Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников на уроках литературного чтения | Яковлева Виктория Юрьевна. Работа №345777

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена важной теме формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников в процессе уроков литературного чтения. Рассматриваются основные подходы и методы, способствующие развитию у детей таких качеств, как доброта, честность, трудолюбие, уважение к окружающим и любовь к родине. Описан процесс взаимодействия детей с литературными произведениями, который помогает в формировании нравственного мира ребёнка. Особое внимание уделено роли воспитательной функции литературы, а также способам, которые помогают учителю эффективно передавать эти ценности через содержание текстов. Статья ориентирована на учителей начальных классов, стремящихся к созданию нравственной атмосферы в учебном процессе.

         Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, младшие школьники, литературное чтение, нравственное воспитание, педагогические методы, литературные произведения, воспитание через книгу.

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 

Яковлева Виктория Юрьевна, учитель начальных классов

ГБОУ Луганской Народной Республики "Республиканский

учебно-реабилитационный центр"

 

Аннотация: Статья посвящена важной теме формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников в процессе уроков литературного чтения. Рассматриваются основные подходы и методы, способствующие развитию у детей таких качеств, как доброта, честность, трудолюбие, уважение к окружающим и любовь к родине. Описан процесс взаимодействия детей с литературными произведениями, который помогает в формировании нравственного мира ребёнка. Особое внимание уделено роли воспитательной функции литературы, а также способам, которые помогают учителю эффективно передавать эти ценности через содержание текстов. Статья ориентирована на учителей начальных классов, стремящихся к созданию нравственной атмосферы в учебном процессе.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, младшие школьники, литературное чтение, нравственное воспитание, педагогические методы, литературные произведения, воспитание через книгу.

 

Литературное чтение в начальной школе играет важную роль в воспитании духовно-нравственных ценностей у детей. Через книги дети учат­ся различать добро и зло, понимать моральные принципы и осознавать значимость таких качеств, как честность, уважение к старшим, забота о природе и окружающих. Педагогическая задача начальных классов заключается в том, чтобы через взаимодействие с текстами формировать у детей внутренние ориентиры, которые будут служить основой для их поведения и отношений с миром. Литература, как мощный инструмент воспитания, помогает младшим школьникам лучше понять смысл жизни и научиться важнейшим жизненным урокам.

Уроки литературного чтения в начальной школе не ограничиваются лишь передачей знаний о литературе, они также выполняют важную воспитательную функцию. В этом возрасте дети особенно восприимчивы к прочитанным произведениям, потому что их моральные ориентиры только начинают формироваться. Поэтому задача учителя – не просто научить детей читать и пересказывать, но и развивать в них способность к нравственному осмыслению событий, происходящих в книгах, и сопоставлению их с реальной жизнью.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через литературное чтение направлено на формирование у детей осознанного отношения к себе, окружающим и миру в целом. Литературные произведения, которые включают в себя элементы морали, помогают детям понять, что любое действие имеет последствия, что добро всегда должно преобладать над злом, а человек должен быть честным и отзывчивым. Важно, чтобы дети не только запомнили содержание книги, но и поняли её глубокий смысл, который будет сопровождать их в жизни.

К примеру, произведения классической русской литературы для детей (например, рассказы Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, К.И. Чуковского) предлагают яркие образы персонажей, которые олицетворяют различные черты характера: доброту, мужество, благородство, терпимость. Такие книги, как «Три толстяка» Ю.К. Олеша, «Мальчик с пальчик» Шарля Перро, рассказы о животных В. Бианки и С. Баруздина, помогают детям через яркие и запоминающиеся сюжеты размышлять о моральных вопросах. В этих произведениях часто освещаются важнейшие темы, такие как дружба, смелость, помощь ближнему, стремление к знанию и труду.

Учитель на уроках литературного чтения должен создавать атмосферу, в которой дети могут выразить свои мысли и чувства, обсудить действия персонажей, их поступки и мотивы. Именно такой подход помогает формировать нравственные ориентиры, которые дети будут переносить на реальную жизнь. Важно, чтобы уроки не превращались в простое заучивание текста, а становились настоящей площадкой для анализа, размышлений, сопоставлений и глубоких обсуждений.

