Формирование духовно-нравственных ценностей ребёнка посредством художественной литературы. | Логачёва Екатерина Александровна. Работа №206502
Автор: Логачёва Екатерина Александровна
Современные детские передачи, игры, сериалы вряд ли способствуют пониманию произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М.Достоевского, Л.В. Толстого и.т.д. Мы дали детям только материальный взгляд на мир - миропонимание, которое привело к потере свободы духа, творчества. Это, в свою очередь, привело к равнодушию и потере читательского интереса. В методике формирования духовно-нравственных ценностей ребёнка посредством художественной литературы уже во младшей школе возможно ввести элемент философии литературы, расширяя смысловой аспект художественного произведения.
Тема: «Формирование духовно-нравственных ценностей ребёнка посредством художественной литературы».
Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства - товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей - то несправедливости.
Одновременно с этими азбучными истинами необходимо раскрывать сущность таких моральных ценностей, как любовь к Отечеству, толерантность по отношению к другим, честь, независимость.
Главная роль в этом принадлежит воспитателю, именно поэтому для меня определяющими стали понятия, предложенные Е. Н. Ильиным: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
Произведения литературы имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру.
Следует отметить, что сложность восприятия детьми текста, который имеет духовную направленность, возникает, как правило, в результате их малого личного духовного опыта. Именно в младшем школьном возрасте, когда так сильна эмоциональная память, восприятие того или иного образа может оказаться решающим в жизни человека, потому что именно в это время формируется в детях духовное начало.
Время, в котором мы живем, - время обилия информации, разнородной по своему содержанию и чаще всего не предусмотренной для духовного становления человека. Современные детские передачи, игры, сериалы вряд ли способствуют пониманию произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М.Достоевского, Л.В. Толстого и.т.д. Мы дали детям только материальный взгляд на мир - миропонимание, которое привело к потере свободы духа, творчества. Это, в свою очередь, привело к равнодушию и потере читательского интереса. В методике формирования духовно-нравственных ценностей ребёнка посредством художественной литературы уже во младшей школе возможно ввести элемент философии литературы, расширяя смысловой аспект художественного произведения. Для реализации этой цели необходимо решать следующие задачи:
Вовремя сформировать читательский вкус, воспитывая детей на «образцовых» классических текстах.
Стараться максимально приблизить исторический конте
кст пр
оизведения к современности, преодолевая « грани времен».
Выработать в детях способность стремиться к познанию.
Не разрушать целостное восприятие мира и показать его гармонию.
Существует еще одна проблема - проблема личности воспитателя, взаимоотношения воспитанника с воспитателем в области смыслового, внутреннего движения. Говорить о нравственном и духовном, предлагая детям лучшие образцы сокровищницы русской литературы, - высота, на которую педагог должен подняться сначала сам. Иначе дети не поверят, а, следовательно, не пойдут за ним и не воспримут информацию. Поэтому одним из важнейших условий для понимания произведений духовной направленности является образ самого воспитателя, его личность. Развитие и саморазвитие ученика происходит через книгу и воспитателя, а воспитатель, если он смог научить детей самостоятельно мыслить, совершенствуется сам.
Одним из приемов, помогающих решить вышеназванные задачи, является обращение к анализу слова, стилистике текста, языку символов. Рассмотрим это на примере изучения произведения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Центральной темой сказки, как известно, является утверждение добра и обличение зла. Человек в земном своем бытии находится между двумя этими началами. Для понимания этой мысли необходимо с учащимися произвести анализ двух образов красоты: царевны и царицы (антитеза – основной прием в этой сказке), поразмышлять над вопросами: какая красота истинна и какая ложна? Почему одержима злом? Какое чувство движет ею? Учащиеся ищут ответ в тексте сказки.
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Образ молодой царицы рассматривается с опорой на текст:
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
В данном случае вполне уместны вопросы: а какая душа у царицы? Какими словами автор показывает ее внутреннюю сущность? (Горда, ломлива, своенравна, ревнива, гневная, злая). Необходимо также задуматься над тем, от чего умирает царица:
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Злая царица умирает от зависти, от того, что не может принять мысль о превосходстве чьей-то красоты над своей собственной. Сила бескорыстной любви в сказке А.С.Пушкина, как и в жизни, способна творить чудеса.
Следующий прием, который я использую в работе, - проигрывание литературных произведений на уроках чтения с последующим обсуждением. Воспитатель выбирает произведения, которые соответствуют ситуации взаимоотношений между детьми в классе. Рассмотрим это на примере сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Первый этап – выявление в классе проблемы нравственного характера. Воспитатель продумывает, какие случаи и ситуации из жизни детей он может отразить, работая над сказкой.
Работу необходимо начать с прослушивания литературного произведения. Затем задаются вопросы: о чем сказка, кто главные герои, какие симпатичны, а какие нет и почему,
При обсуждении сказки важно обратить внимание на характер героев, выделить характеристики персонажей.
На следующем этапе предлагаю разделиться ученикам на группы для проигрывания сказки: одна группа – зрители, а другая – действующие лица. Важно обратить внимание на то, что, инсценируя сказку, доброту героя необходимо показать своими действиями, эмоциями и попросить детей – зрителей назвать, какие именно действия и эмоции можно назвать добрыми. Необходимо, чтобы дети поняли: то, что названо словом, должно быть подтверждено действием, и наоборот, то, что показано в действии, должно быть названо. Итогом работы можно считать умение ребенка применять полученные знания в реальной или воображаемой ситуации.
Приемы работы со сказкой могут быть разнообразными:
обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;
создание рисунков по мотивам сказки;
активная работа с текстом по выявлению
причинно
– следственных связей в сказке;
проигрывание эпизодов сказки;
проигрывание вариантов решения ситуаций
Таким образом, при изучении литературных произведений, духовной проблематики необходим анализ, предполагающий углубленное изучение значений слов. Выбор метода при изучении художественных текстов зависит не только от жанра произведения, возрастных особенностей учащихся , стиля автора, но и от структуры текста и времени, в котором оно создано.