Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование экологической культуры младших школьников в общеобразовательной школе | Генце Жанна Анатольевна. Работа №345726. Номер работы: №345726

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы к формированию экологической культуры младших школьников в общеобразовательной школе. Описывается роль учителя в воспитании у детей экологического сознания и ответственности за природу. Уделяется внимание практическим аспектам интеграции экологического образования в учебный процесс начальной школы, а также значению системного подхода в воспитании младших школьников как будущих граждан, ответственных за окружающую среду.

Ключевые слова: Экологическая культура, младшие школьники, экологическое образование, окружающая среда, ответственность, воспитание, общеобразовательная школа

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Генце Жанна Анатольевна, учитель

МБОУ «СОШ 140» г. Новосибирск

Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы к формированию экологической культуры младших школьников в общеобразовательной школе. Описывается роль учителя в воспитании у детей экологического сознания и ответственности за природу. Уделяется внимание практическим аспектам интеграции экологического образования в учебный процесс начальной школы, а также значению системного подхода в воспитании младших школьников как будущих граждан, ответственных за окружающую среду.

Ключевые слова: Экологическая культура, младшие школьники, экологическое образование, окружающая среда, ответственность, воспитание, общеобразовательная школа.

 

Современные условия развития общества ставят перед образованием задачи, связанные с формированием экологического сознания подрастающего поколения. Экологическая культура является неотъемлемой частью общего развития личности, и её основы необходимо закладывать с раннего возраста. Младшие школьники, находясь на этапе активного познания окружающего мира, восприимчивы к экологическим знаниям и способны формировать ответственное отношение к природе.

Воспитание экологической культуры в младшем школьном возрасте не только помогает детям лучше понять мир природы, но и развивает у них чувство ответственности за окружающую среду. Учителя начальных классов играют важную роль в этом процессе, способствуя осознанию школьниками значимости охраны природы и бережного отношения к ресурсам планеты. Включение экологических аспектов в образовательную программу начальной школы является важным шагом на пути формирования у детей экологической грамотности, что в будущем будет способствовать их участию в решении глобальных экологических проблем.

На этапе начального обучения дети активно осваивают основные понятия и явления окружающего мира. Это время, когда можно эффективно заложить базовые принципы экологической осознанности: понимание того, что природные ресурсы не безграничны, что все живые существа имеют право на существование и что действия каждого человека могут повлиять на общее состояние природы. Формирование этих основ позволяет развить у младших школьников чувство ответственности за сохранение окружающей среды, что становится важным элементом их личности и поведения в будущем.

Экологическая культура помогает детям развивать системное мышление и осознанное отношение к миру. Они учатся понимать, что природа — это неотъемлемая часть жизни каждого человека, и от её состояния зависит благополучие общества. Воспитывая у школьников уважение к природе, мы также формируем у них важные моральные качества: ответственность, заботу, внимание к окружающим. Эти качества впоследствии станут основой для экологически грамотного поведения в повседневной жизни.

Формирование экологической культуры в начальной школе требует интеграции экологических знаний в образовательный процесс на всех уровнях. Одним из ключевых методов является использование практико-ориентированного подхода, который позволяет детям не только усваивать теоретические знания, но и применять их на практике. На уроках и во внеурочной деятельности учитель может создавать ситуации, в которых дети смогут наблюдать за природой, изучать её явления и самостоятельно делать выводы о необходимости её охраны.

Педагогическая деятельность должна быть направлена на создание условий для формирования у детей экологического мышления. Важную роль в этом играют наблюдения за природными объектами, которые можно проводить как в школьных условиях, так и во время экскурсий на природу. Эти наблюдения помогают детям осознать, как функционируют экосистемы, как взаимосвязаны живые и неживые элементы природы, а также что человек должен бережно относиться к природным ресурсам.

Другим важным методом является использование междисциплинарного подхода. Экологическое образование может быть интегрировано в различные предметы начальной школы, такие как окружающий мир, математика, литература и даже уроки труда. Это позволяет школьникам осознавать экологические проблемы в контексте различных сфер жизни, что помогает развивать их способность к системному мышлению.

На уроках литературы и чтения можно обсуждать произведения, посвящённые природе, где герои демонстрируют ответственное отношение к окружающей среде. Такие тексты помогают детям сформировать эмоциональную связь с природой, учат сопереживать её красоте и ценить её сохранение. Учитель может использовать эти произведения как отправную точку для обсуждения экологических проблем и формирования у детей понимания того, что бережное отношение к природе — это часть их собственного поведения.

Значительное влияние на развитие экологической культуры оказывает также проектная деятельность. Работа над экологическими проектами, например, создание школьного уголка природы или участие в акциях по уборке территории, помогает детям осознавать практическую важность защиты природы. Эти проекты способствуют развитию у школьников навыков сотрудничества, ответственности и планирования, а также учат их брать на себя ответственность за свои действия и их последствия для окружающей среды.

Важной задачей учителя является создание образовательной среды, в которой экология рассматривается как важная и неотъемлемая часть жизни. Учитель должен внедрять экологические знания в повседневный образовательный процесс, создавая условия для обсуждения экологических проблем и вовлекая детей в активные формы деятельности. Важной частью этой работы является воспитание у детей позитивного отношения к природе через собственный пример. Учитель может показывать, как можно заботиться о природе в повседневной жизни, и мотивировать детей на участие в экологических акциях и проектах.

Формирование экологической культуры у младших школьников является важным элементом общего воспитания, направленного на подготовку ответственных и сознательных граждан. Экологическая культура помогает детям осознать, что природа является частью их жизни и что от их поведения зависит её будущее. Важно, чтобы учитель начальных классов использовал разнообразные методы и подходы для интеграции экологического образования в учебный процесс. Практическая деятельность, проектная работа, наблюдения и междисциплинарный подход помогут создать условия для формирования у детей экологически грамотного мышления, которое станет основой их ответственного поведения в будущем.

 

Список литературы

1. Виситова Л. С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы / Л. С. Виситова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 15-18.

2. Сергеева Б. В. Условия формирования экологических знаний младших школьников / Б. В. Сергеева, А. С. Станина // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1181-1186.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×