Формирование двигательных навыков у детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию | Осинцева Елена Борисовна. Работа №345940
Аннотация: Статья посвящена формированию двигательных навыков у детей дошкольного возраста через занятия плаванием. Умение правильно двигаться в воде является важной составляющей физического развития, способствует укреплению здоровья, улучшению координации и выносливости. Обучение плаванию в дошкольном возрасте помогает детям развивать основные двигательные навыки, такие как плавание, ныряние, удержание на воде, что в дальнейшем способствует успешной социализации и уверенности в воде. В статье рассматриваются подходы к обучению плаванию, методы формирования двигательных навыков, а также роль инструктора по физической культуре в создании безопасных и эффективных условий для занятий плаванием.
Ключевые слова: двигательные навыки, дошкольники, плавание, физическая культура, обучение плаванию, развитие координации, двигательная активность, инструктор по физической культуре.
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ
Осинцева Елена Борисовна, инструктор по физической культуре
ГБОУ города Москвы "Школа № 1591"
Аннотация: Статья посвящена формированию двигательных навыков у детей дошкольного возраста через занятия плаванием. Умение правильно двигаться в воде является важной составляющей физического развития, способствует укреплению здоровья, улучшению координации и выносливости. Обучение плаванию в дошкольном возрасте помогает детям развивать основные двигательные навыки, такие как плавание, ныряние, удержание на воде, что в дальнейшем способствует успешной социализации и уверенности в воде. В статье рассматриваются подходы к обучению плаванию, методы формирования двигательных навыков, а также роль инструктора по физической культуре в создании безопасных и эффективных условий для занятий плаванием.
Ключевые слова: двигательные навыки, дошкольники, плавание, физическая культура, обучение плаванию, развитие координации, двигательная активность, инструктор по физической культуре.
Занятия плаванием с детьми дошкольного возраста имеют большое значение для их физического и психоэмоционального развития. Плавание как вид физической активности помогает формировать у детей основные двигательные навыки, развивает координацию движений, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также способствует улучшению общего самочувствия. На занятиях плаванием дети осваивают не только основные элементы плавания, но и развивают уверенность в себе, учат преодолевать страхи и быть смелыми в незнакомой среде.
Формирование двигательных навыков у дошкольников через плавание имеет свои особенности. Прежде всего, занятия должны быть построены таким образом, чтобы дети чувствовали себя комфортно в воде и не испытывали страха. Плавание оказывает комплексное воздействие на организм ребенка, развивает не только физическую активность, но и психомоторные функции. Важно, чтобы обучение плаванию начиналось с самых простых и доступных упражнений, постепенно переходя к более сложным. Это позволит детям адаптироваться к воде, укрепить мышцы, развить общую координацию и уверенность в своих силах.
Основным этапом в обучении плаванию дошкольников является преодоление страха перед водой. Очень важно, чтобы на первых занятиях ребенок ощущал поддержку и заботу со стороны инструктора. Введение детей в водную среду должно проходить постепенно, начиная с игр, которые позволяют привыкнуть к воде, постепенно осваивать ее и двигаться в воде с каждым разом все увереннее. Это могут быть простые упражнения, такие как вдыхание и выдыхание воздуха в воде, плавание на спине или грудном положении, а также подталкивание и сопровождение ребенка в процессе выполнения упражнений.
Для формирования двигательных навыков у дошкольников в процессе плавания необходимо разнообразие упражнений, которые способствуют укреплению различных групп мышц. Важно, чтобы занятия плаванием были направлены на развитие таких базовых двигательных навыков, как бег, прыжки, ловкость, координация движений, а также развитие чувства равновесия. С помощью игр, которые интегрируются в уроки плавания, дети учат осваивать простейшие техники плавания, такие как ныряние, перекатывания, скольжение по воде, что позволяет развивать не только двигательную активность, но и умение контролировать свое тело.