Методы, которые учитель может использовать для формирования духовно-нравственных ценностей через литературное чтение, разнообразны. Во-первых, это индивидуальная и коллективная работа с текстом. Задания, которые требуют от детей не только пересказа, но и анализа, помогают глубже проникнуть в смысл произведения. Дети могут обсуждать поступки персонажей, спорить, делиться множеством точек зрения, что способствует развитию критического мышления и формированию моральных установок.

Во-вторых, важным методом является использование творческих заданий. После прочтения произведения учитель может предложить детям сочинить собственные рассказы, придумать концовку для произведения, представить себя на месте героя и обсудить его поступки. Такие задания развивают воображение, креативность, а также помогают детям лучше понимать внутренний мир персонажей, а следовательно, и свои собственные чувства и переживания. Творчество находит отклик в детях, помогает им выражать и формировать своё представление о добре и зле.

Одним из эффективных методов формирования нравственных ценностей является работа с диалогами. Важно, чтобы дети учились вести осознанную беседу о том, что они прочитали, выражали свои эмоции и мнение по поводу поступков персонажей, обсуждали моральные дилеммы, которые поставлены в произведении. Например, когда дети обсуждают, поступил ли герой правильно или нет, это помогает развивать у них чувство справедливости, умение анализировать ситуации и находить правильные решения в сложных жизненных обстоятельствах.

Также в воспитательном процессе немаловажную роль играет работа с текстами, которые развивают у детей сочувствие, сострадание и уважение к окружающему миру. Книги о животных, о природе, о межличностных отношениях учат детей понимать и ценить мир, который окружает их. Через обсуждение таких тем, как забота о природе, помощь тем, кто оказался в трудной ситуации, забота о животных, дети начинают понимать важность добрых и справедливых поступков, даже в самых непростых ситуациях.

Очень важным аспектом воспитания духовных и нравственных ценностей является привитие детям чувства любви и уважения к родной культуре, традициям и истории. Литературные произведения, которые рассказывают о родной земле, её героях, событиях, связанных с важными историческими моментами, способствуют формированию у младших школьников патриотического сознания. Знакомство с произведениями, отражающими героизм и мужество предков, помогает детям осознать свою связь с прошлым, научиться гордиться своей страной и её культурным наследием.

Таким образом, литературное чтение в начальной школе является важным инструментом формирования духовно-нравственных ценностей. Через книги дети учатся ориентироваться в мире, принимать решения, основываясь на принципах добра, честности и уважения к окружающим. Чтение литературы помогает детям развить внутреннюю культуру, усвоить моральные нормы, которые будут служить опорой на протяжении всей жизни. Важно, чтобы учитель не просто читал детям книги, но и создавал условия для осознанного взаимодействия с текстом, для глубокого размышления и обсуждения прочитанного, что способствует развитию нравственного сознания у младших школьников.

 

Список литературы

 

Бугаева А

.

П

.

,

Сокорутова

Л

.

В

.

Литературно-художественное чтение как фактор духовно-личностного развития учеников младших классов //

ПНиО

. 2018. №2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/literaturno-hudozhestvennoe-chtenie-kak-faktor-duhovno-lichnostnogo-razvitiya-uchenikov-mladshih-klassov (дата обращения: 02.10.2024).

Крючкова

Т

.

А

.

Формы, методы, приемы формирования нравственной воспитанности младших школьников средствами литерату

рного чтения // Вестник

Шадринского

государственного педагогического университета. 2017. №4 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-metody-priemy-formirovaniya-nravstvennoy-vospitannosti-mladshih-shkolnikov-sredstvami-literaturnogo-chteniya (дата обращения: 02.10.2024).

Логинова, Ю. А. Возможности уроков литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших школьников / Ю. А. Логинова, Н. В.

Макушкина

, Е. А.

Сокольская

. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы XIII

Междунар

. науч.

конф

. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань: Молодой ученый, 2020. — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15842/ (дата обращения: 02.10.2024).

Маштакова

Л

.

Ю

.

, Валитова Г

.

А

.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения // Гуманизация образования. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-na-urokah-literaturnogo-chteniya-2 (дата обращения: 02.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×