Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование экологической грамотности обучающихся на уроках биологии и химии в рамках реализации ФГОС.и | Мой кабинет. Работа №342268. Номер работы: №342268

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проблема формирования экологической грамотности учащихся сейчас стоит как никогда остро, так как связана с будущей жизнью человечества. Опасность бездумного природопользования требует пересмотра взглядов на отношение людей к природе, ставит перед образовательной организацией  проблему поиска путей формирования экологической грамотности личности. 

Формирование экологической грамотности обучающихся на уроках биологии и химии в рамках реализации ФГОС.


Проблема формирования экологической грамотности учащихся сейчас стоит как никогда остро, так как связана с будущей жизнью человечества. Опасность бездумного природопользования требует пересмотра взглядов на отношение людей к природе, ставит перед образовательной организацией проблему поиска путей формирования экологической грамотности личности. Что понимают под экологической грамотностью? – это особое свойство личности, проявляющееся в его духовной жизни и поступках, как способ самореализации, основанный на потребности в сохранение окружающей среды.

Проблемы в области экологии, неэффективность формирования экологической культуры в образовательном процессе порождены тем, что современные учащиеся знают и понимают необходимость соблюдения экологических норм, но не связывают это знание с личностной значимостью для себя и своей жизни, с собственной ответственностью за каждый поступок, который может повлиять на состояние окружающей среды и неизбежно отразиться на жизни самих людей и потомков (сломал дерево - погубил будущий лес, выбросил конфетный фантик – превратил окружающую среду в свалку, оставил стеклянную бутылку в походе – вызвал пожар, и т.д.).
В начале своего развития экологическое образование рассматривалось как часть системы биологического. В настоящее время, очевидно, что экология – не столь сфера биологического и природоохранного знания, сколько генетически комплексная совокупность естественных, технических наук, а также сфера самой разнообразной деятельности, имеющей биосферное значение. Это нашло свое отражение в тенденциях развития экологического образования. Оно должно основываться на следующих положениях:

экологические знания должны быть личностно-значимыми для учащихся, обеспечивающими им основу для выработки решений практических задач жизнедеятельностичащиеся должны видеть проблемы экологического характера и самостоятельно искать пути решения, выдвигая требования к другим на основе собственного ценностного отношения к природе.


Целью педагогической деятельности, как преподавателя биологии и химии является создание условий для формирования экологической грамотности.

Если студент переживает и оценивает явления окружающей природной и социальной действительности как значимые не только для себя и для других, и при этом нормы поведения в природе становятся не внешними требованиями (в виде законов, правил, которым необходимо подчиняться), а внутренними регуляторами деятельности самой личности, тогда мы сформируем экологическую культуру.

В связи с этим в своей преподавательской деятельности в последнее время использую некоторые практические рекомендации по проведению занятий, предлагаемые системой «Образования для устойчивого развития». Так, при изучении тем экологической тематики используются различные формы и методы, такие как «Галерея мыслей», «Путешествие в будущее», «Декларация о правах природы». Данные формы проведения занятий способствуют развитию умений у учащихся выражать свои мысли, умело применять правила поведения в природе, прогнозировать будущее.

Изучая тему «Природное сообщество и влияние на него деятельности человека» целесообразно использую ролевую игру «Прогулка по экосистемам», которая дает возможность проиллюстрировать видовое многообразие живых организмов и их приспособленность к данной среде обитания, а также выявить прямое или косвенное влияние человека на них. При изучении темы в гр 1.32 Пекарь «Влияние хозяйственной деятельности человека на природные сообщества, их охрана» проводится фронтальная работа «Глобальное – локальное», которая способствует развитию у учащихся понимания взаимосвязи локальных и глобальных изменений в окружающей среде, осознанию ответственности каждого человека за свои действия в отношении окружающей среды.

При изучении темы «Причины колебаний численности популяций» в гр 1.33 МСХП использую занятие «Принятие решений, связанных с окружающей средой», оно позволяет развивать критическое мышление у учащихся,

 

В процессе изучения экологических аспектов на уроках химии стараюсь формировать у обучающихся следующие умения: анализировать и оценивать процесс формирования и проведения общественной политики в области защиты окружающей среды, применять знания для объяснения причин возникновения экологических проблем и поиска путей их решения.
Основная задачаак преподавателя химии состоит в том, чтобы вооружить обучающихся экологическими знаниями, привить им навыки экологической культуры. Ко многим темам курса химии я подбираю соответствующий экологический материал. Например, при изучении темы «Первоначальные химические понятия» обучающиеся знакомятся с понятиями «загрязнители», «современные способы очистки веществ», «источники загрязнения». На уроках решаются задачи с экологическим содержанием, которые способствуют пониманию сущности экологических проблем: одинаковое ли число молекул содержится в 1г воды и в 1г кислорода? Какова роль этих веществ в биосфере Земли?

Основной задачей учителя химии является формирование таких понятий, как химический элемент, химическое вещество, химическая реакция и химическое производство. Каждое из названных понятий тесно связано с системой экологических понятий, а именно, с понятиями окружающая среда, живой организм (человек, животное, растение), экологические факторы, экологическая система и биосфера. Параллельно с ними следует разбирать природоохранные понятия.

При изучении темы: «Природные источники углеводородов» необходимо обращать внимание на роль нефти и нефтепродуктов, как загрязнителей природной среды. В процессе изучения темы «Целлюлоза» обратить внимание учащихся на то, что важно сохранять лесные богатства еще и потому, что леса способны активно преобразовывать химические атмосферные, особенно газообразные загрязнения, поглощать и отдельные компоненты промышленных загрязнений (углеводороды).

При изучении элементов 6 группы рассматриваются химические аспекты экологии, например, основным жизненно важным компонентом воздуха является кислород, снижение его вызывает у человека и животных явления кислородного голода - учащение и увеличение глубины дыхания, ускорение тока крови, усиление работы сердца.

Инертным разбавителем 02 в воздухе является азот. Уменьшение содержания кислорода в воздухе, сопровождающееся увеличением содержания азота, вызывает гипоксию и наркотическое действие.

Особенно пагубное влияние на атмосферу оказывают сера и ее соединения: сернистый газ, сероводород, перекись серы и т.д.

Сернистый ангидрид является одним из наиболее распространенных компонентов вредных выбросов химической промышленности. Большое количество его выбрасывается в атмосферу при производстве серной кислоты . Экологический аспект темы «Спирты и фенолы» необходимо рассматривать через социальную проблему- здоровье населения, пропаганду здорового образа жизни. Кроме того, учащиеся знакомятся с еще одним загрязнителем природной среды - фенолом (его источниками, токсичным действием, возможным противоядием).

Ароматические амины, обладая циклической структурой, проявляют не только токсические свойства, но и канцерогенные. На примере анилина можно рассмотреть практически весь путь ароматического амина от источника загрязнения им природной среды до организма человека.

В процессе воспитания экологической грамотности следует постоянно подчеркивать роль и возможности человека, его влияние на окружающую среду, а также на воспитание личности. Наряду с образовательной задачей на каждом уроке, прямо или косвенно решать вопросы воспитательного характера; систематически формировать экологическое мировоззрение, представляя человека как продукт природы, как систему, находящуюся во взаимодействии с природой, воздействующую на природу и зависящую от природыроме теоретических знаний учитель химии должен формировать практические навыки, используя задачи с природоохранным содержанием, используя химический эксперимент.

Если в процессе обучения учащийся научится понимать то, что от человека зависит его настоящее и будущее, сохранность природной среды, здоровье всего общества можно считать, что цель экологического воспитания достигнута.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X