Формирование экологического сознания у детей: как использовать природу в образовательном процессе | Файзулина Валентина Александровна. Работа №350099
Аннотация: В статье рассматривается важность формирования экологического сознания у детей в условиях детского сада. Особое внимание уделяется тому, как использование природы в образовательном процессе может способствовать осознанию детьми их места в экосистеме и ответственности за окружающую среду. Приводятся примеры практических мероприятий и игр, направленных на развитие экологического мышления, а также описываются способы вовлечения детей в практическую защиту природы.
Ключевые слова: экологическое сознание, детский сад, природа, образование, устойчивое развитие.
Файзулина Валентина Александровна, воспитатель
МАДОУ д/с Тополек г. Советский
Аннотация: В статье рассматривается важность формирования экологического сознания у детей в условиях детского сада. Особое внимание уделяется тому, как использование природы в образовательном процессе может способствовать осознанию детьми их места в экосистеме и ответственности за окружающую среду. Приводятся примеры практических мероприятий и игр, направленных на развитие экологического мышления, а также описываются способы вовлечения детей в практическую защиту природы.
Ключевые слова: экологическое сознание, детский сад, природа, образование, устойчивое развитие.
Формирование экологического сознания у детей — одна из приоритетных задач современного образования. Воспитание осознанного отношения к окружающему миру и развитие экологического мышления помогают детям понять важность сохранения природы, развивают в них уважение к окружающей среде и формируют ответственное отношение к ресурсам. В условиях глобальных экологических проблем, с которыми сталкивается наше общество, задача формирования экологического сознания становится особенно актуальной. Детский сад — это первый этап образовательного процесса, когда дети начинают осознавать свою связь с природой и окружающим миром. Воспитатели имеют уникальную возможность не только передать знания о природе, но и развить у детей эмоциональную привязанность к ней, что в дальнейшем станет основой для их экологической ответственности.
Один из эффективных методов формирования экологического сознания — это использование природы как образовательного ресурса. Непосредственный контакт с природой способствует не только познанию её законов, но и эмоциональному восприятию, которое важно для развития личности. Природа может стать отличной лабораторией для изучения различных природных явлений и процессов. Например, занятия на свежем воздухе могут включать наблюдение за растениями, животными, погодными условиями и многими другими аспектами, что позволит детям развивать навыки наблюдения, анализа и критического мышления.
Одним из примеров может служить проект Наши друзья — растения. В рамках этого проекта дети могут высадить и ухаживать за растениями, что научит их ответственности и заботе о живом. Дети могут изучать, как выглядят различные растения, какие условия необходимы для их роста, и почему они важны для нашей жизни. Такой практический опыт способствует закреплению знаний и формированию устойчивых привычек к бережному отношению к природе.
Еще один интересный подход — использование игр и сюжетно-ролевых занятий, которые включают в себя элементы экологии. Например, игра Экологический след может быть организована следующим образом: дети делятся на команды и проходят разные станции, на каждой из которых выполняют задания, связанные с экологией. Это может быть сортировка мусора, выполнение упражнений на понимание ресурсов, необходимых для жизни растений и животных, а также игры на развитие навыков работы в команде. Такие занятия не только развлекают детей, но и обучают их важным экологическим концепциям.
Важной частью формирования экологического сознания является обсуждение тем, связанных с окружающей средой, в рамках общения. Воспитатель может организовать обсуждение о том, что такое экология, как мы можем помочь природе, какие проблемы существуют в нашем мире. Интересные и доступные для детей примеры помогут им легче усвоить информацию. Например, можно рассказать о том, как пластик влияет на океаны, или как неправильное обращение с отходами может повлиять на животных и растения. Это знание станет основой для формирования у детей осознанного отношения к своим действиям и их последствиям.
Также не стоит забывать о включении родителей в этот процесс. Участие родителей в экологических мероприятиях и акциях может значительно усилить эффект. Совместные выезды на природу, уборка территорий, занятия по экологии помогут создать единое пространство, в котором дети смогут применять свои знания на практике. Организация таких мероприятий способствует формированию сообщества, где ценятся забота о природе и уважение к ней.
Кроме того, важно использовать метод проектов, который помогает детям не только усваивать знания, но и применять их на практике. Проектная деятельность может включать различные темы, связанные с экосистемами, животными и растениями, охраной природы. В процессе работы над проектами дети развивают критическое мышление, учатся работать в команде и принимать совместные решения. Например, проект о защите редких видов животных может стать отличной основой для изучения биоразнообразия и причин, по которым некоторые виды находятся под угрозой исчезновения.
Формирование экологического сознания не ограничивается только познавательной деятельностью. Важно также развивать у детей эмоциональное восприятие природы. Для этого можно организовать экскурсии в парки, заповедники, где дети смогут увидеть разнообразие растений и животных. Такие выезды позволят детям не только увидеть, но и почувствовать, что природа — это живой организм, который требует заботы и уважения. Примеры таких выездов включают наблюдение за птицами, сбор природных материалов для творчества, изучение следов животных и многое другое. Эти мероприятия помогают детям лучше понять, что они являются частью природы, и вносят вклад в её защиту.
Современные технологии могут быть использованы для формирования экологического сознания. Использование интерактивных приложений и игр, связанных с экологией, может заинтересовать детей и сделать процесс обучения более увлекательным. Например, существуют приложения, которые предлагают детям задачи по сортировке мусора или виртуальные экскурсии по заповедникам. Это позволит детям освоить важные знания в игровой форме и привлечёт их внимание к актуальным проблемам экологии.
Таким образом, формирование экологического сознания у детей в детском саду — это многоступенчатый процесс, который требует активного участия воспитателей, родителей и самих детей. Использование природы как образовательного ресурса, вовлечение детей в практическую деятельность, проектная работа, обсуждения и экскурсии — все эти методы помогают развить у детей уважение к окружающей среде и понимание важности её сохранения. Воспитатели, создавая условия для активного познания и эмоционального вовлечения в природу, закладывают основу для формирования ответственного поколения, способного принимать осознанные решения в области экологии и устойчивого развития.
Список литературы
Габбасова С.А. Экологическое воспитание дошкольников // Проблемы педагогики. 2016. №1 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov
Коурова С. И., Яковлева Н. И. Развитие экологической культуры дошкольников в условиях реализации ФГОС до // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. №4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-ekologicheskoy-kultury-doshkolnikov-v-usloviyah-realizatsii-fgos-do
Поданёва Т. В. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста // МНКО. 2018. №4 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osnov-ekologicheskoy-kultury-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1