Формирование экологической грамотности младших школьников | Анганзорова Алёна Валерьевна. Работа №301780
Мы должны научиться воспринимать окружающую среду не как набор механизмов, а как довольно сложную живую систему, понимать взаимосвязь ее компонентов. Одной из наиболее важных потребностей является развитие функциональной грамотности обучающихся. Экологическая грамотность – это способность человека воспринимать и оценивать состояние природных систем, принимать соответствующие меры для их поддержания, восстановления или улучшения состояния. Экологическая грамотность является необходимым условием для принятия личностью правильных решений по отношению к природе. Она служит «фундаментом» экологической культуры. Основная проблема в ее формировании заключается в сложности перехода от теоретических знаний к их применению в жизни.
Формирование экологической грамотности младших школьников во внеурочной деятельности.
Мы должны научиться воспринимать окружающую среду не как набор механизмов, а как довольно сложную живую систему, понимать взаимосвязь ее компонентов. Одной из наиболее важных потребностей является развитие функциональной грамотности обучающихся. Экологическая грамотность – это способность человека воспринимать и оценивать состояние природных систем, принимать соответствующие меры для их поддержания, восстановления или улучшения состояния. Экологическая грамотность является необходимым условием для принятия личностью правильных решений по отношению к природе. Она служит «фундаментом» экологической культуры. Основная проблема в ее формировании заключается в сложности перехода от теоретических знаний к их применению в жизни.
Формирование экологической грамотности в начальной школе возможно осуществлять на любом уроке.
На уроках русского языка учитель может предлагать тексты для диктанта или изложения , связанные с охраной окружающей среды, задавать вопросы экологического характера, формируя тем самым отношение к природе как к ценности.
На уроках литературного чтения часто встречаются произведения о природе, анализируя которые, учитель также может включать вопросы, связанные с формированием экологической культуры обучающихся.
На уроках математики встречаются задачи, возможно использование таблиц на экологическую тематику. Обучающиеся наглядно могут проследить, например, сколько древесины необходимо для изготовления бумаги.
На уроках окружающего мира формирование экологической грамотности ведется ежеурочно.
Необходимо осуществлять комплексный подход к формированию экологической грамотности школьников, включающий работу не только на уроках, но и во внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность – процесс взаимодействия педагогов и обучающихся в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно-урочной.
Одним из важных средств обучения младших школьников во внеурочной деятельности является рабочая тетрадь.
Рабочая тетрадь — учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
Эффективность применения рабочей тетради во внеурочной деятельности проявляется:
в повышении активизации самостоятельной деятельности учащихся;
в повышении эффективности обучения;
в контроле результативности обучения каждого учащегося и в системе обратной связи, которая позволяет учить в соответствии с индивидуальными способностями учащихся.
Я разработала рабочую тетрадь под названием «Экотур» для обучающихся 2 класса как средство формирования экологической грамотности младших школьников во внеурочной деятельности.
Разработанная на кроссплатформенном (способность программного обеспечения работать с несколькими аппаратными платформами или операционными системами) сервисе для графического дизайна - Canva.
Цель мое рабочей тетради: формирование ответственного отношения к природе, воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воздух, флору и фауну), а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Хочу продемонстрировать мою рабочую тетрадь под названием «Экотур» в которой обучающиеся 2 класса изучают и знакомятся с большим многообразием животных и растений в Иркутской области, а также учатся как нужно человеку вести себя в природе и как о ней заботится.
На протяжении всего изучения рабочей тетради обучающихся на страницах будет сопровождать Алёнка, которая будет помогать обучающимся в изучении тем.
Каждая тема в данной рабочей тетради расположена на определённом развороте.
Такие как…
Таким образом, для формирования экологической грамотности, характеризующейся активной жизненной позицией в вопросах взаимодействия человека и природы и проявляющейся в повседневной деятельности. С одной стороны, обучающиеся должны получить необходимые экологические знания и уметь применять их. С другой стороны, они должны обладать социокультурной компетентностью, включающей в себя познавательную, деятельностную и ценностные составляющие.