Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников | Яровая Вера Александровна. Работа №337812. Номер работы: №337812
Аннотация. В статье подчеркивается важность патриотического воспитания детей и роли семьи в этом процессе. Принцип активной жизненной позиции дошкольника подразумевает не только передачу знаний, но и стимулирование участия ребенка в деятельности, формирование его собственной жизненной позиции и понимания значимости его действий.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, патриотизм, гражданственность.
Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников является одной из ключевых задач современного образовательного процесса. В условиях быстро меняющегося мира, где информационные технологии и глобализация играют все более значимую роль, необходимо обеспечить детям прочные ценностные ориентиры, которые помогут им стать активными и ответственными гражданами своей страны.
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Яровая Вера Александровна, методист
МДОУ ДС «Дельфиненок» р.п. Средняя Ахтуба
Аннотация. В статье подчеркивается важность патриотического воспитания детей и роли семьи в этом процессе. Принцип активной жизненной позиции дошкольника подразумевает не только передачу знаний, но и стимулирование участия ребенка в деятельности, формирование его собственной жизненной позиции и понимания значимости его действий.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, патриотизм, гражданственность.
Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников является одной из ключевых задач современного образовательного процесса. В условиях быстро меняющегося мира, где информационные технологии и глобализация играют все более значимую роль, необходимо обеспечить детям прочные ценностные ориентиры, которые помогут им стать активными и ответственными гражданами своей страны.
Развитие патриотизма у дошкольников начинается с самого раннего возраста. В этом возрасте дети еще только начинают формировать свое мировоззрение и усваивать социальные нормы и ценности. Поэтому особое внимание следует уделить созданию благоприятной и насыщенной патриотической среды, в которой дети будут иметь возможность познавать и любить свою Родину, ее культуру, историю и традиции. Через игровую активность, художественную деятельность, чтение литературы и проведение различных тематических мероприятий можно способствовать формированию чувства гордости за свою страну и желания бережно относиться к ее достоянию.
Для развития патриотических качеств у дошкольников необходимо создать благоприятную образовательную среду. Воспитатели, родители и другие взрослые должны быть образцом в достоинстве, честности, заботе о других и готовности помочь. Дети, наблюдая за ними, усваивают патриотические ценности и принципы, поведение взрослых становится для них образцом и идеалом.
Важную роль в патриотическом воспитании играют традиции и праздники. Проведение патриотических мероприятий и различных праздников, связанных с историей и культурой Родины, позволяет ребенку ближе познакомиться с национальными символами и традициями. Это помогает сформировать патриотические чувства и привлекает к уважению к своей стране.
Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания у дошкольников также связано с развитием у них эмпатии и чувства солидарности. В процессе общения с другими детьми, они учатся культуре взаимоотношений, уважению друг к другу, а также к языку и культуре своей страны.
Важно также стимулировать у детей интерес к истории и культуре страны. Через рассказы о исторических событиях, о великих людях и достижениях, ребенок сможет подготовиться к пониманию и усвоению национальных ценностей, что будет способствовать формированию патриотических чувств.
Духовно-нравственное воспитание является важной составляющей развития общества и формирования личности ребенка. Особое значение оно имеет в дошкольном возрасте, строить основы патриотического воспитания необходимо именно в этот период. Для достижения этой цели существуют определенные принципы, на которых следует основываться при работе с детьми дошкольного возраста.
Во-первых, необходимо применять принцип гармоничного развития личности ребенка. Это означает, что воспитание не должно быть ориентировано только на одну сферу развития, например, на интеллектуальное или физическое развитие. Не менее важно развитие эмоциональной, духовной и нравственной сфер. Для этого следует создавать разнообразные условия для игр и занятий, которые способствуют развитию всех аспектов личности.
Во-вторых, важен принцип интеграции духовно-нравственного воспитания во все сферы деятельности дошкольника. Это означает, что воспитательные моменты должны присутствовать на занятиях по физической культуре, изобразительному искусству, музыке и т. д. Постепенно формируется понимание, что нравственные ценности важны во всех аспектах жизни.
Третий принцип – это принцип систематичности и последовательности. Этот принцип подразумевает, что воспитание духовно-нравственных ценностей должно проводиться стабильно и постепенно. Регулярные занятия, беседы, игры и мероприятия, посвященные патриотической тематике, позволяют закреплять у детей нравственные взгляды и ценности. Важно, чтобы воспитание духовно-нравственных ценностей стало частью режима дня дошкольника и было внедрено во все его деятельности.
Четвертый принцип – это принцип активной жизненной позиции дошкольника. Патриотическое воспитание не должно ограничиваться только знаниями и восприятием информации. Важно, чтобы ребенок сам активно участвовал в деятельности, понимал значение своих действий и имел свою жизненную позицию.
Необходимо также отметить, что семья играет ключевую роль в формировании патриотического чувства у детей. Родители являются первыми и основными образцами для ребенка, от которых он черпает знания и стандарты поведения. Патриотизм начинается с малого – с любви к своему родному дому, своей стране. Родители могут объяснить ребенку, как важно быть гордым за свою страну, уважать и ценить ее историю, традиции и культуру.
Одним из способов формирования патриотической идентичности является познание родной истории. Родители могут рассказывать ребенку о героях и событиях, которые сделали важный вклад в историю страны. Для этого можно использовать детские книги, игры, мультфильмы и экскурсии. Важно понимать, что ребенок дошкольного возраста не всегда способен полноценно воспринимать исторические факты, поэтому рассказы родителей должны быть доступными и понятными.
Особое внимание стоит уделить патриотическому воспитанию в кругу семьи. Совместные посещения и участие в праздниках, мероприятиях, посвященных истории и культуре страны, не только укрепляют семейные связи, но и способствуют формированию патриотической идентичности у детей. Включение детей в подготовку и проведение таких мероприятий позволяет им активно участвовать и развивать чувство принадлежности к своей Родине.
Использование разнообразных методов и приёмов, вовлечение семьи, системность и целенаправленность работы помогают заложить прочные основы любви к Родине, которые в будущем станут основой для формирования высококультурной личности.
Несмотря на то, что от дошкольников нельзя ожидать «взрослых форм» проявления патриотизма, уже в этом возрасте можно и нужно прививать им бережное отношение к родной стране, её символам и традициям. Эта работа закладывает фундамент гражданственности и воспитывает в детях качества, необходимые для того, чтобы в будущем они стали настоящими патриотами своей Родины.
Список литературы
1. Алешина А. В. Патриотическое воспитание дошкольника. М.: ЦГЛ, 2005, — с. 256.
2. Илюхина Т. Г. Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе. //Молодой ученый. Международный научный журнал. 2017, № 38 — с.105–107.
3. Илюхина, Т. Г. Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста / Т. Г. Илюхина. — Текст: непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 24-26.