Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование экологической культуры младших школьников в общеобразовательной школе | Ушакова Виктория Леонидовна. Работа №351423. Номер работы: №351423

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Формирование экологической культуры у младших школьников имеет важное значение в контексте современного образования и устойчивого развития общества. В данной статье рассматриваются основные аспекты экологической культуры, её значение для формирования ответственного отношения к окружающей среде у детей, а также практические методы, которые могут использовать учителя начальных классов для достижения этой цели. Основное внимание уделяется интеграции экологии в учебный процесс, использованию активных методов обучения, организационным формам работы с учащимися и их родителями.

Ключевые слова: экологическая культура, младшие школьники, устойчивое развитие, дошкольное образование, активные методы обучения, проектная деятельность.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Ушакова Виктория Леонидовна, учитель начальных классов

ГБОУ "СОШ №64", ДНР г. Мариуполь

Аннотация. Формирование экологической культуры у младших школьников имеет важное значение в контексте современного образования и устойчивого развития общества. В данной статье рассматриваются основные аспекты экологической культуры, её значение для формирования ответственного отношения к окружающей среде у детей, а также практические методы, которые могут использовать учителя начальных классов для достижения этой цели. Основное внимание уделяется интеграции экологии в учебный процесс, использованию активных методов обучения, организационным формам работы с учащимися и их родителями.

Ключевые слова: экологическая культура, младшие школьники, устойчивое развитие, дошкольное образование, активные методы обучения, проектная деятельность.

 

Современные проблемы экологии, такие как загрязнение окружающей среды, изменение климата, исчезновение видов, требуют от общества осознания важности формирования экологической культуры. У младших школьников, как у подрастающего поколения, формируются первые представления об окружающем мире, и именно в этом возрасте закладываются основы ответственного и осознанного отношения к природе. Учебный процесс в общеобразовательной школе предоставляет уникальную возможность внедрить экологическую тематику в различные предметы, развивать у учащихся сознание о своей роли в сохранении окружающей среды и формировать практические навыки по её защите.

Понятие экологической культуры

Экологическая культура — это система знаний, норм и ценностей, а также практических навыков, направленных на сохранение и восстановление природной среды и устойчивое использование природных ресурсов. Она включает в себя:

Знания о природе: понимание закономерностей экосистем, взаимодействия живых организмов и их среды обитания.

Этические нормы: формирование бережного отношения к природе, осознание своей ответственности за её сохранение.

Практические умения: навыки по защите окружающей среды, участие в природоохранных акциях и инициатив.

Задачи формирования экологической культуры

На этапе начального образования перед педагогами стоит несколько ключевых задач:

Просвещение: формирование у детей базовых знаний об экосистемах, охране окружающей среды и принципах устойчивого развития.

Воспитание: развитие у учащихся чувства ответственности за состояние природы и понимания важности сохранения её богатств.

Практика: вовлечение детей в практические действия по охране природы, такие как участие в субботниках, экологических акциях и проектах.

Методы формирования экологической культуры

1. Интеграция экологии в учебный процесс

Важным направлением работы учителя является интеграция экологических тем в различные предметы. Например, на уроках окружающего мира можно рассматривать природу своего региона, влияние человека на экологическое состояние, на уроках искусства — создавать проекты, вдохновленные природой, а на занятиях по физической культуре — проводить соревнования на свежем воздухе с элементами экологической тематики.

2. Использование активных методов обучения

Активные методы, такие как групповые дискуссии, ролевые игры и проектная деятельность, способствуют более глубокому усвоению экологических знаний. Учитель может организовать обсуждения на темы защиты окружающей среды, например, "Что мы можем сделать для сохранения природы?", или создать проекты, в которых ученики будут предлагать решения для проблем экологии в своём районе.

3. Проведение педагогических мероприятий

Организация тематических мероприятий, таких как "День Земли", "Неделя экологии", конкурсы рисунков на экологические темы, поможет привлечь внимание учащихся и их родителей к вопросам экологии. Это также дает возможность развить навыки сотрудничества и командной работы.

4. Сотрудничество с семьей и обществом

Вовлечение родителей и местного сообщества в образовательный процесс способствует формированию единого подхода к решению экологических проблем. Учителя могут организовать совместные акции по очистке территорий, создание мини-садов и парковых зон.

Примеры проектов для формирования экологической культуры

1. "Зеленая школа"

Проект включает в себя создание на территории школы зеленых уголков: цветов, кустарников, деревьев, которые ухаживают сами ученики. Этот проект развивает у детей чувство ответственности за природу и учит их работать в команде.

2. "Экологический патруль"

Ученики становятся членами "экологического патруля", который наблюдает за состоянием окружающей территории, проводит мониторинг загрязнений и предлагает возможные решения по улучшению ситуации. Подобный проект поможет детям развивать навыки анализа и критического мышления.

3. "Секреты природы"

Цель этого проекта — изучение местных экосистем. Ученики могут провести детальные наблюдения за животными и растениями своего района, составить буклеты о находках и представить свои исследования одноклассникам и родителям.

4. "Экологическая премия"

Организация конкурса, в котором лучшие проекты по охране окружающей среды будут отмечаться премией. Это может стать хорошей мотивацией для детей проявить свои таланты и креативность в решении экологических задач.

Формирование экологической культуры у младших школьников является необходимым условием для создания ответственного и осознанного поколения. Учителя начальных классов могут играть ключевую роль в этом процессе, внедряя экологическую тематику в учебный процесс и активизируя детей к практическим действиям по сохранению окружающей среды. Работая совместно с родителями и обществом, педагоги смогут создать оптимальные условия для развития экологической культуры, что, в свою очередь, положительно скажется на состоянии экологии в будущем.

 

Список литературы

Дронова Елена Сергеевна Формирование экологической культуры младших школьников в общеобразовательной школе // Известия ВГПУ. 2017. №8 (121).

URL: htt

ps://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskoy-kultury-mladshih-shkolnikov-v-obscheobrazovatelnoy-shkole

Т И. Петрова, С

С

. Петров Условия формирования экологической культуры учащихся начальных классов // МНКО. 2020. №3 (82).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-formirovaniya-ekologicheskoy-kultury-uchaschihsya-nachalnyh-klassov

Чалова

Ольга Алекс

андровна Оценка уровня сформированности экологической культуры младших школьников // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-urovnya-sformirovannosti-ekologicheskoy-kultury-mladshih-shkolnikov

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×