Формирование читательской компетентности учащихся на уроках окружающего мира | Зубенко Елизавета Евгеньевна. Работа №294165
Автор: Зубенко Елизавета Евгеньевна
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования читательской компетентности учащихся через организацию работы со схемами и памятками на уроках в 3 классе. Теоретическая часть раскрывает такие определения, как восприятие, мышление, внимание, речь. Практическая часть описывает работу по формированию читательской компетентности на уроках окружающего мира при использовании разных видов деятельности младших школьников со схемами и таблицами.
Ключевые слова. Читательская компетентность, младший школьник, схема, таблица.
УДК 37.0
Зубенко Е.Е.
МБОУ Второвская СОШ
Zubenko E.E.
MBOU Vtorovskaya SOSH
2168632@mail.ru
Формирование читательской компетентности учащихся через организацию работы со схемами и памятками
на уроках окружающего мира
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования читательской компетентности учащихся через организацию работы со схемами и памятками на уроках в 3 классе. Теоретическая часть раскрывает такие определения, как восприятие, мышление, внимание, речь. Практическая часть описывает работу по формированию читательской компетентности на уроках окружающего мира при использовании разных видов деятельности младших школьников со схемами и таблицами.
Ключевые слова. Читательская компетентность, младший школьник, схема, таблица.
Formation of students' reading competence through the organization of work with diagrams and memos in the lessons of the surrounding world
Annotation. The article is devoted to the problem of the formation of students' reading competence through the organization of work with diagrams and memos in the classroom in the 3rd grade. The theoretical part reveals such definitions as perception, thinking, attention, speech. The practical part describes the work on the formation of reading competence in the lessons of the surrounding world when using different types of activities of younger schoolchildren with diagrams and tables.
Keywords. Reading competence, junior high school student, scheme, table.
В наше время учащиеся младших классов плохо воспринимают, систематизируют и воспроизводят научный текст по предмету «окружающий мир», благодаря которому мы получаем сведения о мире и о себе. Возможно это возникло из-за того, что в учебнике нет интересных героев, загадочных приключений, эмоций, как в художественной литературе, но я решила не оставлять данный вопрос, а изучить его.
Вначале обратимся к понятиям восприятия, мышления, внимания и речи, т.е. познавательным психическим процессам.
Восприятие, по определению Маклакова Анатолия Геннадьевича, «это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств» [2, с 176]. Он же утверждает, что в процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов, движение глаз, проговаривание, письмо), т.е. другими словами, восприятие – это «воспринимающая (перцептивная) деятельность субъекта» [2, с 177].
Петр Яковлевич Гальперин говорил, что «мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности» [2, с 262].
Существует много теорий относительно внимания. Кто-то утверждает, что это внимание требует особых волевых усилий, кто-то относит его к познавательному психическому процессу. По словам Маклакова Анатолия Геннадьевича, «направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием» [2, с307].
Крамер Василий Васильевич представил речь, как «продукт общественно-исторического развития» и разделил системы, которые за неё отвечаю на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся определенные структуры головного мозга, а к периферическим — голосовой аппарат и органы слуха [2, с 294]. Мы же с вами из школьного курса русского языка знаем, что речь делится на 3 вида: устная, письменная и внутренняя, что тоже можно подтвердить, изучив теорию Крамера В.В. (рисунок)
Рассмотрев понятия, перейдем к возрастной психологии младшего школьника. Главным и первостепенным изменением данного возраста, по словам Льва Семёновича Выготского является развитие высших психических функций, т.е. мышления. Идет формирование теоретического мышления, когда ученик использует не столько готовое правило, сколько сам открывает и конструирует что-то [1, с 142].
Школьнику требуется опираться при решении какой – либо задачи не только на свой жизненный опыт, но и на научное понятие, которое ему предоставляется учителем.
Идет развитие внимания, младший школьник должен уметь концентрировать внимание в условиях, созданных педагогом, самоорганизовывать внимание, выделять существенное и несущественное, распределять и переключать его в пределах задания и всего учебного времени.
