Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

формирование экологической и правовой культуры | Падюкина Татьяна Валентиновна,Чернов Андрей Григорьевич. Работа №250744

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Падюкина Татьяна Валентиновна,Чернов Андрей Григорьевич
показана взаимосвязь экологического и правового воспитания как основа формирования экологической и правовой культуры обучающихся

Падюкина Т.В

учитель биологии МБОУ СОШ №37

гебоксары

 

Чернов А.Г.

учитель обществознания МБОУ СОШ №37

гебоксары

 

 

Формирование экологической и правовой культуры обучающихся

через взаимосвязь экологического и правового воспитания

 

Принятые в июле с.г. поправки в действующую Конституцию РФ затронули, в том числе, и сферу экологии, сделав ее одной из приоритетных направлений государства. Конституция, в которой содержится ряд статей по вопросам охраны окружающей среды и законодательные, и иные нормативно-правовые акты, регулирующие экологическую ситуацию, являются главными источниками содержания эколого-правового воспитания обучающихся. Тем самым, эколого-правовые знания, формируемые в учебном процессе, закладывают у них основы эколого-правового мышления и культуру эколого-нравственных правовых чувств.

Правовой аспект экологического воспитания обучающихся интегрирует систему знаний о взаимодействии общества и природы с правовыми знаниями природоохранного содержания. Формирование ценностных экологических ориентаций обучающихся при этом приобретает иное значение. Если экологическое воспитание включает в себя осознание школьниками разносторонней ценности природы, то правовое - формирует у них чувство глубокого уважения к законам в сфере охраны природы, вызывает патриотические и эмоциональные переживания. Чувство гражданской совести в сочетании с эмоционально-ценностным отношением к природе, проявляющихся в заботе о родной земле, ее богатствах, бесспорно, поднимает на более высокий уровень экологическую культуру и правовое сознание школьников.

Почему же необходимо интегрировать целевые установки, формы, методы и средства экологического и правового воспитания обучающихся?

На наш взгляд этот процесс обусловлен следующими соображениями:

1.лишь определенный уровень правовых знаний, умений и навыков
обучающихся в области охраны окружающей среды, взаимодействия с при-
родной средой могут обеспечить формирование
базовых экологических компетенций личности;

2.правовое ориентированное экологическое образование и воспита-
ние намного повышает осознание собственной ответственности обучающихся за последствия своих действий во взаимоотношениях с окружающей природной средой ;

3. отношение школьника к природе может служит мерилом его культуры, степени его полноценности как гражданина.

 

 

В данном аспекте базисным является экологическое воспитание. Кратко охарактеризуем его сущность. Под экологическим воспитанием подразумевается « целенаправленное, систематическое и идеологическое воздействие социальных институтов на экологическое сознание личности, систему его экологических позиций, установок и ценностных ориентаций. Оно предполагает формирование нового человека с развитыми экологическим сознанием и экологической культурой, способного жить в гармонии с окружающей средой, ощущающего себя составной частью окружающий среды, осознающего себя биологическим видом, жизнь и здоровье которого напрямую зависят от состояния среды его существования» [1]. Экологическое воспитание направлено на выработку экологическое сознания т.е. «совокупности представлений о взаимосвязях в системе «человек – природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия» [2].

Этот процесс происходит как в ходе преподавания школьных предметов биологи , экологии ,географии, так и на уровне дополнительного образования, которое обладает, к тому же, целым рядом преимуществ, по сравнению со школьным. Это и меньшая формализованность учреждений, и более направленное действие, следование интересам воспитанников, и разнообразие форм и методов обучения, специальное оборудование, индивидуальный подход и пр.

Экологически образованная личность, зная, какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека. На основе экологического образования формируется экологическая культура обучающегося, которая является компонентом базовой культуры его формирующейся личности.

Но это лишь одна сторона медали. Основываясь на ст.58 Конституции РФ, где прописана обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, школа строит эколого- правовое воспитание также через урочную деятельность (предметы Право, Обществознание) и внеурочную деятельность (кружки, факультативы, школьные клубы волонтерскую деятельность).Особое внимание уделяется ознакомлению обучающихся с основами экологического права, уголовной и административной ответственности за экологические правонарушения.

Взаимосвязь экологического и правового воспитания в реальном педагогическом процессе общеобразовательной школы обеспечивается путем интеграции этих двух важнейших сторон формирования базовой культуры личности, что возможно на основе достижения единства их целей, задач, содержания, средств, форм и методов и ожидаемых результатов. Из вышесказанного следует, что одна из важнейших целей деятельности всей системы образования на современном этапе – это не столько само экологическое образование подрастающего поколения, сколько формирование его экологической и правовой культуры.

 

Литература:

1.Рыбась В.А. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2.;
2.URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=16632 (дата обращения: 14.07.2020).

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×