Плавание способствует развитию координации движений, улучшению пластики и гибкости. Это особенно важно для дошкольников, так как в этот период формируются основные двигательные навыки, такие как плавание, контроль за движением, выработка чувства ритма. Занятия плаванием помогают укрепить мышцы спины, шеи и грудных мышц, что в дальнейшем оказывает положительное влияние на осанку ребенка и общую физическую форму.
Очень важным моментом является индивидуальный подход к каждому ребенку. На занятиях плаванием инструктор должен учитывать уровень подготовки, физическое состояние ребенка, его личные особенности и темперамент. Некоторые дети с первого раза легко приспосабливаются к воде и выполняют задания, тогда как другие испытывают трудности. В таких случаях необходима поддержка, поощрение и постепенная адаптация. Важно помнить, что ребенок не должен чувствовать давление, иначе это может привести к снижению мотивации и развитию страха.
На каждом этапе занятий инструктор по физической культуре должен проводить работу, направленную на создание позитивной атмосферы. Психологическая поддержка и создание доверительной обстановки в бассейне играют важнейшую роль в обучении плаванию. Преодоление страха и доверие к взрослому специалисту способствует быстрому и эффективному освоению водных навыков. Инструктор должен использовать мягкий подход, а также различные игровые методы, чтобы дети воспринимали занятие как веселую и увлекательную активность.
Одним из основных направлений работы инструктора на занятиях плаванием с дошкольниками является развитие уверенности в воде. Это требует выполнения упражнений, которые учат ребенка держаться на воде, управлять своим телом, выполнять движения в воде в сочетании с дыханием. Это включает в себя занятия, которые развивают ловкость, выносливость и общую физическую подготовленность. Упражнения, направленные на развитие дыхательной системы, способствуют повышению общей выносливости детей, что также важно для их дальнейшего развития.
Важной частью занятий является работа с родителями. Задача инструктора по физической культуре заключается в том, чтобы заинтересовать родителей в активном участии в обучении плаванию, объяснить важность этих занятий для здоровья и физического развития детей. Родители должны осознавать, что плавание не только улучшает физическую форму ребенка, но и способствует развитию навыков самозащиты, уверенности в воде и снижению стресса. При активном участии родителей в обучении плаванию ребенок быстрее привыкнет к водной среде и развивает двигательные навыки.
Кроме того, важно учесть роль мотивации. Для детей дошкольного возраста занятия плаванием должны быть увлекательными и интересными. Внедрение игровых элементов в процесс обучения помогает детям лучше освоить навыки плавания и делает процесс более радостным и занимательным. Это могут быть различные подвижные игры в воде, которые развивают скорость, координацию и ловкость. Важно помнить, что уроки плавания должны быть направлены на всестороннее развитие ребенка, а не только на его физическую подготовленность.
Таким образом, формирование двигательных навыков у детей дошкольного возраста на занятиях плаванием — это важная и ответственная работа инструктора по физической культуре. Комплексный подход к обучению плаванию, использование игровых методов и индивидуальный подход к каждому ребенку позволяют создать оптимальные условия для развития детей. Плавание способствует физическому и психоэмоциональному развитию детей, укрепляет здоровье и развивает уверенность в собственных силах, что оказывает положительное влияние на все аспекты их жизни.
Список литературы
Ермолаев А.П., Волкова Е.А.
Методика формирования навыков плавания у дошкольников
// Теория и практика современной науки. 2021. №2 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-
formirovaniya-navykov-plavaniya-u-doshkolnikov (дата обращения: 03.10.2024).
Образцова, Н. Н. Формирование первоначальных навыков плавания у детей дошкольного возраста на основе использования системы игр и игровых упражнений / Н. Н. Образцова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1012-1014. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24282/ (дата обращения: 03.10.2024).
Тычкина
К
.
А
.
Игровой метод в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста
// Педагогическое образование в России. 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovoy-metod-v-protsesse-obucheniya-plavaniyu-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 03.10.2024).