По словам Кагермазовой Лауры Цраевной «память приобретает осмысленный характер, если опирается на приемы логической обработки материала» [1, с 143]. Именно поэтому, важно в данный период научить детей приемам работы с текстом.
Существует огромное количество различных приемов работы с текстом, мы приведем несколько:
преднамеренное заучивание;
приемы активной мыслительной обработки материала (смысловая группировка — выделение в тексте смысловых кусков, частей, их обозначение, составление плана; поиск смысловых опорных пунктов — ключевых слов для данного отрывка текста, суженных названий; составление плана, классификация, схематизация, мнемотехнические приемы и др.);
-
повторное чтение как способ мыслительной обработки материала (в отличие от зубрежки), предполагающее постановку различающихся задач при последующем чтении. По мере усвоения и отработки навыка чтения необходимо научить разным типам чтения как учебному действию: чтению просмотровому, изучающему, запоминающему, контрольному.
В моей работе я взяла за основу приемы активной мыслительной обработки материалов и повторное чтение с постановкой конкретной задачи.
На уроках окружающего мира при работе с текстом мы используем разные способы: пересказ, повторное чтение, составление кластера, составление дерева знаний и т.д. Но информация у учащихся плохо сохраняется. Поэтому я решила обратиться к наглядным методам: создание схем и опорных карточек.
Проводим мы данную работу несколькими способами. На уроке окружающего мира вначале ведем беседу по теме, читаем информацию в учебнике, а затем, ставим задачу собрать всю информацию в 1 таблицу или схему или рисунок и с помощью подготовленного материала (белая бумага, цветная бумага, карандаши, фломастеры, линейка, клей, изобрежения животных или растений и т.д.) создаем фронтально или в парах примерную схему, систематизируя всю услышанную информацию, на бумаге. По словам Маклакова Анатолия Геннадьевича, данный способ задействует важнейшую особенность мышления – решение задачи, проблемной ситуации, вопроса [2, с 263] .
Иногда я приношу уже готовые рамки схем, задача учащихся заполнить недостающие элементы, которые они смогут найти, пользуясь учебником. На каждом уроке я провожу небольшие тестирования по теме предыдущего или предыдущих уроков, чтобы фиксировать уровень усваимости материала учащимися.
Самое необычное в наших правилах то, что учащиеся могут оформлять рамку правила самостоятельно, используя карандаши или фломастеры, а так же раскрашивать изображения растений или животных, опираясь на учебник.
Наш класс очень творческий и любит рисовать или раскрашивать, это и подсказало мне начать данную работу, т.е. совместить их любимое дело с обучением, нам всегда лучше запоминается то, что мы делаем с удовольствием, я подключила к познавательным процессам эмоциональные психические процессы.
Существует теория Т. Рибо, «который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесную связь он усматривал между эмоциями и произвольным вниманием. Рибо полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний» [2, с. 313].
Подводя итог, хочу рассказать о небольших успехах данной методики. Используем мы папку для правил с начала 2 четверти, она у нас рассчитана на все предметы (данную работу мы проводим также по русскому языку, математике, литературному чтению). Но, несмотря настолько небольшое время работы с ней, наш процент качественных знаний улучшился. В конце 1 четверти процент качества знаний был 40%, а в конце 2 четверти он увеличился на 15 %, что доказывает эффективность данного приема формирования читательской компетентности при работе со схемами и памятками.
Список используемой литературы
Кагермазова
Л.Ц. Возрастная психология (психология развития):/ Л.Ц.
Кагермазова
проф. каф. ПП ДПО КБГУ.: Кабардино-
Балкарск
.
электронный учебник- 276 с.
Маклаков А.Г.
Общая психология [Текст]
:
учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. -
Москва [и др.] : Питер, 2012. - 582 с. : ил.,
портр
., табл.; 24 см. - (Учебник для вузов).; ISBN 978-5-459-01579-9 (В пер.)