. Один из видов функциональной грамотности – читательская грамотность (понимание и использование письменной речи) или читательская компетентность – система ЗУН, помогающих в понимании, отборе, обобщении и использовании информации с какой-либо целью.

Развитие читательской компетентности предполагает овладение компетенциями: образовательной, развивающей, коммуникативной, информационной, социальной. Показателями их сформированности являются критерии: мотивационный, когнитивный, деятельностный, а также метапредметные результаты.

Казалось бы, выстроить систему работы, придерживаться ее, и результаты не заставят долго ждать. Но современные реалии таковы, что традиционный процесс обучения время от времени разбавляется дистанционным. Что понимается под ним?

Дистанционное обучение – образовательный процесс, организуемый с применением телекоммуникационных технологий, целью которых является обеспечение обучающихся возможностью освоения знаний без прямого контакта с учителем. Другими словами – процесс обучения, не требующий прихода в школу и направленный больше на самообразование.

Возникают трудности в овладении читательской компетентностью, так как:

Д

лительность

онлайн-

урока ограничена

СанПином

.

Роль учителя снижается.

В

озник

ают

перебои связи

.

Н

ет возможности выслушать и послушать большее количество детей (снижение коммуникативной функции)

.

В

ынужденные пропуски некоторых этапов урока

.

Н

евозможность

контролировать

выполнени

е

задани

й

в оставшееся время урока, направленное на само изучение.

Проблемы с самоорганизацией

детей.

Имеются и положительные стороны:

У обучающихся появляется в

озможность перечитать текст столько, сколько потребуется для полного понимания

содержания

и выполнени

я

заданий.

Повышение мотивации у скромных, недостаточно хорошо читающих детей.

Выполнение заданий в индивидуальном темпе.

Наличие большего количества источников информации – словари, данные о писателях и т.д.

С целью определения уровня сформированности читательской компетентности, было проведено исследование. Оно проводилось в период выхода детей с дистанционной формы обучения на очную. Обучающимся 3-го класса в количестве 29 человек был предложен текст Михаила Пегова «Первые почтальоны – гонцы». Задания к нему направлены на определение следующих навыков:

- поиск явной информации;

- внимание к деталям;

- понимание слов, которых нет в собственном словаре;

- глубокое понимание текста;

- вычитывание неявной информации;

- чтение не сплошного текста (диаграмма, таблица).

На основе анализа выполненных заданий получены результаты: высокий уровень читательской компетентности имеют - 45% обучающихся, средний - 31%, низкий - 24%. Таким образом, мы понимаем, что проблема читательской грамотности в классе есть.

Для решения данной проблемы был составлен план работы по формированию читательской компетентности в период дистанционного обучения:

Таблица 1.

Форма работы

Описание

Создание читательского пространства

Дом – повышение читательской культуры родителей, донесение значимости чтения.

Электронные библиотеки – регистрация, просмотр видео, прослушивание аудиозаписей, участие в конкурсах библиотеки.

Интеграция учебных предметов и внеучебной работы

Математика – изучение темы «Таблица умножения».

Технология, изо – создание плаката или поделки на основе изученной информации.

Внеучебная работа – участие в дистанционных конкурсах рисунков, поделок.

Творческие работы

Создание комиксов или графических романов в приложениях: A Comic Viewer, ComicRack, Marvel AR и др.

Использование приемов

Модель Фрейер

Структура обучения, помогающая осознать и понять изучаемое понятие. Обучающиеся записывают его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры.

Си-финк-уандэ

Обучающиеся предугадывают сюжет или тему по картинке, опираясь на вопросы: что вы видите? Что вы об этом думаете? О чем вас это заставляет задуматься?

Чтение не сплошных текстов

Включение в процесс уроков русского языка, математики и других таблиц, графиков, схем и т.д.

Помощь обучающимся в самоорганизации

Для контроля чтения учитель записывает обрывистую аудиозапись со следующим примерным содержанием: подготовь книгу, начни чтение, остановись, проговори, о чем прочитал, какие эмоции у тебя возникли на данном этапе чтения и т.д.

 

В данное время мы находимся на этапе создания читательского пространства, а также используем интеграцию учебных предметов и внеучебной работы, приемы в период очного обучения.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×